![user posted image](http://www.arhangelskoe.org/the_museum/palace_and_parks/001.jpg)
Подмосковный Версаль — усадьба Архангельское
Свой нынешний вид Архангельское начинает приобретать после 1730 года, когда князь Д.М.Голицын теряет свое место при дворе и переезжает жить в Подмосковье. Прежний рубленый боярский дом со службами не представлял никакого интереса для владельца, он хотел сделать современную европейскую усадьбу. Был выстроен дом с 13 покоями и каминым залом, покои были отделаны резными дубовыми и живописными шпалерами; устроен французский парк (от которого к нынешнему времени остались только лиственницы).
Эти самые лиственницы
К сожалению, князь Дмитрий Михайлович не смог завершить свои преобразования — в 1737 году он был арестован, и Архангельское было заброшено на 40 с лишним лет. Лишь внук старого Голицына князь Николай Алексеевич вернулся к идее перестройки усадьбы. На берегу Москва-реки были построены два оранжерейных флигеля, устроен партер и террасы (по проекту итальянского архитектора). Партер и террасы украшены мраморными статуями: 14 львов, 4 собаки, 28 бюстов, 2 гладиатора и 8 «разных штук» значились по описи 1810 года.
Также в парке был построен небольшой дворец, получивший модное для того времени название «Каприз», рядом с ним была построена «Библиотека». Оба здания в перестроенном виде сохранились до нашего времени.
В 1780 году французскому архитектору был заказан план усадьбы, в 1784 году началась постройка Большого дворца. Старая дедовская постройка была разобрана и был построен дворец с белокаменной колоннадой, окружившей парадный двор. Колоннады в Архангельском считаются одними из самых ранних в России.
Колоннада Большого дворца
Однако работа двигалась медленно, владелец одновременно строил дворец в еще одной усадьбе, и до смерти Н.А.Голицына стройка не была закончена. После его смерти вдова продала имение Николяю Борисовичу Юсупову, который занялся окончанием строительства и дальнейшей отделкой усадьбы.
Николай Борисович был одним из типичных вельмож екатерининского времени. С детсва записанный на военную службу, в 16 лет он стал офицером, однако вскоре вышел в отставку и отправился в заграничное путешествие. За границей он получил образование, начал собирание своих коллекций, завел обширные знакомства с худржниками, скульпторами, писателями, философами. Усадьбу Архангельское князь приобрел как раз для своих коллекций живописи, скульптуры, гравюр, книг.
Купив имение, князь ускорил отделку дворца, и в 1812 году в Архангельское перевезли живописную коллекцию. Однако вскоре ее пришлось собирать и увозить обратно — французы приближались к Москве. Усадьбы была разграблена и разгромлена французами и крепостными крестьянами.
После изгнания французов начались работы по восстановлению дворца и дальнейшему обустройству парка, был надстроен павильно «Каприз», построен павильон памяти Екатерины II.
Но вскоре случилось новое несчастье - в 1820 году Большой Дворец сгорел, пострадала внутрення отделка, коллекции живописи и книг. Заново набирали паркет, делали внутреннюю отделку из искуственного мрамора. Залы дворцы были расписаны в духе позднего классицизма
В 20-х гг. XIX века дворец и парк, наконец, приобретают свой окончательный вид, в основном сохранившийся до наших дней.
В имении начинают работу фарфоровая, хрустальная и живописная мануфактуры, произведния которых в основном идут для нужд усадьбы и в дар. Юсуповский фарфор славился в то время наравне с фарфором Императорского фарфорового завода, сервизы работы юсуповской мануфактуры имелись в императорской семье, многих знатных фамилиях России.
После смерти князя Николая Борисовича усадьба теряет свое художественное значение, часть коллекции перевозится в Петербург, постепенно закрываются из-за нерентабельности мануфактуры. Архангельское перестает быть постоянной летней резиденцией Юсуповых.
Лишь к концу XIX века владельцы решают вернуть Архангельскому популярность, приглашаются представители новых художественных течений для отдели дворцы (Маковский, Бенуа, Серов).
После революции Архангельскому повезло — в имении был устроен военный санаторий (для размещения которого оранжерейные флигели на берегу Москва-реки были перестроены во вместительные несколькоэтажные корпуса), в имение была возвращена художественная коллекция, сохранялось оформление имения.