Сайт - Помощь - Поиск - Юзеры
Перейти на полную версию страницы:
Эмоциональный интеллект: как и зачем воспитывать чувства?
Материнство > Профессия - мама! > Воспитание
Сайт Материнство.ру
Обсуждение статьи «Эмоциональный интеллект: как и зачем воспитывать чувства?»

Анонс статьи:
Простая истина, которую почему-то не хотят понять многие родители: искусственно ограждая от естественных детских переживаний, горечи и боли, мы воспитаем даже не неженок, а бесчувственных людей. Кажется, так просто - чтобы уметь сопереживать, сочувствовать, надо для начала научиться переживать и чувствовать...
3solnza
ЦИТАТА
Хотите, чтобы ваш ребенок, когда вырастет, смог справляться со стрессом, не ранить других, искусно разрешать конфликты, как межличностные, так и конфликты с самим собой?

Спасибо за формулировку. Именно этого и хотелось бы достичь воспитанием.
ЦИТАТА
детей искусственно и очень мощно ограждают от переживаний, не рассказывают грустных историй, пропускают в "Золушке" абзац о том, что мама умерла.

ЦИТАТА
Я не удивилась, что дети не знают о тяготах житья-бытья людей в позапрошлом веке.

Да ладно, если бы только сказки и позапрошлый век. К сожалению, очень многие люди и сейчас живут и умирают в ужасных условиях- в Африке, Азии. И не только дети в детском саду не знают, но и их родители не хотят знать об этом. Чего тогда ждать от детей?
В Голландии детям уже с 4-х лет в школе рассказывают и показывают, как живут их африканские сверстники, и маленькие голландцы вместе с родителями отправляют туда гуманитарную помощь- мыло, зубные щетки, игрушки... Собирают деньги на строительство трубопровода, чтобы дети не умирали от грязной воды.
Дети должны не только знать, но и помогать. И родители сами-тоже.
Мончик
почитала статью и поняла,что наверное действительно не стоит огорождать деток от фильмов не всегда заканчивающихся хеппиэндом.
вспомнила себя в возрасте дочки, смотрела про бима и рыдала, до сих пор не могу ещё раз пересмотреть этот фильм, жалко. возможно из-за этого и проявляется состадание к другим :???: конечно доча знает кто такие сироты, что есть дети которые живут без родителей или просто хуже, но не всегда вижу,что это доходит. возможно нужно рассказывать более подробно и показывать нужные фильмы. но как начинаешь понимать,что после этого доча будет ходить сама не своя несколько дней, сразу пропадает желание
Magnika
Очень хорошая статья... У меня сразу ассоциация с недавней темой про детей и физические недостатки других :( :( Дети должны знать, что в жизни бывает разное, и хорошее, и плохое (ИМХО). Но для меня остается открытым вопрос, как это сделать по-умному, так, чтобы и палку не перегнуть и открыть в ребенке чувства, о которых говорится в статье.
Добрыня
хорошая статья :)
честно меня удивляют дебаты в интернете о том, нужно ли читать книги, которые ранят. Мне кажется важным, чтоб дети могли сопереживать героям, плакать и радоваться....это выращивает душу.
Иногда до "смешного" доходит: от слез и переживаний дите ограждают, а мультфильмы, где все друг друга долбят смотреть разрешается, ребенок растет не то что черствым душой, он вообще не осознает, что можно, а что нельзя, где мультфильм, а где реальные страдания живого существа им не воспринимаются :fingal:
таракашка
Я согласна со статьей. И сама так считаю. Помнится воспитатель в детском саду - педагог со стажем, как она отрекомендовалась, говорила мне, что не любит Чуковского, потому что у него жестокие сказки. А я очень его люблю и мой сын "Ай-болита" наизусть уже в 2,5 года знал, потому что каждый раз просил почитать на ночь :D И тоже считаю, что грустные сказки учат сопереживанию...Мне радостно, что мой ребенок может плакать из сочувствия герою в мультфильме, так было, когда он в 3 года первый раз смотрел "Тачки" и плакал когда Кинга вышвырнуло с трассы...Подрастет, обязательно прочту ему "Русалочку" Андерсена, очень грустная сказка и с печальным концом, но такая трогательная, а "Девочка со спичками"?

Иногда до "смешного" доходит: от слез и переживаний дите ограждают, а мультфильмы, где все друг друга долбят смотреть разрешается
:beer: Ага, вот не понимаю я "Том и Джерри", у нас нет такого мультика в нашей коллекции...

вспомнила себя в возрасте дочки, смотрела про бима и рыдала,
это не фильм, это сплошное страдание...Мы смотрели с сестрой в возрасте 10-11 лет и рыдали весь фильм...с тех пор я этот фильм никогда не пересматривала, очень тяжелый...
Nichka
Статья отличная. Очень актуальна в наше время, когда многие родители хотят видеть своих детей вундеркиндами, исключительно лидерами и т.п, забывая о другой стороне развития ребенка - эмоциональной, не менее важной.

Дети должны знать, что в жизни бывает разное, и хорошее, и плохое (ИМХО). Но для меня остается открытым вопрос, как это сделать по-умному, так, чтобы и палку не перегнуть и открыть в ребенке чувства, о которых говорится в статье.

Если вы будете честны и искренни со своим ребенком, то вы никогда не перегнете палку. Я, например, своему сыну уже рассказала, что есть дети, которые не имеют ни мамы, ни папы и про бездомных животных, у которых нет хозяина он знает. Конечно, был очень удивлен и задавал мне вопросы, на которые я ему откровенно отвечала в доступной для его возраста форме. Никогда не пропускала грустные сцены в сказках или фильтровала детскую литературу по подобному принципу. Потому, в свое время, ему и Колобка было жалко и рыдал он в 1.8 над одной из серий мультика Маша и медведь (кто бы мог подумать :O: , мне казалось, там только комедийные сцены, а вот нет: жалко ему стало медведя, от которого медведица ушла к другому).
ГалинаТ
я своему не фильтрую... почти
Единственное когда фильтровала, это года в 2... он очень любил медведей, так вот, в одно йрусской народной сказке мужик обманывает медведя и убивает (где-то ж откопала я такую редакцию :fingal: ), ну я финал изменила - медведь у меня в лес убежал, а мужик ни с чем остался.
И очень хорошо помню, как мой 2-х летка (я про старшего) ревел, когда у нас рыбка в аквариуме умерла. Дня три онне мог успокоится. И вещи ему все сломанные жалко, оплакивает каждую игрушку.
А вот средний другой... он как бы сам внутренне себе барьер ставит и сразу любой неприятности находит хороше объяснение (не умер, а улетел, сломалось - новую купим. и т.д)... Не позволяет сам себе сильных горестных чувств.
Эхомама
честно меня удивляют дебаты в интернете о том, нужно ли читать книги, которые ранят. Мне кажется важным, чтоб дети могли сопереживать героям, плакать и радоваться....это выращивает душу
Да вот не знаю...
С одной стороны, все верно, а с другой, не станешь же насильно читать, если дети рыдают и просят прекратить?
У меня была такая ситуация, даже тему создавала: Книги, которые ранят - надо ли их читать?
Agnia
Прекрасная статья! Тоже помню как в детстве плакала над Джен Эйр, Летящими к Северу, Без Семьи и другими книжками... Правда, все равно не могу до сих пор, например, смотреть фильм "Отец Солдата"... ну вот если начинаю - то в конце ухожу, когда отец с сыном вместе поют грузинскую песню... слишком больно... наверно у меня не развит этот самый интеллект хорошо :( и потому решение конфликтов плохо дается, да и выражение своих чувств - тоже.

А вот например летом сын наблюдал как режут барана - в деревне. У него - никаких проблем, вполне нормально это перенес. Я ушла сразу и до сих пор не могу вспоминать. нормально детям такое видеть? хотя раньше же видели, и куриц как режут во дворе, и все такое? :???:
Эхомама
Кать, так ведь все наоборот, у тебя он как раз развит. Когда чувствуешь чужую боль, как свою - это и значит, что он развит.
А баранов тоже кому-то надо резать, и лучше это делать мужчинам :4u:
Agnia
Кать, так ведь все наоборот, у тебя он как раз развит. Когда чувствуешь чужую боль, как свою - это и значит, что он развит.
А баранов тоже кому-то надо резать, и лучше это делать мужчинам


у нас даже дома спор был - я считала что не надо ребенку смотреть как режут баранов, а мама сказала что ничего страшного. Дима был вполне доволен, даже потом рассказывал что и как... наверно это нормально для мужчины. :???:
я наверно слишком сама чувствительна и поэтому ограждаю ребенка, чтобы он тоже не плакал и не переживал. а это неправильно :fingal:

neod
Тут главное не переборщить, а то ведь можно и поранить детскую психику.
Stefany
Мне кажется, что в случае с бараном мальчик проявил не самообладание, а скорее жестокий интерес к процессу, наверно, также его не ранит просмотр случайный или намеренный сцен насилия в на экране. Мужчины по необходимости делают такие вещи. но к этому приходят в определенном возрасте и конечно жн, в зависимости от традиций, в которых существуют. Для того, чтобы воспринимать жестокие действия как необходимость, для начала нужно понять, что они жестоки и не применимы просто так, по настроению. В общем, я считаю, что ребенку рано такое видеть. Кстати,то, что он стал описыать увиденное, говорит о желании избавиться от впечатления, выговорить его. Обсудите с ребенком позже, как он действительно к этому отнесся, иначе может сохраниться стрессовое ощущение.
Нюрка
Большое спасибо за отзывы. Очень рада,что читаете и откликаетесь :4u:
Хотела бы акцентировать внимание на нескольких моментах. Никто и не говорил о том,чтобы "перегнуть палку" и "переборщить".
Знаете,какая реплика для меня самая-самая "слышимая", когда я консультирую родителей и завожу речь о " постарайтесь не ругать, поменьше критикуйте"
-А что же нам хвалить его?!
Понимаете, речь идет о недопустимости резких высказываний,критики, негатива (гиперактивные, тревожные дети, дети с заниженной самооценкой).И сразу такая реакция, как будто существуют только два полюса, ругать и хвалить(за что-то) А посередине то как раз золото, конструктивная и необидная критика,я-высказывания, проговаривание своих чувств, обсуждение поступков ребенка без вынесения оценки ему самому и прочий джентельменский набор любого родителя.
Вот и статья о явном перегибании палки в плане "обхождения острых углов", а в ответ: "как бы не перегнуть палку со страданиями, так и детскую психику покорежить недолго", хотя никто не призывает тут плакать с детьми с утра до вечера, во всем хороша мера,кто же спорит.
Честно говоря,я думала будет гораздо больше постов с высказываниями типа "не перегнуть бы палку со страданиями", почему - объяснила выше.
Речь идет о естественных ситуациях, жизненных,с которыми ребенок сталкивается каждый день, о книгах и фильмах по возрасту. Дошкольникам фильмы с трагическим концом показывать нельзя,в этом я уверена. Хэппи энд,как подтверждение того,что добро побеждает зло, обязательно должен присутствовать. Но невозможно учить детей добру, не узнавая,что такое зло, невозможно учить сопереживанию,не постигая страданий. Кстати, если ребенок плачет из-за какой-то, по мнению взрослого, "мелочи", не стоит ребенку говорить об этом. Страдает он так же глубоко, как и взрослый, поэтому никогда, успокаивая ребенка, не говорите ему: "нууу, из-за какой ерунды ты плачешь, глупости какие" и прочее. Посочувствуйте,а не обесценивайте чувства. Но это из другой оперы немного.
В чтении книг все строго индивидуально и зависит от ребенка, его "болевого порога".Если плачет, но просит продолжать - продолжайте, психика готова принять и переварить. Если плачет и просит прекратить - прекращайте без разговоров. И развивая ребенка эмоционально, именно развивайте, сначала сказочные герои и герои прошлых времен, потом реальные истории и возможность не просто "нарисовать им домик", а принести еду в приют для бродячих животных, собрать волонтерам одежду, игрушки, купить второй экземпляр самой любимой книги детскому дому.

Stefany, полагаете, что дети описывают увиденное, чтобы избавиться от впечатлений? ;)
Sandrik
Кстати, если ребенок плачет из-за какой-то, по мнению взрослого "меочи", не стоит ребенку говорить об этом.
ВОт это из серии того, что было недавно, я упоминала в одной из тем: сын до слез расстроился..когда я нечаянно смахнула со стола 2 яйца и они разбились. Сколько горя было у ребенка... :fingal:
Иногда, правда, переживаю, что он бывает слишком эмоционален, а иногда, ну,например, может хихикнуть, когда я нечаянно ударюсь... :???:
Нюрка, статья понравилась, спасибо! :4u: Кстати, о различных видах интеллектов нам бегло на собрании рассказывала наш садиковский психолог, очень меня это все заинтересовало.
Sekvoya
Никогда не стала бы показывать детям как режут баранов. Если честно и сама не стала бы смотреть. :HET: Мне почему-то это не приятно наблюдать. Наверное я странная. :BzZz:
Эхомама
Я в детстве совершенно спокойно смотрела, как рубят головы курам, как шкуру снимают с теленка.
А лет в 15 вдруг заплакала при очередном просмотре мультфильма "Маугли" :BzZz: И с тех пор всякие трогательные моменты, от песенки Мамонтенка до первосентябрьской линейки, вызывают у меня едва сдерживаемые слезы :cranky:
Stefany
Нюрка, я согласна с Вашим замечанием по поводу впечатлений. Когда написала, сама поняла, что несколько утрировала. Безусловно, когда дети рассказывают о чем-то их впечатлившем, они хотят приобщить к этому своих близких. Я хотела сказать, что нужно отличать искренне радостное возбуждение ребенка от нервозного, потому что ребенок может бессознательно окрашивать радостными эмоциями событие, чтобы защититься от него, и когда рассказывает о нем взрослому, хочет получить от него поддержку. Но я все равно повторюсь, что просто наблюдать за убийством животных, не будучи мотивированным ни религиозными убеждениями, ни физиологическими потребностями (я не вегетарианка)- это извращение.
Эхомама
Ну вообще, когда режут барана, это не бессмысленное убийство животного. Это делается в пищевых целях.
Yashenka
Мне вспомнились сказки Андерсена-Девочка со спичками,История одной матери,На могиле ребенка...Если честно,я пока не готова читать эти произведения и без того слишком чувствительной дочке...
Yashenka
Вот здесь можно почитать сказки Андерсена:
Сказки Андерсена.
secret secrets
Вот только вчера разговаривала с коллегой на эту тему - что по ссср-ской традиции развитие у нас переклинивает в интеллектуальную сферу. Даже зверушка дома не у каждого ребенка есть - одни сплошные буквы и цифры.
Эхомама
У Андерсена много сосвсем не детских сказок. "Красные башмаки" чего стоят. И раз уж про него вспомнили, то отмечу, что из детства осталось очень тягостное впечатление от "Русалочки", а дело было все-навсего в том, что у сказки советской цензурой был вымаран конец. Когда я читала ее своим детям, поразилась, какая там светлая, счастливая христианская концовка.
Ratha
Мне статья очень понравилась и полностью согласна с автором, что толку от того что ребенок знает все буквы в два года и читает с трех лет, а прийдя в школу не может нормальные человеческие отношения со сверстниками установить. В общем, жизненно!
Agasha
Спасибо Вам за статью!
Алексю
Спасибо за статью! А в квком детском саду работают такие глубокомысленные и близкие к деткам психологи?bigsmile.gif)
Прогульщица
Алексю, не в Москве, к сожалению.
answer7
спасибо за статью. постоянно ведутся дебаты про чуковского и даже про барто (зайку бросила хозяйка, уронили мишку на пол, да). родители хотят оградить детей от эмоциональных травм. дальше избегают инвалидов ради той же цели. дальше дети вырастают - и что мы имеем?
в англии в школе (с 3 лет школа) регулярно и наглядно рассказывают про детей в неблагополучных странах, про детей-инвалидов, про детей без родителей, проводят сбор средств, учителя участвуют в благотворительных мероприятиях и привлекают к этому детей, не говоря уже о том, что в школах учатся разные дети - на колясках, аутичные, слепые. мне это очень по душе - то, что в детях развивают сострадание и вызывают желание помочь/принять.
Жужима
Спасибо за замечательную статью.
На вопрос дочки: "Мама, где у человека душа?" так и отвечала: "Там, где у тебя болело после "Хатико". .. И "Медузкам на берегу больно", и "У паучка жизнь и так короткая", и "Ромашкина жизнь у меня в руке?!!!" и много-много всего, на что всегда обращали внимание, о чем говорили. С надеждой, что сострадание, чуткость и понимание других людей придет через эту маленькую дверцу.
Оле-Оле-Олеся
Спасибо! Очень хорошая статья! Я раньше не могла словами объяснить почему нужно говорить детям о боли и горе, которое может быть и случается рядом с нами. Но чувствовала что нужно, теперь могу и сформулировать свое мнение.
LuLukka
вот только на днях с подружками-мамочками обсуждали эту тему. спасибо вам за статью. хотя меня никто не поддержал. может от того, что нашим лялькам сейчас 1,3-1,6?.. действительно, мои мамочки не читают деткам народных сказок, стихов чуковского, барто.. не хотят травмировать психику.а спор разгорелся из-за "сказки о глупом мышонке"..
Charis
Спасибо большое за статью. Уже несколько дней мысленно возвращаюсь к ней - задело.
Танюшок
Ну моя сама узнала, кто в садике сирота лет в 5-6 и мне рассказала об этой девочке (её бабушка растила). Не совсем понятно, как можно отгораживать от того, что вокруг тебя ? :???: Дети же сами видят , чтО вокруг - из телека, инета, газет, книг. Сами выбирают книги, читают их. Как их отгородить? Мир вокруг нас.
Р.с.может у детей из садика просто был маленький словарный запас? Не успели узнать слово "сирота"
Для перехода на полную версию с графикой и с возможностью отвечать в темы, пожалуйста, нажмите сюда.