Уроки МАКСа-2015

23
Россия возрождает авиацию с прицелом на новые рынки

Прошедший с 25 по 30 августа в Жуковском 12-й Международный авиационно-космический салон наглядно показал, что взятый руководством страны курс на возрождение военной авиации последовательно реализуется. Во всех секторах заметен значительный прогресс. Чтобы осознать этот непреложный факт, нужно было просто более тщательно смотреть не только в небо, где шли не имеющие мировых аналогов блистательные демонстрационные полеты, но и на статическую экспозицию. В павильонах порой не на самых видных местах были представлены образцы, от вида которых иногда захватывало дух. Ведь можем же, если захотим!

Как и в предыдущие годы, одной из главных тем салона стала боевая авиация. Хотя ожидаемые контракты на поставку истребителей Су-35С Китаю и новой партии этих самолетов для ВВС РФ не состоялись, интересного было много. В ряде случаев эти новинки особенно и не афишировались.

Учебные и боевые


На статической экспозиции, например, скромно притаился опытный образец учебно-боевого самолета Як-130 в конфигурации легкого штурмовика. Его первую демонстрацию на публике заметили, пожалуй, только наиболее искушенные журналисты, специализирующиеся в области военной авиатехники.

“ Перспективный транспортный самолет получит обозначение Ил-106, его грузоподъемность составит 80–100 тонн ”
На новой модификации Як-130 лазерный целеуказатель-дальномер установлен в скошенной носовой части. По внешнему виду он напоминает аналогичную аппаратуру, установленную на штурмовике Су-25. Наличие лазерного дальномера повысит эффективность действия самолета по наземным целям и расширит список применяемых самолетом высокоточных вооружений. Данная аппаратура обеспечит боевое применение Як-130 на сильно пересеченной местности (горы, ущелья), повысит точность определения координат оперативной цели и применения существующей номенклатуры авиационных средств поражения (АСП). Лазерный дальномер был установлен на Як-130 по желанию иностранных заказчиков с целью расширения боевых возможностей и применения самолета в качестве легкого штурмовика. На данный момент проведены аэродинамические испытания модернизированного Як-130, новый дальномер протестирован на дальность и точность прицеливания.

В принципе появление модернизированного Як-130 было ожидаемым событием. Как ранее заявил глава Департамента ВВС Рособоронэкспорта Сергей Корнев, Россия может переоборудовать учебно-боевой Як-130 в штурмовик, если у иностранных заказчиков возникнет такое желание. Он подчеркнул, что потенциал самолета очень большой. Хотя на данном этапе Як-130 интересует зарубежных заказчиков больше как учебно-боевой самолет усовершенствованной легкой подготовки класса AJT (Advanced Jet Trainer). На этой машине, по словам представителя Рособоронэкспорта, наверняка рано или поздно появится и высокоточное оружие. В то же время применение Як-130 в качестве легкого штурмовика повысит его популярность на мировом рынке.

Уроки МАКСа-2015


Намерение оснастить УБС Як-130 лазерным дальномером подтвердил и главнокомандующий ВКС РФ генерал-полковник Виктор Бондарев. «Лазерный дальномер должен использоваться для того, чтобы самолет, как ему предписано по тактико-техническому заданию, мог применять все виды управляемого вооружения, – сказал главком. – У него для этого есть все возможности и модернизационный потенциал огромный, поэтому будем устанавливать». Бондарев отметил, что ВКС ежегодно планируют закупать не менее 16 самолетов Як-130. Этого достаточно, чтобы до 2020 года довести авиапарк до необходимого количества, которое будет соответствовать числу курсантов, летающих на этом самолете.

В целом создание легких боевых самолетов на базе УБС – повсеместная мировая практика. В качестве примера можно привести T-50/TA-50 «Голден игл» (Golden Eagle) разработки южнокорейской компании «Кориа аэроспейс индастриз» (Korea Aerospace Industries), L-15 китайской «Хунду эйркрафт» (Hongdu Aircraft), «Скорпион» (Scorpion) американской «Текстрон эйрлэнд» (Textron AirLand). Вооружением может оснащаться и M-346 производства итальянской «Алениа эрмакки». Как правило, разработка боевой конфигурации УБС существенно повышает объемы продаж самолета на международном рынке вооружений.

На МАКСе-2015 корпорация «Иркут» заключила контракт на поставку четырех УБС Як-130 в Белоруссию. Самолеты будут переданы в 2016 году. К настоящему времени УБС Як-130 уже поставлены в Алжир (16 единиц) и Белоруссию (4), экспортируются в Бангладеш (16). Согласно последнему годовому отчету корпорации с 2012-го по 2014-й ВВС РФ было передано 50 УБС Як-130. Одновременно «Иркут» успешно исполняет контракт на поставку имущества для обеспечения Як-130 в МО РФ, обслуживает самолеты главного заказчика в точках базирования.

Як-130 предназначен для курсантов летных училищ. На нем осваивают навыки пилотирования и работы по наземным и воздушным целям, необходимые для самолетов четвертого и пятого поколений. Высоконадежная комплексная система управления с возможностью перепрограммирования позволяет подготовить пилота как для российских, так и для западных боевых самолетов.

На МАКСе стало известно и о продолжении работ над проектом по созданию нового учебно-тренировочного самолета (УТС) начального этапа летной подготовки (ЛП), получившего обозначение Як-152. По словам представителей ОПК, в связи с резким увеличением объемов ЛП Минобороны требуется новый УТС, на роль которого оптимально подходит Як-152. Предполагается, что он будет активно применяться в структуре как ВВС, так и ДОСААФа. Допускается возможность оснащения машины дизельным двигателем, работающим на авиакеросине. Это снизит эксплуатационные затраты и повысит летно-технические характеристики.



Одной из особенностей Як-152 является установка в кабине летчиков многофункциональных дисплеев (МФД) – аналогичных тем, которыми оснащается Як-130. Двумя МФД оборудуется рабочее место курсанта, еще двумя – инструктора.

При проектировании Як-152 особое внимание уделялось безопасности. Самолет оснащается комплексом средств аварийного покидания самолета КСАП-152 с креслами СКС-94М2 разработки НПП «Звезда», что обеспечивает быстрое и безопасное катапультирование в экстренной ситуации. Летные испытания системы, как ожидается, начнутся в конце 2015 года.

Основными преимуществами Як-152 перед аналогами являются оптимальность аэродинамической компоновки, повышенная безопасность экипажа, современный комплекс авионики, унификация приборов и других средств индикации с УБС Як-130, прочность шасси. Допускается возможность хранения Як-152 вне ангара и его применения на грунтовых аэродромах. Рособоронэкспорт собирается уже в ближайшем времени начать активное продвижение самолета первоначальной подготовки Як-152 совместно с учебно-боевым Як-130.

Ранее сообщалось, что по контракту с Минобороны планируется сборка четырех образцов Як-152, включая два для участия в летных испытаниях. Предполагается, что первый самолет поднимется в воздух в 2016 году. «К 2017 году, когда будет выход максимального количества курсантов на летную практику, будем их учить уже на этом самолете», – пообещал главком ВКС.

Мировой опыт разработки поршневых УТС предполагает создание на их базе легких штурмовиков, как в случае с A-29 «Супер тукано» (Super Tucano) бразильской компании «Эмбраер» (Embraer). Вполне возможно, что аналогичный легкий штурмовик будет создан и на основе Як-152.

Хотя ожидаемый на салоне контракт с Китаем на поставку Су-35С подписан не был, стало известно, что в случае заключения соглашения самолеты станут передаваться заказчику в полностью собранном виде, а ведение лицензионного производства в КНР не предусматривается. Контракт по-прежнему находится в стадии согласования. Он должен быть подписан до конца 2015 года. В случае закупки Су-35С КНР получит и один наземный комплекс воздушной связи (НКВС) разработки НПП «Полет». НКВС предназначен для управления группой летательных аппаратов и сопряжения с автоматизированными системами управления (АСУ). В перспективе Китай может получить еще несколько таких комплексов.

Не был подписан и контракт на поставку ВВС РФ новой партии истребителей Су-35С. Президент ОАК Юрий Слюсарь проинформировал, что документ находится в высокой степени готовности и корпорация рассчитывает его подписать до конца года. По его словам, новый заказ на Су-35С для ВВС РФ обеспечит до 2020 года загрузку производственных мощностей Комсомольского-на-Амуре авиационного завода им. Гагарина, который серийно выпускает эти самолеты.

Что касается продолжения разработки и выпуска перспективной боевой авиатехники, то ОАК должна передать военным в этом году еще три опытных истребителя пятого поколения ПАК ФА (Т-50) в дополнение к пяти полученным заказчиком ранее. Эти машины будут участвовать в программе летных испытаний.

Согласно планам ВВС закупка первых серийных истребителей ПАК ФА состоится в 2016 году, хотя общее число самолетов данного типа, которое предполагается поставить российским Вооруженным Силам, по-прежнему не уточнено. Ранее главком ВКС генерал-полковник Юрий Бондарев заявлял о намерении приобрести 55 ПАК ФА. Впоследствии замминистра обороны РФ Юрий Борисов предупредил, что ведомство может скорректировать заказ на ПАК ФА в связи с новыми экономическими условиями и высокими показателями Су-35. В ходе салона Бондарев уточнил, что начались испытательные полеты для отработки боевого применения ракетного вооружения нового истребителя, в которых ПАК ФА показывает хорошие результаты.

ОАК продолжает работу и над перспективным авиационным комплексом дальнего перехвата (ПАК ДП). В настоящее время создание ПАК ДП находится на стадии проработки технического задания, которое сейчас уточняется.

Всего ВКС рассчитывают получить свыше 250 самолетов и вертолетов в 2015 году. По словам главкома, по некоторым образцам авиатехники имеется возможность опережающих поставок в счет 2016-го, а сокращения объемов закупок не планируется. Ранее замминистра обороны РФ Юрий Борисов заявил, что министерство в этом году рассчитывает получить от промышленности более 200 единиц авиатехники.

Военно-транспортная авиация


На выставке демонстрировались серийный тяжелый военно-транспортный самолет (ВТС) Ил-76МД-90А «Виктор Ливанов» и уникальная лаборатория Ил-76МДК Центра подготовки космонавтов, модель легкого транспортного Ил-112 и самолет-лаборатория на базе Ил-114.

Как стало известно, в этом году ОАК сдаст Министерству обороны три Ил-76МД-90А, включая «Виктора Ливанова», которые будут приняты на вооружение военно-транспортной авиации (ВТА). Сразу после салона «Виктор Ливанов» отправился в Иваново – в Центр боевого применения и переучивания летного состава ВТА.

Первые две машины, построенные на ульяновском «Авиастар-СП», как напомнил гендиректор ОАО «ОАК – Транспортные самолеты» (ОАК – ТС) Вильдан Зиннуров, были переданы на Таганрогский авиационно-научный комплекс им. Бериева (ТАНТК): один в интересах Министерства обороны России для создания на его базе самолета ДРЛО и У А-100 «Премьер», второй – для партнеров, которые будут использовать его как базу для специальной авиации. По словам Зиннурова, последний самолет не числится в ряду законтрактованных Министерством обороны 39 Ил-76МД-90А и увеличит количество первой построенной на «Авиастаре» партии до 40 единиц.

Как сообщил генеральный директор ОАО «Ил» Сергей Вельможкин, сейчас в производстве находятся около десяти таких машин. Объемы их ежегодного выпуска будут постепенно увеличиваться: сейчас три, затем пять, восемь, двенадцать. «Планируем в конечном счете дойти до 18 самолетов в год», – констатировал Вельможкин. По его словам, компания уже на следующий год готова начать прием заказов на экспортную поставку ВТС Ил-76МД-90А. А Зиннуров предположил, что первые экспортные контракты на новый российский ВТС могут появиться через четыре – шесть месяцев после завершения салона. Интерес к самолету огромен, особенно теперь, когда он начал приобретаться российскими ВВС. Ил-76 не нуждается в рекламе на международном рынке, заявил глава транспортного дивизиона ОАК. В целом было выпущено около тысячи Ил-76 старой модификации, из которых пятьсот летают за рубежом. «Сейчас пул потенциальных заказчиков достаточно большой», – резюмировал собеседник, отметив, что в наиболее продвинутой стадии переговоры с Алжиром, ЮАР, Египтом, Венесуэлой.

На салоне ОАК рассчитывала найти покупателей и на гражданскую версию Ил-76МД-90А, работа над которой уже начата. В течение полутора лет планируется получить на нее сертификат и уже сегодня подыскиваются потенциальные эксплуатанты.

А вот о госконтракте на новый заправщик Ил-78М-90А, который создается по Госпрограмме вооружения, пока говорить рано – его необходимо еще изготовить и облетать, отметил Вельможкин. Ил-78М-90А поднимется в воздух в первом квартале следующего года. В сравнении с Ил-78 модификация имеет повышенную эффективность передачи топлива в полете. По оценке главы ОАО «Ил», производить образец для наземных летных испытаний не планируется, поскольку базовая машина проверенная. Запланированы специальные испытания, в том числе по заправке в воздухе.

На базе Ил-76МД-90А может быть также разработан новый самолет радиоэлектронной борьбы (РЭБ), считает советник первого замглавы концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) Владимир Михеев. Он напомнил, что КРЭТ уже занимается новым самолетом РЭБ «Порубщик-М». Эскизный проект прорабатывался на Ту-214, но наиболее перспективным в настоящий момент признано размещение комплекса РЭБ на Ил-76МД-90А, потому что на нем удобнее совместить большое количество оборудования, отметил Михеев, подчеркнув, что в ближайшее время Минобороны РФ планирует инициировать полномасштабные ОКР по этому направлению.

На выставке стало известно, что в декабре первый устаревший Ил-76 ВКС России будет модернизирован по программе Ил-76МДМ. Об этом сообщил генеральный конструктор ОАО «Ил» Николай Таликов. Сейчас на заводе в Жуковском работают над первой машиной. На данный момент стоит задача модернизировать все «подходящие по возрасту» строевые Ил-76 ВТА.

Еще два Ил-76 старой версии находятся в ТАНТК. Они были транспортированы туда из Узбекистана, с Ташкентского авиационного производственного объединения им. Чкалова (ТАПОиЧ, ныне Ташкентский механический завод), где в советское время эти машины производились серийно. Как стало известно на МАКСе, эти две наиболее готовые платформы выкупил у Узбекистана Израиль. Предполагается, что на их базе будут строиться самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛО и У) по индийскому опциону. Нью-Дели в 2004 году заключил контракт на поставку трех самолетов ДРЛО и У «Фэлкон» (Falcon) на базе Ил-76. При этом предусматривался опцион на поставку еще двух аналогичных машин. Вероятно, на ТАНТК выполняют именно этот заказ. В Таганроге самолетные корпуса доработают и впоследствии оснастят израильской БРЛС «Фэлкон».

Президент ОАК Юрий Слюсарь проинформировал, что продолжается реализация программы Ил-96, который не выработал весь свой модернизационный потенциал. К 2023–2025 годам ставится задача организации ежегодного производства на ВАСО минимум двух-трех Ил-96 в разной конфигурации, оснащенных комплексами топливозаправщика, пункта управления и другими. «Мы обсуждаем с коллегами варианты по реализации на базе Ил-96 большого количества специальных комплексов. Для нас расширение линейки – это продление жизни самолета, который является уникальным и помимо того, что обеспечит загрузку ВАСО, остается базовой машиной специального летного отряда управления делами президента», – сказал Слюсарь.

ОАО «Ил» между тем уже разрабатывает перспективный транспортный самолет (ПТС), который, по словам Таликова, получит обозначение Ил-106, его грузоподъемность достигнет 80–100 тонн. В образце будет реализована традиционная схема. Ранее предполагалось, что ПТС может получить несущий фюзеляж. Внешне, рассказал генконструктор компании, Ил-106 будет напоминать Ил-76, однако это будет другой самолет. «Мы сделали технический проект, сейчас предлагаем его Минобороны РФ. Заказчик свое видение этого самолета и его характеристики выдал, мы видим, что они совпадают с нашим предложением. Пока идут переговоры, и когда они закончатся, мы сможем что-нибудь сказать по срокам».

В годовом отчете ОАК сообщается: «На стадии инициирования проекта находится сверхтяжелый самолет под обозначением ПТС. Его максимальная грузоподъемность может достигать 80, 160 или 240 тонн».

Также ОАК продолжает разрабатывать совместно с Индией многоцелевой транспортный самолет MTA (Multirole Transport Aircraft). Объединенная приборостроительная корпорация (ОПК) обсудила на МАКСе с немецкой компанией «Родэ энд Шварц» (Rohde & Schwarz) возможность совместной разработки комплекса средств связи для MTA.

Что касается легкого военно-транспортного Ил-112В, то его испытания завершатся в 2019 году, после чего начнутся серийные поставки, отметил Таликов. Ранее замминистра обороны РФ Юрий Борисов говорил, что первый Ил-112 должен подняться в воздух в 2017-м. Военные ожидают, что авиазавод в Воронеже приступит к серийному производству этих самолетов в 2019-м, и собираются получить не менее 35 машин.

Легкий Ил-112 грузоподъемностью шесть тонн создается на замену Ан-24 и Ан-26. ОАО «Ил» победило в конкурсе на лучший проект легкого ВТС еще в 2003 году, тогда предполагалось, что военные получат Ил-112 уже в 2006-м.

Генеральный директор холдинга «Технодинамика» Максим Кузюк полагает, что на Ил-112В может быть установлена система нейтрального газа, по которой у компании есть уникальные наработки. Макетный образец этой системы демонстрировался на МАКСе-2015. «Технодинамика» вошла в программу создания Ил-112В с шасси и элементами механизации крыла. Также холдинг уже подписал контракт на ОКР по системе электроснабжения для Ил-112В. В ней будет применяться генератор без гидравлического привода, что позволит увеличить энергетическую эффективность на 15–20 процентов. Отсутствие гидропривода повышает надежность и снижает стоимость изделия. Кроме того, масса системы уменьшается по сравнению с аналогами. Поставки опытных образцов должны начаться во второй половине 2015-го, государственные совместные испытания намечаются двумя годами позже.

Еще один интересный самолет с непростой историей – Ил-114. Сегодня решается вопрос о его воспроизводстве в России. Раньше Ил-114 производился в Узбекистане, на ТАПОиЧ. Теперь, как сообщил Таликов, модель планируется собирать на нижегородском авиазаводе (НАЗ) «Сокол». Президент ОАК Юрий Слюсарь подтвердил, что воспроизводство этого самолета в России планируется по той же схеме, что и Ил-76МД-90А: у Узбекистана будут приобретены имеющиеся планеры Ил-114 для проведения летных испытаний и соответственно существенного сокращения времени и затрат.

По словам Таликова, Ил-114 – замечательное воздушное судно с точки зрения технических характеристик, эффективности и обслуживания. Ранее Сергей Коротков, гендиректор РСК «МиГ», в которую интегрируется НАЗ «Сокол», заявлял, что корпорация готова организовать работы по программе Ил-114 совместно с ОАО «Ил» на мощностях нижегородского завода.

Это хорошая новость для компании «Радар ММС», которая разработала поисково-прицельный комплекс «Касатка» на базе самолета-лаборатории Ил-114. По словам исполнительного директора Ивана Анцева, в состав комплекса открытой архитектуры входят оптоэлектронные, радиоэлектронные и магнитометрические системы, а также средства спутниковой связи. «Касатка» позволяет в реальном времени привязать радиолокационный слой к карте местности, что обеспечивает выполнение целого комплекса поисково-прицельных и поисково-спасательных задач при дальности обнаружения цели 120 километров. Унификация «Касатки» по типам носителей обеспечивает его установку на различные платформы – самолет, вертолет, аэростат, экраноплан.

Ракетное вооружение


Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) впервые представила на МАКСе-2015 свои новые авиационные средства поражения (АСП). В их числе управляемая крылатая ракета «Гром-Э1» и крылатый планирующий боеприпас «Гром-Э2». Эти ракеты в настоящее время находятся на этапе испытаний, сообщил генеральный директор КТРВ Борис Обносов.

Оба средства поражения имеют нормальную аэродинамическую схему и унифицированную конфигурацию, что позволяет их размещать во внутреннем отсеке вооружения самолета-носителя. Основным отличием «Гром-Э1» является ракетный двигатель в хвостовой части, в то время как у «Гром-Э2» вместо двигателя размещается дополнительная осколочно-фугасная боевая часть.

Все основные параметры двух новых АСП засекречены. Разработчики отметили только, что стартовая масса каждого изделия составляет более 600 килограммов. При этом масса боевой части «Гром-Э1» – около 300 килограммов, а у «Гром-Э2» – более 450. Система наведения комбинированная – инерциальная навигационная система с коррекцией траектории по сигналам спутниковой системы GPS.

На салоне был представлен один натурный макет под обозначением «Гром-Э1»/«Гром-Э2», дающий представление об аэродинамической схеме двух новых АСП и принципе их действия. После сброса АСП с самолета-носителя производится развертывание крыла в рабочее положение, а затем запуск ракетного двигателя (у «Гром-Э1»). Дальность полета обоих АСП должна быть достаточной для атаки наземных целей за пределами дальности действия объектовых средств ПВО.

По словам Бориса Обносова, КТРВ разработает специально для истребителя пятого поколения ПАК ФА двенадцать управляемых ракет внутрифюзеляжного размещения. Первые шесть ракет будут созданы к 2017 году, а остальные шесть – к 2020-му. Четыре образца внутрифюзеляжного размещения для ПАК ФА уже проходят испытания. Они будут готовы к моменту начала серийных поставок в ВКС истребителей ПАК ФА в 2017 году. В их числе крылатая ракета «Гром-Э1» и ее вариант без двигателя – планирующая крылатая бомба «Гром-Э2», а также противорадиолокационная ракета (ПРР) Х-58УШК.

Серийное производство новых ПРР Х-58УШК для истребителей пятого поколения ПАК ФА начнется в 2017 году. Эта ракета имеет новую широкополосную пассивную ГСН, работающую во всех этих диапазонах частот, перекрывающих частотные диапазоны всех известных типов наземных РЛС от 1,2 до 11 ГГц.

Масса новой ракеты – 500 килограммов, длина – 4,19 метра, размах крестообразного крыла – 0,8 метра, диаметр корпуса – 0,38 метра. При сложенном оперении поперечное сечение ракеты имеет ширину и высоту по 0,4 метра. Ракета может запускаться при числе М=0,47–1,5, дальность полета – 76–245 километров. Минимальная дальность пуска ракеты с высоты 200 метров составляет 10–12 километров, максимальная скорость полета – 4200 километров в час. Вероятность попадания ракеты в круг радиусом 20 метров, в центре которого находится активная РЛС, составляет 0,8. Масса боевой части – 149 килограммов. Ракета разработана ГосМКБ «Радуга» корпорации «ТРВ», находящимся в городе Дубне Московской области, и будет серийно выпускаться этим предприятием.

На салоне КТРВ демонстрировала и модифицированную ПРР Х-58УШКЭ с тепловизионным каналом (ТП). Как пояснили на стенде корпорации, дооснащение системы управления ПРР Х-58УШКЭ тепловизионным каналом повысит боевой потенциал самолетов – носителей фронтовой авиации за счет повышения вероятности поражения радиоизлучающих целей, использующих паузный режим работы, а также выключающих излучение при полете ПРР на конечном участке траектории.

ПРР Х-58УШКЭ (ТП) предназначена для вооружения самолетов типа МиГ-35, Су-30МК, Су-34, Су-35, которые должны быть оснащены системой целеуказания и оборудованы авиационным пусковым устройством типа АКУ-58. Ракеты Х-58УШКЭ и Х-58УШКЭ (ТП) могут применяться на перспективных многоцелевых самолетах при внутрифюзеляжном размещении с пускового устройства типа УВКУ-50. Ракета запускается как по заранее запрограммированным радиолокационным целям, так и по целям, оперативно обнаруженным системой целеуказания самолета-носителя.

Необходимо отметить, что наличие научно-технических заделов у ведущих предприятий КТРВ позволяет им предлагать эффективные АСП как внутрифюзеляжного, так и внешнего размещения. На салоне, в частности, демонстрировался модернизированный вариант известной авиационной управляемой ракеты Х-59МК2. Однако если раньше турбореактивный двигатель этой ракеты размещался под фюзеляжем, то теперь убран в фюзеляж. Работы по перекомпоновке ракеты обеспечили возможность ее размещения во внутрифюзеляжном отсеке вооружения самолета-носителя, поскольку ширина и высота Х-59МК2 со сложенным крылом и аэродинамическими поверхностями составляет 0,4х0,4 метра. Изменение конфигурации ракеты также снизило ее радиолокационную заметность. Система наведения комбинированная: инерциальная навигационная система с коррекцией по сигналам спутниковой системы на маршевом участке и система самонаведения на конечном участке траектории. При дальности полета 290 километров круговое вероятное отклонение от заданной точки прицеливания составляет всего три метра.

Одной из наиболее насыщенных событиями площадок салона стало вертолетостроение. Самыми обсуждаемыми темами были Арктика, поставки в войска машин нового поколения, экспортные заказы и взаимодействие с БЛА.

Но прежде всего следует отметить событие, которое ранее прошло незамеченным. Это пополнение вертолетного парка ВС России новым российским вертолетом радиолокационного дозора (РЛД) Ка-35. Ни на одной из встреч промышленности и военных с журналистами эта тема не обсуждалась. Между тем, как сообщил источник в ОПК, новейший российский вертолет РЛД Ка-35 принят на вооружение.

“ Научно-технический задел позволит увеличить скорости вертолетов до 400 километров в час на начальном этапе и до 450 и более – в дальнейшем ”
Он еще не получил кодового обозначения НАТО (NATO reporting name). Это следует из документации альянса, содержащей список обозначений всей авиационной техники советского и российского производства. Отсутствие обозначения Ка-35 свидетельствует о том, что винтокрылая машина была принята на вооружение совсем недавно. Вертолеты Ка-27/Ка-29/Ка-31, на основе которых создавался Ка-35, включены в семейство «Хеликс» (Helix) с присвоением дополнительного буквенного индекса (Helix-A/B/C/D). Вероятно, по данному принципу будет обозначена и новая модель.

Источник в ОПК вместе с тем проинформировал о целесообразности модернизации Ка-31: «Сегодня он может активно вернуться на флот для решения целого ряда задач, связанных в том числе с применением Ка-52К, поскольку размещается на любом корабле и имеет возможность нести тяжелые ракеты. Вопросы, связанные с боевым взаимодействием этих вертолетов, могут снова стать актуальными».

Между тем начальник морской авиации ВМФ России генерал-майор Игорь Кожин сказал, что готовится замена для палубного Ка-27: «Работа ведется, будет создан принципиально новый вертолет. Можно ждать его с 2018 по 2020 год». Машина, которая в перспективе должна заменить Ка-27, предназначена в первую очередь для обнаружения, отслеживания и уничтожения подводных лодок. Размеры вертолета будут привязаны к корабельным стандартам, на нем появятся модули для установки вооружения.

Определенной сенсацией стало полученное на салоне известие о заказе Египтом российских Ка-52. «Пока выдан только заказ, поставки еще не начались», – заметил военно-дипломатический источник, не уточнив объема и сроков поставок, а также модификацию.

Об объеме заказанной партии можно судить по отчету научно-производственной корпорации «Системы прецизионного приборостроения» (НПК «СПП»), в соответствии с которым Египту в период 2016–2019 годов будет поставлено порядка 50 единиц новой оптико-электронной прицельной системы ОЭС-52 для оснащения боевых вертолетов Ка-52. В настоящее время эти винтокрылые машины оснащаются комплексом ГОЭС-451 производства Уральского оптико-механического завода (УОМЗ, входит в холдинг «Швабе»). Неизвестно, однако, включены ли в число поставляемых запасные ОЭС.

Сейчас ВС Египта располагают 45 вертолетами AH-64D «Апач лонгбоу» (Apache Longbow) производства «Боинга» (Boeing) и 55 вертолетами SA342L «Газель» (Gazelle) французской компании «Аэроспасьяль» (Aerospatiale) в ударной конфигурации. Традиционно Каир придерживался политики закупок вооружений различных стран-производителей, поэтому решение о заказе Ка-52 не выглядит необычным, особенно принимая во внимание ситуацию с активизацией исламистов в районе Синайского полуострова.

Что касается корабельной версии Ка-52К, его поставки в войска, как и другого нового образца – Ми-28НМ, начнутся в ближайшей перспективе, заявил гендиректор холдинга «Вертолеты России» Александр Михеев. В свою очередь главком ВКС Виктор Бондарев сообщил, что после расторжения соглашения по «Мистралям» палубная версия Ка-52К будет передаваться морской и армейской авиации России.

Курс на Арктику


В центре внимания на салоне оказалась модернизированная версия боевого Ми-28Н «Ночной охотник» – Ми-28НМ. Она разрабатывается с 2009 года и сейчас проходит испытания, которые должны завершиться в 2016-м. Ми-28НМ существенно отличается от базовой версии и представляет собой всепогодный круглосуточный вертолет, который получит новые навигационный и разведывательный комплексы, оптику и систему управления, позволяющую осуществлять слепую посадку. Ряд новинок Ми-28НМ впервые применяется на российских вертолетах. Речь, в частности, идет о нашлемной системе целеуказания и надвтулочной БРЛС.

Инновационная нашлемная система целеуказания и индикации, которая войдет в состав БРЭО Ми-28НМ, была представлена на салоне. Система разработана Государственным рязанским приборным заводом (ГРПЗ) и предназначена для отображения на фоне окружающего пространства необходимой летчику визуальной информации. Она также обеспечивает нацеливание авиационных средств поражения на объекты, находящиеся не только прямо по курсу, но и в любой обозреваемой зоне.

Что касается нового радара Н025 для Ми-28НМ, его госиспытания завершатся в течение года, сообщил первый заместитель гендиректора концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) Игорь Насенков. Испытания трех экземпляров станции ведутся на трех машинах. Насенков отметил, что вертолеты Ми-28НЭ с радарами упрощенной конфигурации Н025Э поставляются на экспорт, однако российские войска пока получают машины, не оснащенные новой БРЛС.

«Что касается российского заказчика, здесь есть определенный регламент – пока не проведем госиспытания, их успешно не завершим, серийно мы РЛС Н025 поставлять не можем. Вертолет летает без этого радара. Я думаю, потребуется еще год на завершение всех испытаний», – сказал Насенков.

Особенностью Н025 является, в частности, расположение в надвтулочном обтекателе, над несущим винтом вертолета, что позволяет обеспечивать круговой обзор.

«Вертолеты России» на салоне отметили, что Ми-28НМ так же, как и другой новейший российский военный Ми-35М, в перспективе получит новые лопасти несущего винта, это позволит существенно увеличить крейсерскую (на 13%) и максимальную (на 10%) скорости. Сейчас максимальная скорость Ми-28Н составляет 340 километров в час. На вертолете Ми-35М новые лопасти позволят увеличить максимальную скорость на 13 процентов и крейсерскую – на 30.

Новые лопасти с саблевидными законцовками и особым утолщением были установлены на демонстраторе перспективного скоростного вертолета (ПСВ), созданном на базе Ми-24. Его полномасштабный макет впервые демонстрировался на МАКСе-2015. Первый полет демонстратора ПСВ, постройка летного экземпляра которого завершается на МВЗ им. М. Л. Миля, запланирован на декабрь. Это будет лаборатория для натурных летных испытаний элементов несущей системы ПСВ, которая является его основным конструктивным отличием от базового Ми-24К. В конструкцию нового несущего винта внедрены новейшие отечественные разработки в области аэродинамики, прочности и технологии изготовления.

В работах по программе ПСВ предполагается создать научно-технический задел для увеличения скорости полета до 400 километров в час на начальном этапе и до 450 и более – в последующем. Между тем концерн КРЭТ представил на авиасалоне комплекс БРЭО для ПСВ, который также будет проходить испытания на летающей лаборатории. Новый комплекс соответствует концепции интегрированной модульной авионики.

Улан-Удэнский авиационный завод (УУАЗ), выполняющий гособоронзаказ, сообщил, что начались летные испытания Ми-8АМТШ-ВА, предназначенного для работы в условиях Крайнего Севера. Будут проведены мероприятия по проверке соответствия характеристик вертолета требованиям технического задания заказчика, Минобороны России. Вертолет предназначен для транспортно-десантного обеспечения действий арктической группировки войск, поддержки их с воздуха, мониторинга заданных зон ответственности. Также к его задачам относятся поиск и спасение терпящих бедствие экипажей и пассажиров воздушных и морских судов на Северном морском пути.

Ми-8АМТШ-ВА построен на основе самой новой версии военно-транспортного вертолета серии Ми-8/17 – Ми-8АМТШ-В. Эти образцы выпускаются с конца 2014-го и поставляются по гособоронзаказу.

Разработка специализированной арктической машины началась на УУАЗ в середине прошлого года, и уже в декабре холдинг «Вертолеты России» за счет собственных средств запустил производство опытного образца.

Арктическая версия получает более мощную по сравнению с базовой силовую установку, для утепления кабины используются технологии, применяемые на космических кораблях. Основной задачей при создании Ми-8АМТШ-ВА стала адаптация машины к условиям низких температур и ограниченной видимости, потере спутниковых сигналов и другим особенностям работы на Крайнем Севере. В Минобороны РФ полагают, что потребность армии в таких вертолетах может составить до ста машин. На основе арктического Ми-8АМТШ-ВА планируется создать коммерческий вариант машины.

Вместе с тем генеральный конструктор фирмы «Камов» Сергей Михеев заметил, что вертолеты на базе Ка-52 также дорабатываются для применения в Арктике. В конструкцию Ка-52 для армейской авиации включаются усовершенствования, наработанные по программе корабельной версии. В их числе развитый электронный комплекс, система складывания лопастей и другие новшества.

Корабельный вариант Ка-52К тоже будет востребован в Арктике. «Именно та конфигурация, которую мы видим на салоне, будет производиться для данного региона», – информировал Михеев. Он подчеркнул, что складывающиеся лопасти принципиальны для применения вертолетов этого типа в Арктике, где они будут базироваться в небольших ангарах. «Это наше ноу-хау. Система позволяет сложить четыре лопасти вертолета за минуту. В будущем любой состав боевого вертолета Ка-52 будет оснащаться этой системой», – пообещал генеральный конструктор.

По словам главкома ВКС Виктора Бондарева, найти применение в Арктике может также новейший Ми-38. Серийная сборка этих вертолетов началась летом в Казани. Ожидается, что сертификат типа для этой машины будет получен до конца года. «Вчера мы смотрели Ми-38 и на земле, и в воздухе. Это прекрасный вертолет, который занял нишу в линейке машин между образцом среднего класса Ми-8 и тяжелым Ми-26», – сказал Бондарев на салоне. Он подчеркнул, что ВКС обязательно будут приобретать Ми-38: «Он оснащен новым двигателем с повышенной тягой, имеет увеличенную грузоподъемность, дальность и скорость полета. Машина прекрасная».

Объединенная двигателестроительная корпорация и Казанский вертолетный завод 15 июля заключили контракт на поставку первой партии двигателей ТВ7-117В для Ми-38 в количестве 50 единиц. На салоне состоялась церемония вручения сертификата типа на этот мотор. Стоимость контракта на 50 ТВ7-117 – 3,922 миллиарда рублей. Он будет выполняться в период 2016–2019-го кооперацией предприятий ОДК. В следующем году корпорация должна поставить заказчику восемь двигателей, в 2017-м – 12, в последующие годы – 14 и 16.

Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ) и «Вертолеты России» договорились о сотрудничестве в разработке новых защитных и антиобледенительных покрытий для машин, работающих в Арктике. На салоне стороны подписали соответствующее соглашение. «Технодинамика» планирует адаптировать свои разработки к условиям Арктики, сделав возможным их применение при температуре до 60–65 градусов ниже нуля, сообщил глава холдинга Максим Кузюк. По его словам, есть целый ряд планов по доведению температурного диапазона до минус 60–65 градусов по Цельсию. В качестве примера Кузюк привел российско-французский проект вспомогательной силовой установки для вертолетов «Сэйфайр» (Saphir 15). Ее опытный образец, предназначенный для средних машин типа Ми и Ка, должен появиться до конца года, сертификационные испытания планируется завершить в 2018-м.

Беспилотный ведомый


Очень интересной стала прозвучавшая на МАКСе-2015 тема взаимодействия вертолетов с БЛА. Причем на салоне этот не затрагиваемый ранее в СМИ вопрос оставался в тени. Вычислить его можно было путем анализа и сопоставления ряда фактов: планов «Вертолетов России» по разработке беспилотного конвертоплана, подписания холдингом соответствующего соглашения со «Сколково», представленным на салоне разнообразным оборудованием нового поколения для БЛА и вертолетов.

В частности, незамеченным осталось подписание соглашения о сотрудничестве в разработке перспективных БЛА между «ВР-Технологии» (входит в холдинг «Вертолеты России») и компанией «Аэроб», резидентом космического кластера фонда «Сколково». Между тем оно означает, что вертолетостроительный холдинг заинтересовался инновационным программно-аппаратным комплексом. Он представляет собой интеллектуальную унифицированную модульную систему автоматического управления для БЛА, реализующую функциональное и отказоустойчивое масштабирование, интегральное управление с учетом внешних воздействий, экспертное ситуационное управление, встраиваемость в централизованные комплексы управления группировками беспилотников.

В годовом отчете МВЗ им. М. Л. Миля в разделе «Гособоронзаказ» сообщается, что в прошлом году проводилось выполнение составной части (СЧ) ОКР «Изделие 860», в рамках которой разработана конструкторская документация, произведено дооборудование двух вертолетов «Изделие 860» аппаратурой управления БЛА, проведены наземные и летные испытания. По мнению экспертов, речь идет о Ми-8.

«Вертолеты России» представили проект перспективного многоцелевого беспилотного воздушного судна, выполненного по схеме конвертоплана. Целью проекта является создание семейства высокоскоростных многоцелевых винтокрылых летательных аппаратов, пояснили в холдинге. Основная задача проекта на данном этапе заключается в определении критических технологий и систем, необходимых для дальнейшего создания целого семейства конвертопланов с различной максимальной взлетной массой, как пилотируемых, так и беспилотных.

Объединенная приборостроительная корпорация (ОПК) и «Вертолеты России» подписали соглашение, по которому вертолетная техника будет оснащаться бортовым радиоэлектронным оборудованием шестого поколения. «Разработки в области авиационных средств связи пятого и шестого поколений, интегрированной модульной авионики вызывают особый интерес, так как способны обеспечить нашей технике новые преимущества с точки зрения оперативности, качества, дальности связи, ее скрытности, помехоустойчивости и надежности», – заявил Александр Михеев. А генеральный директор ОПК Александр Якунин рассказал, что корпорация создаст системы автоматизации управления и комплексов связи для вертолетной техники на основе новых технологий, которые сейчас интенсивно развиваются.

В свою очередь Сергей Михеев, к которому обратились за соответствующим разъяснением, сообщил, что компания изучает возможность сопряжения ударно-разведывательного вертолета Ка-52 «Аллигатор» и БЛА в единой боевой системе: «Это очень перспективное направление, работа в паре – совершенно грамотный подход, так как тактические и аппаратные возможности беспилотного вертолета выросли и помогают обеспечивать эффективность и безопасность пилотируемой машины. Такая связка стопроцентно будет существовать в рядах Вооруженных Сил РФ».

Компания готова к заданию Минобороны по разработке беспилотного вертолета. «Дело только в заказчике, с инженерной точки зрения нам все понятно и технически реализуемо, поэтому будем делать», – добавил представитель «Камова». Ранее сопряжение вертолета и беспилотника использовали американские военные для боевого AH-64E «Апач гардиан» (Apache Guardian) и БЛА RQ-7B «Шэдоу» (Shadow).

На салоне также обсуждались возможности по улучшению летных и функциональных характеристик вертолета «Ансат». Для увеличения дальности планируется модернизировать топливную систему объемом около 750 килограммов и установить дополнительные топливные баки объемом до 200 килограммов.

«Технодинамика» разработала авариестойкую топливную систему, которая успешно прошла первый этап испытаний. Система рассчитана на «жесткие посадки» вертолетов. В этом случае важно защитить баки, избежать вытекания топлива и как следствие возгорания. В первую очередь система разработана для транспортно-пассажирских вертолетов, но решения будут тиражироваться для других типов воздушных судов.

Глава «Вертолетов России» Александр Михеев сообщил, что в течение полугода планируется представить программу возобновления производства амфибии Ми-14. Она выпускалась с 1973 по 1986 год и эксплуатировалась более чем в 20 странах. «Эту программу мы сейчас в холдинге рассматриваем – смотрим технологический задел, как возобновление вертолета с новой авионикой будет соответствовать ценам на рынке, – пояснил Михеев. – В ближайшие полгода мы должны эту работу закончить и передать предложения интересантам».

Бортовое оборудование


Новинок в области бортового оборудования летательных аппаратов на салоне хватало. Но наибольший интерес у специалистов, особенно западных, вызвала демонстрация активной фазированной антенной решетки (АФАР) для истребителя пятого поколения, а также цилиндрической АФАР разработки НИИП им. В. В. Тихомирова. Впервые в павильоне ОАК антенная система ПАК ФА была представлена полностью: АФАР переднего обзора X-диапазона, АФАР бокового обзора X-диапазона и крыльевые АФАР L-диапазона. Как заметил генеральный директор предприятия Юрий Белый, на летных испытаниях ПАК ФА антенная система показывает очень хорошую зачетность и демонстрирует высокую надежность. В реальной эксплуатации АФАР выход из строя примерно 10 процентов ее модулей, особенно если они разбросаны по полотну антенны, практически не влияет на ее характеристики.

В настоящее время, как отметил Белый, на полигонных испытаниях начинается проверка взаимодействия АФАР со средствами поражения. Идет последовательное наращивание характеристик аппаратуры до требований технического задания.

Контрактов могло быть больше


Программа международного военно-технического сотрудничества МАКСа-2015 оказалась менее насыщенной, чем предполагалось. Соглашения на поставку вооружений и военной техники были подписаны с Белоруссией. Корпорация «Иркут» заключила контракт на поставку этой стране четырех УБС Як-130, которые будут переданы заказчику в конце 2016 года на авиабазу «Лида». В апреле 2015-го Белоруссии передана первая партия Як-130 по контракту, заключенному в 2013 году. Весьма важным фактом в этой сделке является то, что контракт с Министерством обороны Белоруссии на поставку Як-130 был подписан «Иркутом» напрямую, без участия Рособоронэкспорта. Компания в ближайшее время должна получить право на поставку авиатехники и в другие страны ОДКБ. Как сообщил представитель «Иркута», поставки Як-130 Белоруссии могут быть в ближайшей перспективе продолжены, интерес к приобретению самолета проявляют Казахстан и Армения.

Рособоронэкспорт подписал контракт с Минобороны Белоруссии на поставку в 2016 году пяти боевых машин из состава ЗРК «Тор-М2К».

Генеральный директор российской самолетостроительной корпорации (РСК) «МиГ» Сергей Коротков сказал, что РСК ведет переговоры об окончании модернизации истребителей МиГ-29, состоящих на вооружении латиноамериканской страны. Венесуэла уже получила первый дивизион ЗРК «Бук-М2Э» на колесном шасси, и в настоящее время для этой страны выполняется поставка еще одной партии. Иран проинформировал об активных переговорах, в результате которых может быть приобретено два вида российских боевых самолетов.

Также на салоне стало известно о поставке в Ирак очередных партий ударных вертолетов Ми-35М и Ми-28НЭ «Ночной охотник». Четыре Ми-35М и четыре Ми-28НЭ экспортированы в полной боевой конфигурации и оснащены аппаратурой ночного видения. Ранее сообщалось, что по 2016 год включительно Багдад получит в общей сложности 43 боевых вертолета, в том числе 24 Ми-35М и 19 Ми-28Н. Эти машины планируется применять для борьбы с террористическими группировками. К настоящему времени Ирак получил 16 Ми-35М и 11 Ми-28НЭ.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    20 сентября 2015 07:10
    Хорошая статья, спасибо.
    И если уже мерикатосы признают, что мы обошли их по вооружениям ВВС и ВКС - то это дорогого стоит. drinks
    1. 0
      21 сентября 2015 04:40
      Вопрос:
      На фото, что за самолет в раскраске DHL?
      Суперджет?
      DHL закупает наши самолеты?
      1. 0
        21 сентября 2015 09:10
        Это Ту-204С !
      2. 0
        21 сентября 2015 20:21
        Цитата: Reduktor
        Суперджет?

        Цитата: Reduktor
        Это Ту-204С !

        Tupolev Tu-204-100С от Авиастар-ТУ работае на DHL


        но всего один


        Остальное
        «European Air Transport».

        Airbus A300B4-200


        Боинги Boeing 757 SF/PF (если не обращатьт внимание на оконцовки ,легко спутать с Ту 204)


        Boeing 777F( 200LR(F)) 12 единиц на трансконтинентальных маршрутах, связывающих Северную и Южную Америки, Азию и Ближний Восток
        партнер Southern Air

        Есть даже 1 АН-12 «DHL International Aviation ME». Штаб филиала располагается в международном аэропорту Бахрейна.
  2. +4
    20 сентября 2015 07:22
    На новой модификации Як-130 лазерный целеуказатель-дальномер установлен в скошенной носовой части.

    Крайне маловероятно, что эта модификация в наших ВВС станет массовой. При подготовке курсантов данная аппаратура не нужна и будет в большинстве полётов "мёртвым грузом". А ниша штурмовика у нас занята Су-25. Кроме того защищённость УТС оставляет желать много лучшего при использовании его в качестве ударной машины. Хотя возможно реально сделать на базе Як-130 специализированный легкий дозвуковой одноместный боевой самолёт.
    1. +2
      20 сентября 2015 10:51
      Смысл как раз в двухместном легком антибабахе с возможностью нести управляемое вооружение, а не штурмовать позиции как на Ил-2 ракетно-пушечным под огнем.

      Летное уже отрабатывают возможности, например вот 2000кг нагрузки в виде 4хКАБ-500. Но это летное пока, не на применение, а просто чтобы определить, как с этим летать и как самолет себя ведет, какие правки надо вносить в допуски и т.п.
      1. +6
        20 сентября 2015 12:09
        Цитата: donavi49
        Смысл как раз в двухместном легком антибабахе с возможностью нести управляемое вооружение, а не штурмовать позиции как на Ил-2 ракетно-пушечным под огнем.

        У нас в авиации появился новый термин "антибабахе" wassat Что может двухместный Як-130 из того на что способен одноместный гораздо более защищённый Су-25СМ? В качестве противопартизанского самолёта двухместный Як-130 тем более бессмыслен. Резерв массы и места второй кабины рациональней направить на повышение защищённости, улучшение БРЭО и увеличение запаса топлива. Именно по такому пути пошли на одноместном А-29А Super Tucano (на фото). Где вместо второго пилота был установлен протектированный топливный бак ёмкостью 400 литров.«Супер Тукано», состоящие на вооружении ВВС ряда стран мира, налетали 130 000 часов, в том числе 18 000 часов в боевых вылетах. Наиболее интенсивно в боевых действиях применялись А-29 колумбийских ВВС. Первый случай боевой работы Super Tucano произошел в январе 2007 года, когда самолеты нанесли ракетно-бомбовый удар по лагерю формирования «Революционные вооруженные силы Колумбии». В 2011-2012 годах они наносили высокоточные удары боеприпасами Griffin с лазерным наведением по опорным пунктам партизан.
        1. +1
          20 сентября 2015 14:00
          Подержу вас с супер Тукано,в горах кое где не возможно использовать вертолеты,из за высотности проводимых мероприятий.А в осенью и весной вообще опасно,обледенения.Зиму не рассматриваю,так как снежный покров делает свое дело.
          Ну и на счет ЯК-130,тоже не надо быть однозначным.Тем более появились КАБ-250.Конечно массово с лазерным цель.дальномером закупать не будут,это для ино.заказчика.И то от силы 6-10 машин.Для решения узкоспец. задач.
          А так Супер Тукано на выставке КАДЕКС-2014. в Казахстане.
    2. Комментарий был удален.
    3. gjv
      +3
      20 сентября 2015 11:20
      Цитата: Bongo
      Крайне маловероятно, что эта модификация в наших ВВС станет массовой.

      Як-152 совершит первый полет в 2016 году.

      Самолет первоначальной подготовки Як-152 входит в учебно-тренировочный комплекс Як-130 и предназначен для решения задач первоначального обучения и профессионального отбора на ранней стадии подготовки летчиков.
      Як-152 представляет собой двухместный одномоторный моноплан классической аэродинамической схемы с низкорасположенным крылом, убирающимся трехопорным шасси с носовым колесом, двигателем М-14Х. Амортизационные качества опор шасси с пневматиками низкого давления, небольшие длины разбега при взлете и пробега при посадке позволяют эксплуатировать самолет на небольших грунтовых аэродромах.
      Установленное на самолете оборудование позволяет начинающему пилоту приобретать навыки обращения с современным пилотажно-навигационным, радиосвязным и прицельным оборудованием. Як-152 имеет двухместную кабину с расположением пилотов по схеме "тандем". Переднее место предназначено для ученика, заднее - для инструктора. Самолет возможно пилотировать одним из членов экипажа как из первой, так и из второй кабины. На самолете установлена система катапультирования СКС-94М, которая обеспечивает аварийное покидание самолета членами экипажа.
      1. gjv
        +1
        20 сентября 2015 11:23
        Взлетный вес 1320 кг
        Мощность двигателя 360 л.с.
        Максимальная скорость 500 км/ч
        Скорость сваливания 100 км/ч
        Эксплуатационная перегрузка +9/-7 g
        Максимальный запас топлива 200 кг
        Максимальная дальность полета 1000 км
        Длина разбега/пробега 175/360 м
        Ресурс 10 000 ч
        Календарный срок эксплуатации 30 лет
      2. +2
        20 сентября 2015 11:55
        Цитата: gjv
        Як-152 совершит первый полет в 2016 году.

        Я писал про Як-130 со встроенным целеуказателем-дальномером hi
        1. gjv
          +1
          20 сентября 2015 13:08
          Так никто ещё внятно и не озвучил подробностей о штурмовом варианте Як-130. Вполне ведь возможно и использование резерва второго места. Так же и Як-152 может стать не сильно хуже Супертукана.
          А учится летать должным образом надо. Вот сингапурцы и австралийцы учатся, и на ТРВД и на ТРДД самолетики, нормально.

          Вот были же испытательные полёты Як-130 с лазерной системой. Сообщалось, что в интересах контракта с неназванным инозаказчиком.

          Вот видение КБ Яковлева на возможные модификации Як-130. Если есть заказчик которому не сильно нужно бронирование и дополнительный бак, так почему бы и нет.

          Вот например наши погранцы не заказали Як-130, а вот такую "супертрашпанку" - СМ-92П. Вот сколько тут простора для критики в сравнении с Як-130, Су-25, Super Tucano и паче чаяния вспомнить ещё Ил-102. Однако летают, патрулируют границу и могут и влупить, если надо - чем не лёгкий штурмовик.

          1. 0
            20 сентября 2015 14:40
            А это что?Возможный конкурент Цесны КОМБАТ КАРАВАН?Правда та с оптико-электронной станцией и с Хелфаерами.То же самолетик интересен.
      3. +2
        20 сентября 2015 14:23
        Ему бы движок бы турбовинтовой с высоким ресурсом,Возможность подвески контейнеров с лаз.целеуказанием,РЛС и тд.Превратить своего рода Барражирующего бомбера.Антиоблединтиели...И тд.Цены бы не было. smile
        Другой вариант еще предпочтительный был бы,это кажись микояновцы штурмовик военного времени хотели создать.Двух килевой,с двумя турбовиновыми двиглами.Как то фотку здесь выставлял это го проекта.
        1. 0
          20 сентября 2015 14:50
          На счет ЯК-152.
  3. +1
    20 сентября 2015 08:25
    Про самолёты ОКБ МиГ - тишина, почему так?
    1. +3
      20 сентября 2015 08:29
      Цитата: andrei.yandex
      Про самолёты ОКБ МиГ - тишина, почему так?

      Не совсем так, в настоящее время серийно строятся палубные МиГ-29 и ведутся работы по МиГ-35. К сожалению нынешнее состояние большинства МиГ-29 в строевых полках оставляет желать много лучшего.
    2. gjv
      +1
      20 сентября 2015 11:11
      Цитата: andrei.yandex
      Про самолёты ОКБ МиГ - тишина, почему так?

      Генеральный директор российской самолетостроительной корпорации (РСК) «МиГ» Сергей Коротков сказал, что РСК ведет переговоры об окончании модернизации истребителей МиГ-29, состоящих на вооружении латиноамериканской страны. Венесуэла

      В 2014 году в интересах Минобороны России поставлено 102 самолета типов Су-30, Су-34, Су-35, МиГ-29К/КУБ и Як-130. Еще 18 самолетов было поставлено Корпорацией в отчетном периоде в рамках государственного контракта с Минобороны России по ремонту и модернизации самолетов МиГ-31БМ.
      В рамках экспортных контрактов по военной технике в 2014 году было поставлено в общей сложности 22 самолета типа Су-30 и МиГ-29К/КУБ.
      1. gjv
        +1
        20 сентября 2015 13:18
        Цитата: andrei.yandex
        Про самолёты ОКБ МиГ - тишина, почему так?

        В ходе общения Генерального директора АО "РСК" "МИГ" Сергея Короткова с представителями СМИ, он опроверг сообщения о поставке в Сирию истребителей-перехватчиков МиГ-31Э и отказался отвечать на вопрос о наличии или отсутствии контракта с Египтом на истребители МиГ-29. Сергей Коротков информировал, что в настоящее время портфель заказов РСК "МиГ" составляет четыре миллиарда долларов. По данным bmpd, из этой суммы три миллиарда долларов приходится на экспортные заказы, и примерно 52-56 млрд рублей - на заказы российского Министерства обороны. Объем производства РСК "МИГ" в прошлом году составил почти 40 млрд рублей.
        Отвечая на вопрос, продолжает ли Франция поставки нашлемных систем целеуказания Thales TopSight и инерциальных навигационных систем Sagem Sigma 95, Сергей Коротков сообщил, что такие поставки продолжаются для индийских самолетов. Что касается истребителей для ВВС и ВМФ РФ, то они комплектуются российским оборудованием. Соответствующие технические решение были отработаны еще несколько лет назад по просьбе "одного экспортного заказчика" (вероятнее всего Сирии - bmpd).
        Сергей Коротков также заявил, что в этом году РСК "МиГ" поставит российский и зарубежным заказчикам 32 самолета, в том числе 24 машины с луховицкой площадки и 8 единиц с "другой производственной площадки". Из этого поличества легко идентифицируются 18 луховицких истребителей - 8 МиГ-29К в Индию и 10 МиГ-29КР в ВМФ РФ. Восемь машин "с другой площадки", это, вероятно, МиГ-29СМТ с Производственного комплекса № 2 (бывший завод "Знамя труда" в Москве) для ВВС РФ. Но куда идут шесть оставшихся луховицких истребителей?

        Истребитель "МиГ-35" в цеху окончательной сборки Производственного комплекса АО "РСК "МиГ" № 1 в Луховицах (Московская область). 21.08.2015 (с) Дмитрий Комиссаров / russianplanes.net


        Корабельные истребители МиГ-29КР в цеху окончательной сборки Производственного комплекса АО "РСК "МИГ" № 1 в Луховицах (Московская область). 21.08.2015 (с) Дмитрий Комиссаров / russianplanes.net
        1. Комментарий был удален.
        2. gjv
          +1
          20 сентября 2015 13:20
          Цитата: andrei.yandex
          Про самолёты ОКБ МиГ - тишина, почему так?


          МиГ-29UPG (9-20) — модернизация МиГ-29 для ВВС Индии. Включает монтаж дополнительного конформного надфюзеляжного топливного бака (англ.)русск. и оборудования для дозаправки в воздухе, установку двигателей РД-33М-3, инерциальной навигационной системы французской фирмы Thales, РЛС управления оружием «Жук-М2Э», оптическую систему ОЛС-УЭМ, нашлемной системы целеуказания израильской компании Elbit, обновление радио-навигационных систем, а также новую «стеклянную кабину» с многофункциональными ЖК-дисплеями. Номенклатура вооружения будет расширена ракетами Х-29Т/Л, Х-31А/П и Х-35.


          Самый интригующий объект. "Сухопутный истребитель для инозаказчика". Значит, помимо ВВС РФ, ВМФ РФ и ВМС Индии в этом или начале следующего года, возможно, будет еще один, неназванный пока получатель истребителей "МиГ". Хотя по другой версии, это предсерийный опытный образец МиГ-35 для Министерства обороны России.
  4. +3
    20 сентября 2015 11:12
    Господи, как я завидюю парням которые сейчас служат. Я служил 2 года в начале 2000-х, ну сравнить просто не возможно. У нас стрельбы 3 раза в год, по пол рожи, были статистами для учебного боя с разведкой (сами понимаете все легли, а начальство было довольно подготовкой разведки),а сейчас:
    1) Плац не метут, стрельбы, выходы, подготовка.
    2) Ну про питание вообще лучше не говорить.
    3) Ну и отношение к армии другое.
    Жаль что мне ууже 30-к и обязательства (ссемейные), а так пошел бы по контракту!!! soldier
  5. +1
    20 сентября 2015 12:58
    В авиации кроме Ил 106 не чего перспективного на ближайшие 10 лет нет.
  6. 0
    20 сентября 2015 15:30
    Контракты, где подписанные контракты? На страницах газет можно писать все, что угодно, но пока не будет контрактов не будет ничего...
  7. +1
    20 сентября 2015 18:25
    Пока будут такие руководятлы в пр-ве, как мантуров-точно ничего не будет.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»