Сайт - Помощь - Поиск - Юзеры
Перейти на полную версию страницы:
Рио-Рита
Материнство > Мой дом - моя крепость > Увлечения и хобби > Литературная гостиная > Конкур© рассказов > Архив литературных конкурсов
Ayvriki
Зима выдалась морозная, снежная. Деревеньку Рождественское замело по самые крыши бревенчатых изб. Окна и двери приходилось откапывать, расчищать дорожки к соседям, единственному магазину, школе и лазарету. Ребятишкам было раздолье, они катались с крыш, словно с горок. Играли в «чижика», бесстрашно прыгая за заточенным бруском в сугроб, проваливаясь по пояс с неизменно счастливыми улыбками на румяных лицах.
Руководила весельем бойкая девочка лет восьми, уверенно раздавала команды, следила за выполнением правил игры. Ей подчинялись все – и малыши, и ребята постарше. Словно магнит, притягивала она к себе внимание, говорила ли властно, распределяя роли в игре, хохотала ли над шутками, обнажая ровные белые зубы, молча ли слушала, глядя прямо в глаза собеседника. Звали девочку Ритой, но в деревне ее переименовали в Рио-Риту, созвучно модной тогда песенке. Она и правда была быстрой, горячей и увлекающейся, словно жаркое испанское солнце разогрело кровь в ее венах. Часто за проделки Рите доставалось, да и было за что.

Так, однажды с соседскими ребятишками додумались привязать к наличнику избы одинокой старушки картошку, а сами спрятались в кустах и оттуда дергали картофелину за веревочку, стуча в окно. В другой раз залезли в сад за яблоками и были замечены хозяевами. Как-то Рио-Рита зеленкой нарисовала круги вокруг глаз младшей сестры, пятилетней Валюшки; по задумке, это был макияж, как у городских барышень, но мать не оценила красоту и долго гоняла старшую дочь по деревне с крапивой в руках. Догнать, правда, не догнала, бегала Рита быстро.
Мать растила детей одна, отец у Риты умер год назад. До этого он долго болел, вернувшись с войны с осколком снаряда в груди. Несмотря на это, поставил с помощью соседей новую избу, подправил хлев, матери по хозяйству помогал. В детях – двух сыновьях и двух дочках – души не чаял. Игрушки им незамысловатые мастерил, Рите школьные уроки помогал делать, валенки сам валял, маленькие, легкие. Ребятишки за ним, как цыплята за курицей, бегали. Взгляд у отца был спокойный и ласковый, и мать рядом с ним всегда улыбалась. Никогда не ругал, не наказывал. А когда отца не стало, мать словно сломалась, почернела вся, сгорбилась. Риту отправила в город к родственникам на время, а с младшими ей соседка помогла.
Девочка вернулась через месяц изменившейся, с городским выговором и новой куклой. «Мама, можно я пойду гулять?» - спрашивала вежливо. Всегда носила с собой зеркальце и часто расчесывала длинные темные волосы, глядя на свое отражение и припевая тоненьким голоском:
«Прощай, Рио-Рита, я покидаю берег, сердцу милый,
Я здесь, Рио-Рита, свою любовь увидел в первый раз...»
Раньше-то, бывало, заплетет косы на месяц, они и сваляются под платком, только с помощью репейного масла можно было разодрать-расчесать. А теперь волосок к волоску, красота! Но не только собой была занята девочка. Суетилась по дому, готовила, прибиралась, корову доила, за младшими детьми присматривала. Мать немного оттаяла, глядя на нее. «Помощница растет!» - хвасталась соседям. Сшила дочери к Пасхе красивое платье, красное в белый горох. Рита расчесалась, нарядилась да и пошла на улицу поглядеть, что там мальчишки делают. Через несколько минут маленькая манерная принцесса с пышными бантами на спор прыгнула с забора. Яркий подол зацепился за гвоздь и с треском оторвался, да так и остался висеть, колыхаясь на ветру, словно знамя...

...«Рита, обедать!» - прервал игру крик матери. Девочка тут же выхватила из сугроба Валюшку и Санечку, самозабвенно лепивших снежные куличики. Губы у обоих посинели от холода. «Попадет мне от матери, не доглядела!» - пронеслось в голове. Повлекла за собой брата с сестрой в тепло избы, помогла залезть на жаркую печку. Расставила тарелки, налила суп, нарезала хлеб, пока мать возилась с годовалым Ваняткой. Накормила теленка, живущего зимой в сенях, и кошку. Спустила согревшихся Валюшку и Санечку с печки, сняла с них неуклюжие тулупы и легкие валенки, посадила за стол. Все она делала ловко, быстро, будто танцевала.
- Мама, - завела разговор, когда тарелки опустели и были сложены в таз, - я давеча попа встретила. Новенький какой-то, в Александровку ехал. Спросил у меня дорогу. И где у нас в деревне церковь. Я, конечно, ответила, что снесли давно и клуб на ее месте построили.
- А он что? – нахмурилась мать.
- Пригласил меня к себе на службу, мол, покажет путь на небеса. Я отказалась, ведь как он это сделает, если даже в Александровку не знает, как проехать?
Мать вздохнула.
- Не надо тебе было с ним разговаривать, ничему хорошему попы научить не могут.
- Мама, а ты в Бога совсем не веришь? – спросила Рита.
Та помолчала, будто не слыша. Насыпала горячих углей в чугунный утюг, начала им мерно махать вперед-назад, чтобы быстрее нагреть.
- Нет, - наконец отозвалась, глядя в окно. – Если бы Бог существовал, разве оставил меня одну с вами? Разве забрал бы отца?
К вечеру Рио-Рита засобиралась на улицу. Был канун Рождества, и деревенские ребятишки ходили по избам с колядками. Девочка взяла фонарик и мешок, натянула валенки, обмоталась шерстяным платком поверх фуфайки. Под окном уже свистели мальчишки, вызывая подружку.

Колядовать дети любили. Пели песни, кто кого перекричит.
Устень-коляда,
Где была?
Коней пасла.
Чего выпасла?
Коня в седле,
В золотой узде.
Где кони?
За врата ушли.
И где ворота?
Колой водой унесло.
И где колая вода?
Быки выпили....
Песни раздавались с разных концов деревеньки, взрослые открывали детям двери, угощали кто чем был богат: карамельками, сухариками, пряниками, а кто и пятачок давал. Подмораживало, холодные звезды смотрели на ребятишек, деловито шагающих гуськом меж сугробов, словно муравьишки.
Мешок у Риты наполнился, пора бы возвращаться домой. Шла по тропке, бормоча под нос: «Сеем, веем, подсеваем, с Рождеством вас поздравляем...» Дома в окнах горел свет. «Сейчас потихоньку развешу конфеты на елке, вот утром малышня-то обрадуется!» - думала девочка. В сенях тревожно мычал теленок, прижавшись к стене.
- Что с тобой? – удивилась Рита, дотрагиваясь до его нежного розового носа. Теленок дрожал, дико кося черным глазом. – Замерз, что ли? Я тебе сейчас одеялко принесу.
Открыла дверь в заднюю избу, тут же между ног молнией метнулась наружу кошка, взлетела на чердак и затаилась там. Девочка задумчиво задрала голову, постояла так, размышляя о происходящем, но ничего не надумала и шагнула внутрь. И забыла и о теленке, и о кошке.
Младшие дети уже спали. Мать, счастливо улыбаясь, собирала на стол, вытаскивала из печи чугунки с супом и кашей. У стола сидел мужчина, опершись на локти, сгорбившись и кроша пальцами ломоть хлеба. Что-то было в нем неуловимо знакомое, словно только что забытый сон поутру. Когда же он обернулся, Рита ахнула. На нее смотрели родные лучистые глаза. Отец.
«Нет, этого не может быть,» - думала девочка, боком придвигаясь к гостю. Он же умер! Или?
- Папа, это ты? – спросила, глядя в упор. Тот кивнул, внимательно следя за дочерью.
- Папа, конечно папа, кто же еще? – мать неловко суетилась, казалось, она не знает, смеяться или плакать. Рита испытующе посмотрела на нее, та совершенно искренне радовалась, и девочка уверилась, что такое и правда возможно. Почему нет? А вдруг, пока Рита жила в городе, отец лечился в какой-нибудь хорошей больнице? Несмотря на абсурдность, мысль ей понравилась, она доверчиво потянулась к отцу, высыпала наколядованное на стол.
- Смотри, что у меня есть! Даже пятачки надавали. Сухарики вот, прянички. Хочешь конфету?
Часть даров просыпалась на пол, девочка быстро присела, собирая карамельки и сухари. И уперлась взглядом в ноги отца.
Из штанин торчали копыта, обросшие грубой темной шерстью. «Бес!» - ахнула Рита. Вот оно что! В деревне часто рассказывали страшилки, как нечисть под чужой личиной забирает души людей, утаскивает детей в свое страшное логово. Выпрямилась и резко сказала:
- Папа, но ведь ты же умер?
Мать охнула и тяжело села на табуретку, глядя бессмысленно в стену, мороком ослепленная и оглушенная. Алюминиевая миска выкатилась из ее ослабевших пальцев и с грохотом покатилась по выскобленному добела дощатому полу. Тот, кто называл себя отцом, недобро усмехнулся, сощурившись, и процедил:
- Да, так и есть. Но на Рождество меня отпустили повидаться с вами, скучал я очень. А теперь не хочешь ли, дочка, ко мне в гости сходить, посмотреть, каково мне на том свете?
За цветастой занавеской всхлипнул кто-то из малышей. Мать так же сидела молча, словно окаменев. Рита испугалась, а вдруг бес Ванятку заберет, или Санечку, или Валюшку?
- Конечно, хочу, папа! – сказала, не отводя взгляда от злобного лица гостя. – Пошли.
- Ты вперед шагай, а я по твоим следам пойду. Да смотри, не оглядывайся!
На улице было тихо. Песни больше не звучали, ребятишки разбежались по домам считать конфеты да высыпаться перед праздничным днем. Хрустели, ломаясь под ногами, снежинки, луна освещала синеватые высокие сугробы, на тропках пролегла тень. Рите было по-настоящему страшно, впервые за ее короткую жизнь. Зловещий гость шел позади, шумно дыша и похрапывая.
Наконец протоптанные дорожки закончились, бес направлял девочку к кладбищу. Зимой дорогу туда не чистили, и Рита провалилась по пояс в сугроб, с трудом переставляя ноги. Выбиваясь из сил, ползла по снегу, не останавливаясь, боясь. Чтобы подбодрить себя, девочка тихонечко запела:
- Ах, почему же невесело мне
Мчаться от Рио на верном коне?
Руки в промокших варежках озябли, и Рита запихала их в карманы. Тут же нащупала фонарик и зеркальце. В голове всплыли обрывочные воспоминания, разговоры старших во время святочных гаданий...
- Что я оставил в родимом краю –
Может быть, радость и надежду свою?
Несгибающимися от холода пальцами нажала на кнопку фонарика, резко повернулась, направляя свет на следующего за ней беса и с отчаянным криком: «Прощай, Рио-Рита!» - выхватила из кармана зеркальце.
Нечисть уже не скрывала своего истинного обличья. Рита увидела мохнатого зверя, стоящего по-человечьи, с глазами-угольками и торчащими в стороны ушами. Разозлившись от того, что девочка обернулась, бес свирепо зарычал и протянул вперед руки с острыми когтями, пытаясь ухватить шею маленькой противницы; тут же увидел свое отражение в маленьком зеркальце и резко отшатнулся. Вой пронесся над деревней, будя собак и пугая коров в хлевах. Рита упала на спину, обессиленная, ожидая нападения, но бес не кинулся на нее. Он вдруг заметался из стороны в сторону, словно избиваемый невидимыми палками, завертелся на месте волчком, вздымая вокруг себя снежный вихрь, а потом все затихло, нечисть исчезла, и девочка одна осталась лежать в сугробе.
- Однако так и замерзнуть можно, - пробормотала, а издалека уже слышался тревожный голос матери, зовущий, приближающийся. Рита тяжело поднялась и побрела к ней навстречу.
- Мама, а ты тесто на пироги не забыла поставить? – спросила первым делом, как ни в чем не бывало. Мать ахнула, всплеснула руками. Потом засмеялась, прижала к себе дочь, крепко-крепко, прошептала:
- Конечно, к утру испеку, вкусные, с морковкой, - и две женщины, большая и маленькая, обнявшись, побрели домой. Ночь уже не была опасной, вдалеке стихал лай собак, снег бриллиантово искрился, тихий разговор матери и дочери поднимался облачками пара к равнодушной луне.
На пороге задержались, глядя на небо. Звезды были крупными, яркими, словно там, высоко, открылись тысячи окошек, и ангелы поставили на них свои волшебные свечи.
- Как ты думаешь, почему так получается, что в нечисть всякую – бесов, домовых, ведьм, - мы верим, а в Бога нет? – спросила вдруг Рита. – Но если есть черное, то должно быть и белое? Если есть тени, то есть и свет? Так ведь?
Девочка повернулась к матери и впервые за долгое время увидела, как просветлело у той лицо, и что смотрит она с улыбкой ввысь, будто видит там что-то особенное, радостное.
- Думаю, ты права, Рио-Рита, - сказала она. – Конечно, так оно и есть.
Эхомама
Рассказ хороший, потому что по прошествии времени остается в памяти ярким пятном.
Спасибо :flowers:
Суламита
Да уж, такой рассказ не скоро забудется)))
Axi
И еще один мой фаворит :-)

Папа ужааасен :-)
Ayvriki
Начну отвечать скопом и по отдельности.

Я про Рио-Риту
Как могла мамка отпустить ребенка с чертом? Не поверю, что испугалась или обалдела. Раз в тех местах нечисть - по идее :) - водилась, значит, мамка готова была к таким гостям.
Ну, несамостоятельная женщина, неуверенная.


Ну, во-первых, про поведение матери, когда девочка ушла с бесом. Вроде как понятно написано, что мать сковал морок, она сидела не от того, что испугалась, а потому, что не могла пошевелиться - бес наслал на нее онемение. Когда же бес исчез - и онемение прошло, и мать побежала на помощь дочери, еще не зная, что нечисть изгнана. Так что говорить о каких-то качествах как несамостоятельность и неуверенность смешно ИМХО.

Комментарий насчет того, что мать была готова к таким гостям, меня оченно озадачил. Вот скажите, а вы в домовых, к примеру верите? Я с детства не просто верила, а знала, что у бабушки живет домовой. Это подтверждали рассказы многих людей, они слышали домового и по одиночке, и вместе (в групповую слуховую галлюцинацию я не верю), а мама в детстве его даже видала - проснулась ночью, а он стоит рядом с кроватью и рассматривает ее. Девочкой я боялась оставаться одна в избе. Но была уверена, что плохого домовой ничего не сделает - ведь живет же довольно давно, и не пакостил пока. Так вот, когда мне самой в уже достаточно взрослом возрасте пришлось столкнуться фейсами с этим домовым, то я, прошу пардону, чуть не опис... испугалась очень, в общем. Хотя и была готова какбе.
Все такие истории мы чаще всего слушаем с определенной долей неверия, как сказки.

Рио- Рита- и опять все живут на зоне. Лазареты ж разве на свободах бывают? Или в зоне, или в армии, или в пионерлагере, что близко к первым двум категориям. Вольные поселения, химия, отец умер ( видимо, от изнурительных работ), но у него и при жизни запросто монли вырасти копыта. От такой-то жизни. Не, я понимаю, что жизни за МКАДом уже почти нет, но почему ее не должно бытьв рассказах ??


Лазарет. Да. Спасибо.
На самом деле официально это заведение в деревне называлось (да вроде как до сих пор и называется, не уверена) участковая больница. Но в те времена вернувшиеся с фронта по привычке долго обзывали ее лазаретом. Во всяком случае, в нашей деревне так и было. Поэтому и вставила в рассказ именно лазарет.

ЦИТАТА
Лазарет — военное медицинское учреждение, непосредственно входящее в состав воинских частей и подразделений, предназначенное для оказания медицинской помощи и стационарного лечения больных и раненных военнослужащих которые не нуждаются в продолжительном лечении и в сложных диагностических и специализированных лечебных мероприятиях. Лазареты создаются при отдельных военных гарнизонах, в воинских частях и на кораблях.[1]. Специализированную медицинскую помощь и лечении военнослужащие получают в военных госпиталях.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%...%80%D0%B5%D1%82
А в зоне - не санчасть разве? Впрочем, я могу ошибаться, не знаток.
А отец умер не от изнурительных работ, а от того, что у него осколок в груди сдвинулся в сторону сердца - и все, адью, нет человека. Обычное дело.

Рио-Рита интересный рассказ. Очень хорошо написан. Но .. не люблю чертовщину. Так и не поняла, чего именно в этот дом за именно этой девочкой нечисть приперлась. Автору :4u: Впечетлили.


Почему нечисть пришла именно в этот дом.
Объясню.
Когда у меня умерла бабушка, я долго не могла принять это. По утрам я просто выла - почему ты мне опять не приснилась? Тосковала страшно. А потом она мне приснилась... примерно как этот бес. :eek:
Мать, по моей задумке, очень сильно любила своего мужа. И не могла принять его смерть, тосковала, хотела хоть разок его еще раз увидеть. И тогда вместо мужа к ней пришел бес в обличье мужа, чтобы завладеть опустошенной депрессией душой. Поэтому мать и не хотела расуждать логически, она просто поверила в чудо, и в то, что к ней пришел настоящий муж. Девочка же помешала бесу, хотя поначалу, поддаваясь настроению и убежденности матери, тоже потянулась к нему. И тут-то мне нужен был какой-то серьезный аргумент, чтобы поставить мозги девочки на место, вернуть ее способность логически мыслить - кстати да, девочка вот такая логически мыслящая, бывают такие девочки. И никакие намеки не помогли бы (девочка и так сообразила, что папа-то умер, но мать сказала - папа, значит - папа). И поэтому - копыта. Не оставляющие поводов для сомнений. Сорри.

"Рио-Рита" - по пословице, свято место пусто не бывает. Если человек изгоняет Бога из души, Его место занимают другие силы, подчас ужасные.
И еще хочется провести параллель с "Научите меня умирать". Там героиня приняла волю Божию, даже такую страшную; тут мать не приняла, начала роптать на Бога, и как результат - получила исполнение своего желания, но какой ценой?
(Мне, кстати, вполне понятно ее оцепенение, в котором кто-то сомневался по ходу обсуждения)


:love: Именно так. Спасибо.

.
Не поняла только с возрастом Ванятки. Отец умер год назад, Ванятке тоже год, при этом отец в нем души не чаял. Может, лучше было бы сказать, что отец умер прошлой зимой, или что Ванятке полтора года или два.


Возраст Ванятки - согласна, ляп. Торопилась, пропустила. Однозначно переделаю на года полтора-два, спасибо.

Рио-Рита
Прикольно, задорно, ярко.
На мой взгляд не стоило притягивать в последнем абзаце Бога, чет мне не верится во внезапно уверовавшую мать с просветлевшим лицом)) Я бы закончила на том, что мама с дочкой, обнявшись, пошли к дому.


По поводу неожиданно уверовавшей матери.
Да никакая она не неожиданно уверовавшая. Если бы она до этого была убежденной атеисткой, то не размышляла бы над ответом Рите - верит она в Бога или нет. Не колебалась бы, как ответить. Да и вопрос задан так, что девочка могла бы добавить - уже.
"Мама, а ты в Бога совсем не веришь?" - то есть есть сомнения - может, все таки веришь, хоть чуть-чуть?
Мать родилась тогда, когда в деревнях верить в Бога было чем-то само собой разумеющимся. Ее наверняка водили в церковь, она наверняка верила. Но со временем в силу каких-то событий стала сомневаться. И решила для себя - Бога скорее нет, чем есть. А когда Рите удалось какбе доказать от противного существование Бога, она вернулась на эту сторону. Как-то так.


Рио-Рита

Радует, что автор обратился к разновидности святочного рассказа-ужастика. Респект!!! В сборник скорее взяла бы, чем нет. Но есть много вопросов.

Я не буду останавливаться на сугубо редакторской мелочевке типа
Окна и двери приходилось откапывать, расчищать дорожки к соседям, единственному магазину, школе и лазарету. (как вы понимаете, претензии к месту слова "приходилось").

или "кроша пальцами" (чем еще?)

Такие недоработки имеются, но они устранимы и, думаю, вызваны обычной
замыленностью авторского ока.

На мой взгляд, есть проблемы с реалиями. С историческими литературными экспериментами нужно быть очень осторожными, слажать очень легко. Быт послевоенной деревни описан на грани клюквы. Естественно, если судить по советским старым фильмам - то так и было. Но реально мы знаем, что после войны было не совсем так. Даже на неоккупированных территориях. Жили тяжело, трудно, голодно.

Для меня напряг начался именно с названия. Популярный пасадобль (это кстати, не фокстрот :p ), давший название рассказу. "Рио-Рита" создана в 1932 году, попала в СССР в 1937-м и является прежде всего символом предвоенной эпохи. В музыкальной литературе данное произведение рассматривается именно как произведение тридцатых. Это уже сложившийся штамп.
Поэтому обыгрывание послевоенных событий, имени девочки, названия песни изначально представляется не очень удачным. Я бы рискнула перенести все действие на "перед войной". Даже было б лучше. Знаете, жутче. Потому что им еще неизвестно, какие испытания впереди. А нам, читателям, - известно... И, может быть, не только любовь к Родине, но и эта новообретенная вера и поможет выстоять. Извините за высокопарность. Но тогда и многие реалии будут правдоподобнее выглядеть.

Если предположить, что в деревне все так же популярна патефонная пластинка с этой музыкой (почему бы и нет), то слово макияж в этих реалиях неприемлемо, даже в качестве привезенного из города.
Еще вот конфеты... в послевоенной деревне... фонарик с кнопочкой... трофейный? Это вещи непривычные для того быта. Нужно было показать буквально парой штрихов их исключительность: редкость конфет, трофейность того же фонарика...

По сюжету не буду распространятся... Хочется знать, зачем образ священника введен - только для разговора матери и дочери о вере? Зачем так долго описываются в зачине девочка, ее привычки, характер, поездка в город и возвращение изменившейся?


Редакторская мелочевка - прошу простить, хоть я и обещала засылать вычитанные до дыр рассказы, но сроки подвели, и я банально не успела. Долго ждала, когда идея "дозреет" (вообще у меня было несколько идей, и я скорее ждала, которая из них дозреет раньше :) ), написала рассказ 26го, на следующий день перечитала-поправила что успела заметить и отправила. Отлежаться рассказ не успел. :tomato:

По поводу исторических реалий.
Я вообще не люблю писать на исторические темы, потому как отдаю себе отчет, что совсем без ляпов может написать только человек, живший в той эпохе. Не секрет, что в истории периодически делаются новые открытия, и тогда события давних лет начинают видеться в другом свете. Во всяком случае, это мое субъективное мнение - я воспринимаю вещи, написанные современными авторами о давних событиях, скорее как историческую стилизацию, и меня смешат комментарии вроде "ах, как великолепно написано, ни одного ляпа!"
Но это мое имхо имхастое.

Почему же в этом моем рассказе события происходят не в наше время? Да потому, что в данном конкретном случае быт деревни был списан со слов людей, живших там и тогда. И этому свидетельству я доверяю полностью. Я не опиралась на фильмы :D Неа. Я даже могу назвать настоящее название деревни, о которой писала - Рождественское Тезиково, что в Пензенской области.

*********
Вообще меня удивило то, что вы спросили - зачем описывается характер главной героини, но предлагаете отметить происхождение конфеток и фонариков.
Ну что ж, давайте поговорим о королях и капусте о конфетках и фонариках.

Сначала определимся, о каких конкретно годах мы говорим.
Это не первые послевоенные годы, потому как девочке 8 лет. Родилась она явно после войны, так как мать любит отца и о том, что дети ему неродные, речи не идет; отец воевал и примем его возвращение с войны за 45й год; у Риты есть братья и сестра, почти погодки, так что Рита не могла родиться до войны, так же как и ее братья и сестра - во время войны. Итак, накидываем на всякий случай еще год после 45го, плюс еще 8 лет - уже получается 54-й. Я, честно говоря, писала про 56-й, но раз не указала конкретный год, то 54 - самый ранний из того, на который можно подумать.
Жизнь в деревне - да, была тяжелой. Но зачем утрировать? Как раз таки жизнь без конфет и может быть воспринята как клюква. :4u: Конфеты были. Кстати, я не указывала, что конфеты в изобилии лежали каждый день на столе. Я писала, что карамельки давали за колядки, и то не каждый. Колядующих одаривали каждый как мог - кто давал карамельки, кто сухарики, кто пряники. И пятачки давали, было такое. И фонарики были. И одежда была, не ходили колхозники в шкурах домашних животных - коров, свиней, кур, и не резали хлеб из лебеды каменными ножами. :D
Да, жили трудно - настолько трудно, что в те годы по деревням ходили настоящие нищие, у которых не было абсолютно ничего, останавливались на ночь на постой в какой-нибудь избе, да и отправлялись дальше. Никто никогда не отказывал им, так не было принято. Да, в колхозах заставляли отрабатывать трудодни, платили не деньгами, а натурой - зерном, к примеру, или возможностью скосить сено для своей скотины на определенном участке. Но у всех было свое хозяйство - огород, скотина. В деревне жили дружно, было принято помогать друг другу - например, тем, у кого не было коровы, каждый день приносили молоко, как само собой разумеющееся. Такой обычай сохранился до сих пор, каждый раз, когда мы приезжаем в Тезиково, нам без вопросов несут парное молоко. Осенью за деньги сдавали лук - можно было сдать прямо на месте, а можно было отвезти в Москву. На вырученные деньги покупали одежду, сладости - конфеты, пряники, и остальные нужные вещи. В том числе и фонарики. ;) Из конфет тогда были популярны карамельки-подушечки, в народе называемые "дунькина радость". Были и шоколадные, очень дорогие, с начинкой из яблочного или сливового повидла. Мой отец до сих пор помнит, как медленно, с наслаждением слизывал шоколад, и потом отдельно съедал начинку.
Вообще меня удивило то, что никто не спросил, почему семья Рио-Риты так тихо справляет Рождество, ведь в те времена его праздновали целой улицей - один день в одном дворе, другой - в другом и так далее.


Про фонарики.
:4u:
Да, во время войны у нас фонариков не было, у немцев были, а у нас - нет. Но после войны начали завозить немецкие плоские Даймоны, в которых использовалась батарейка КБС-Л-0,5. Почти сразу СССР начало производство своих фонариков по типу Даймонов, но без надписи Daimon; в народе их все равно называли Даймонами, как аналоговые. Размер фонарика был примерно 7 Х 11 см, в немецком Даймоне размер отражателя был примерно 6-6,5см, что было несомненным преимуществом перед советскими, отражатель которых был меньше, примерно 4,5-5см. Фонарики продавались свободно, моему отцу его отец купил советский Даймон в 52 году. На Даймоне был движок, который можно с натяжкой обозвать движущейся кнопкой.
Примерно в 53-55 годах в СССР появились китайские круглые фонарики, длинные, на 2-3 батарейки (сначала появились покороче, на 2 батарейки, чуть позже - подлиннее, на 3), впереди рефлектор, внутри сферическое зеркало с дыркой для лампочки. На них была полноценная кнопка и движок: кнопка для разового включения света, движок - да постоянного. Были в свободной продаже, СССР также выпускал аналоги китайских фонариков. Качество китайских фонариков было очень высокое, у них были хорошие рефлекторы и хорошая световая точка. Фонарики тогда были практически у всех мальчишек, такая классная забава - сравнивать, у кого дальше светит, у кого световая точка лучше.

Макияж. Да, тут я скорее соглашусь, чем нет. Я долго думала, какое слово использовать. В деревне просто говорили - красились, а, подшучивая, обзывали "штукатуркой". Именно эти слова у меня не получилось вставить, но слово "макияж" тогда уже существовало, и я таки решила вставить его, тем более что у Риты (да-да) были просвещенные городские родственники.
Эх, надо было мне Рио-Риту в леви страуссы нарядить... а что? их тогда уже выпускали :D

Рио-Рита
Литературный штамп - это, конечно, заслуживает уважения, но я все-таки оставила бы то время, которое есть. Мне кажется, что сюжет с намеком "А завтра была война" утяжелит рассказ. Зачем тут это? К тому же, мне некого расспросить о реалиях быта довоенной деревни. :378: К тому же Рио-Риту использовали и в фильмах о послевоенном времени - я уже упоминала "Место встречи изменить нельзя", что противоречит литературному штампу. Да что там - музыку Рио-Риты использовали даже в рекламе МММ про Леню Голубкова :D
Рио-Риту слушали. И пластинки крутили. И в клубе фильмы смотрели - в то время их называли короткометражными, потому что они были разделены на части, и в таких деревнях, как Рождественское Тезиково, где был только один кинопроектор, приходилось ждать, когда перезарядят следующую часть. Кстати, время тогда не текло так стремительно, как сейчас, и в 56м году смотрели тот же фильм "Свинарка и пастух", снятый в 1941 году, мировая премьера которого состоялась в 1944, а в Тезиково его крутили и в 56м. Лично в этом я не вижу ничего странного. :???:

**************

Образ священника не введен, а только упоминается.
Характер девочки... надо вычеркнуть?

В моем рассказе два основных конфликта.
1. Мать против Бога
2. Девочка против беса.

В первом конфликте надо было раскрыть отношение матери к Богу, причины отступничества от него. Поп тут выступает как представитель веры. Кстати, клуб, построенный на месте церкви - тоже определенный символ отступничества, греха.

Во втором конфликте мне нужна была девочка с сильным характером, в которой не сомневаешься - да, она пойдет и защитит. И пожертвует собой ради тех, кого любит, такая маленькая женщина-птица, готовая прикрыть крыльями своих птенцов - мать в своей депрессии тоже нуждается в защите. На самом деле не каждый человек способен на такое. Поэтому я и постаралась раскрыть характер девочки.
Поездка в город должна была объяснить, почему девочка-пацанка носила в кармане зеркало, необходимое позже при изгнании беса. И то, что, хоть в ней и прибавилось женственности, характер не изменился на самом деле, спрыгнула же она в платье с забора.

Вроде на все вопросы ответила. :4u:
Ayvriki
Эхомама, Суламита, Axi спасибо!

Вообще я сидела и тихо радовалась, потому что мне хотелось, чтобы все бояаааались (ну хотя бы многие ;) ), и у меня получилось. :4u:

Кстати, ужасен не папа, он-то как раз был прекрасен. Ужасен бес, а это совсем другой гражданин. :HET:
Villany
Спасибо Вам за рассказ! Очень страшный! Прочитала его только один раз, но еще частенько думала о нем по ночам... :D
Ayvriki
Villany, спасибо :4u: Значит, я достигла своей цели :blush:
Люля_Кебабовна
Ayvriki, ай, молодец!!! Достигла!!! Напугала только так :eek:
Эхомама
Напугала только так
Кто бы говорил ;)
почему семья Рио-Риты так тихо справляет Рождество, ведь в те времена его праздновали целой улицей - один день в одном дворе, другой - в другом и так далее
Да как же? Запретили ведь праздновать Рождество еще в конце 20-х.
Вербена
Спасибо за рассказ, да, жутковато, но я читала с удовольствием! Немного знакома с жизнью в деревне, мама моя рассказывала много, по этому в голове образовалась яркая картинка. И еще... сама слышала несколько рассказов про то, как дьявол принимает образ умершего человека и является к человеку который сильно по умершему тоскует :4u: И про бойкую девочку Риту верю. Есть такие девочки! Рассказ понравился. Очень. Еще раз спасибо :love:
Anna11976
И мне рассказ понравился. Я бы сказала, что автор написал легенду которая бытует в его семье или близких знакомых. А слово "макияж" легко исправить, при желании.
Люля_Кебабовна
Кто бы говорил ;)

Ну у моих героев вроде копыт не наблюдалось :D Только горящие красные глаза :shuffle:
А вообще, это еще мой личный бзик, просто у меня ночной кошмар регулярный - вижу давно умершего человека (родственника) с копытами. Поэтому мне было ваще-ваще жутко читать :BzZz:
Ayvriki
Ayvriki, ай, молодец!!! Достигла!!! Напугала только так :eek:


:D :D :D Страааашно???

Да как же? Запретили ведь праздновать Рождество еще в конце 20-х.


Может, в 20х и запретили, но в 50х его совершенно точно праздновали в деренях. И Пасху тоже. Мою маму. когда она была маленькой, ее бабушка и в церковь постоянно водила в те годы, да-да. :yes:
Ayvriki
Немного знакома с жизнью в деревне, мама моя рассказывала много


:beer: Я обожала просить: "Мама, пасскажи, как ты маленькая была" :D Интереснее всяких сказок было.

Я бы сказала, что автор написал легенду которая бытует в его семье или близких знакомых.


Легенды нет :???: Главные героини и правда списаны с реальных людей.

вижу давно умершего человека (родственника) с копытами


:eek: Ужас какой. Ну, я не знала, писала рассказ без прицела на тебя :4u:
Нюрка
Святочный и яркий рассказ. В целом понравилось, спасибо :4u:
Cvetik semicvetik
Спасибо за рассказ, отличная вещь! :4u:
Кнопка ру
Отличный жутик! Такое на Рождество и надо читать! :4u:
Вась
И мне очень понравился, жууткий... :eek:
Лита
Первым прочла из всего списка - привлекло название. Понравилось, поверилось. Я бы на месте издателя, которому попался бы этот рассказ, напечатала бы его с комментариями автора, которые не менее интересны. И вообще всю полемику. :super:
Дарька
ух, спасибо за жуть! цель достигнута, было страшно :4u:
Ayvriki
Я бы на месте издателя, которому попался бы этот рассказ, напечатала бы его с комментариями автора, которые не менее интересны


:D :D :D :D
Часть первая. Рио-Рита. Рассказ.
Часть вторая. Для тех, кто недопонял. Комментарии.
:cool:
Кисин Хвост
Часть первая. Рио-Рита. Рассказ.
Часть вторая. Для тех, кто недопонял. Комментарии

Нее, часть вторая - "Рио-Рита, как явление на мамском форуме. Критика." :D :D :4u:

ЗдОрово получилось. колоритно. :super: :super: :super:
Ayvriki
Нее, часть вторая - "Рио-Рита, как явление на мамском форуме. Критика."


это больше похоже на название дипломной работы :D :D
Allexa
Ayvriki, спасибо за объяснения.

но когда объяснений много - почти столько же, сколько рассказа, то это не есть хорошо, а? ;) это только Пушкину позволительно теперь или Льюису Кэрролу. :D

мое дело не придираться, а рассуждать с позиции читателя.
и потому обращаю внимание автора на те вещи, которые могут резануть взгляд читателя, показаться клюковкой. а уж дело автора - оставлять или нет.
можно сказать, что вы помещаете фантастическую историю в мир обыденный. необычное в обычное - литературный прием. причем сильный. но из-за того, что режет и делает быт послевоенной деревни удивительным, выходит другое - помещаете необычное в... необычное.
многие авторы (да и я этим грешила даже здесь ;) ) пишут - "так это было, это правда, это реально происходило". в то, что было где-то что-то - верю на слово. но хорошо бы эта вера шла на нас тараном из самого текста. для этого часто достаточно двух-трех уточняющих слов.

про говорухинский фильм - я помню этот момент. была "Рио-Рита". там, кстати, и современная электричка в кадре была ;) (где Шарапов по шпалам бегает).
Ayvriki
Allexa, у меня впечатление, что мы с вами говорим на разных языках. Без обид.


но когда объяснений много - почти столько же, сколько рассказа, то это не есть хорошо, а? ;) это только Пушкину позволительно теперь или Льюису Кэрролу. :D


а также другим конкурсантам, но только не мне :D В других темах тоже много объяснений, даже с фотографиями ;)

Кроме того, львиную долю моих объяснялок составил отчет о конфеткахи фонариках. Остальныйе вопросы как-то разрешились во время анонимного обсуждения рассказов, без моей помощи. То есть мой рассказ вполне понятен, но мне хотелось просто обозначить свою позицию по некоторым вопросам
Но я поняла, ЧТО вы хотели сказать под

но хорошо бы эта вера шла на нас тараном из самого текста. для этого часто достаточно двух-трех уточняющих слов.


Это ценное замечание, но в этом рассказе, мне кажется, будет лишним рассуждения вроде "Рита сунула в карман фонарик, которые в то время продавали в каждом магазине". Вопросы о конфетах и фонариках возникли только у вас. Еще живы те, кто жил в той эпохе, а также их дети, которым эти мелочи не кажутся странными, и которым не нужны пространные объяснения. Такие комментарии читателей тоже были :???:

и потому обращаю внимание автора на те вещи, которые могут резануть взгляд читателя, показаться клюковкой. а уж дело автора - оставлять или нет.


Я вам за это благодарна.

многие авторы (да и я этим грешила даже здесь ;) ) пишут - "так это было, это правда, это реально происходило". в то, что было где-то что-то - верю на слово.


мне кажется, это больше применимо к сюжету, а исторические реалии - если в моем детстве хлеб стоил 20 копеек, то этот факт никак варьироваться не может, грубо говоря.

про говорухинский фильм - я помню этот момент. была "Рио-Рита". там, кстати, и современная электричка в кадре была ;) (где Шарапов по шпалам бегает).


не пытайтесь сбить меня с толку ;) :D Вы мешаете в одну кучу мух и котлеты. Изначально вы упоминали о Рио-Рите как литературном штампе, что Рио-Риту нужно употреблято только в довоенном времени, а я сказала, что литературный штамп нарушался, и ничего страшного не случилось. Про ляпы или их отсутствие в этом фильме я ничего не говорила.
Хотя можно поправить в моем рассказе так, что Рио-Рита была все еще популярна в этой деревне, так лучше?
Кстати, про Рио-Риту - у меня в рассказе есть более серьезный ляп, на который я пошла сознательно, дабы добавить рассказу колориту, но этот ляп никто не озвучил :)
Anna11976
Специально на ютубе поискала Рио-Риту, очень много видео. Почитайте комментарии у людей ассоциаций больше с Днём Победы и после военным временем. Хоть литературный штамп и нарушен, но народ поверит. :)))
Allexa
а также другим конкурсантам, но только не мне


да Господь с вами. я это и раньше и другим писала. ;) и сама "грешу" порой объяснениями. :tomato: я же понимаю - защитить свое детище хочется.

не давала отзыва на Ваши прежние рассказы - плохо, дала отзыв - "тоженеславабогу" :D чежтакоета!


если про фото - это намек на "Джинна", то человек пишет о том, где реально живет, и мы с вами теоретически можем поехать и "руками потрогать".

а поехать в послвоенное время мы не можем. потому наша дискуссия отвлеченная. ни Вы, ни я не будем правы стропроцентно.


Изначально вы упоминали о Рио-Рите как литературном штампе, что Рио-Риту нужно употреблято только в довоенном времени, а я сказала, что литературный штамп нарушался, и ничего страшного не случилось. Про ляпы или их отсутствие в этом фильме я ничего не говорила.
Хотя можно поправить в моем рассказе так, что Рио-Рита была все еще популярна в этой деревне, так лучше?


писано было вот что

ЦИТАТА
Для меня напряг начался именно с названия. Популярный пасадобль (это кстати, не фокстрот ), давший название рассказу. "Рио-Рита" создана в 1932 году, попала в СССР в 1937-м и является прежде всего символом предвоенной эпохи. В музыкальной литературе данное произведение рассматривается именно как произведение тридцатых. Это уже сложившийся штамп.
Поэтому обыгрывание послевоенных событий, имени девочки, названия песни изначально представляется не очень удачным. Я бы рискнула перенести все действие на "перед войной". Даже было б лучше. Знаете, жутче. Потому что им еще неизвестно, какие испытания впереди. А нам, читателям, - известно... И, может быть, не только любовь к Родине, но и эта новообретенная вера и поможет выстоять. Извините за высокопарность. Но тогда и многие реалии будут правдоподобнее выглядеть.

Если предположить, что в деревне все так же популярна патефонная пластинка с этой музыкой (почему бы и нет), то слово макияж в этих реалиях неприемлемо, даже в качестве привезенного из города.


так, и где о литературном штампе? написано: "В музыкальной литературе... как произведение тридцатых" и "сложившийся штамп". это понятийный штамп, а не литературный. даже не штамп, а символ, как я написала.
вернее, не я так пишу, а музыкальная теоретическая литература. ;)

где написано, что нужно "употреблять только в довоенном времени" ?написано: "я бы рискнула перенести", "обыгрывание послевоенных событий, имени девочки, названия песни изначально представляется не очень удачным".

ваше авторское дело - слушать или нет. я не буду дискутировать. в конце-концов, я не говорила, что рассказ - кака. наоборот, писала, что скорее вижу его в сборнике, чем нет. и если это случится (кстати, искренне желаю), в процессе работы будете общаться непосредственно с редактором, решать вопросы, переписывать. я даже больше скажу - если б я была этим редактором, то у меня еще несколько вопросов было бы по тектсу и фактажу. во какая я вредная. :p

Люля_Кебабовна
если про фото - это намек на "Джинна", то человек пишет о том, где реально живет, и мы с вами теоретически можем поехать и "руками потрогать".

Если это был-таки намек, то замечу - я фото не в качестве пояснения и доказательства выставляла, а просто так, для полноты картины и колориту, так сказать :D
Ayvriki
не давала отзыва на Ваши прежние рассказы - плохо, дала отзыв - "тоженеславабогу" :D чежтакоета!


Где я писала, что неславабогу? :scratch: Я вроде наоборот благодарила (вон повыше), но вот если не согласна и уверена в своей правоте, то чего бы не потрындеть-то?

Я, кстати, себя крутой пейсательницей почувствовала после такого вьедливого разбора - значит, предьявлены высокие требования :D

а поехать в послвоенное время мы не можем. потому наша дискуссия отвлеченная. ни Вы, ни я не будем правы стропроцентно.


То есть сводетельствам очевидцев вы не доверяете? Почему? Думаете, их память может подвести или что? :scratch:


Если это был-таки намек, то замечу - я фото не в качестве пояснения и доказательства выставляла, а просто так, для полноты картины и колориту, так сказать :D


Да я вроде не намекала, а прямо всю правду-матку про всех-всех-всех :D
Кстати, меня тоже для колориту и полноты картины вон как понесло - рассказала все, что надо и не надо. :D Люблю поговорить о том, что люблю :4u:

И еще кстати - обратила внимание, что многие конкурсанты брали за прототипов героев из жизни, их характеры, их судьбы...
Люля_Кебабовна
И еще кстати - обратила внимание, что многие конкурсанты брали за прототипов героев из жизни, их характеры, их судьбы...

Жизнь - поинтереснее любого романа:)
А у меня судьба "списана" полностью разве что со служанки. Всех остальных геров я придумала полностью от и до, а фотки - это чисто показать, какими я их внешне представляю.
Cvetik semicvetik
Искренне желаю "Рио-Рите" попасть в сборник! Классный рассказ и язык такой живой и яркий! :love:
Кстати, кажется у Дейла Карнеги, есть одно замечательное высказывание: "Никто не бьёт мёртвую собаку." (Так что, если поколачивают, значит "собачка", очень даже живёхонькая! :p )
Ayvriki
P.S. смотрю сейчас сериал "Вчера закончилась война".
И чета меня сразу напрягло то, что они там в деревне слушают пластинку с "Рио-Ритой" практически на всех гулянках... сильно так напрягло :D :D :D :D опять штамп (музыкальный) нарушен, безобразие просто :angry:
Cvetik semicvetik
они там в деревне слушают пластинку с "Рио-Ритой" практически на всех гулянках

:D :D :D
Для перехода на полную версию с графикой и с возможностью отвечать в темы, пожалуйста, нажмите сюда.