“Мы редко вполне сознаем влияние бессознательных впечатлений среды, но ими обычно обусловливаются все наши поступки”.
Дж. Дьюи. Введение в философию воспитания.
Структура самоуправления. Структура самоуправления колонии довольно своеобразна, хотя многое в ней напоминает пионерскую организацию. Вся масса колонистов делится на отряды (звенья), и во главе каждого отряда стоит командир (звеньевой). Отряд является основной единицей коллектива. Индивидуальной
собственности нет, по крайней мере перед лицом колонийской администрации: белье, одежда, табак и прочее выдается не отдельному колонисту, а на отряд через его командира. Так же и поручения, как бы они важны ни были, даются отряду. Каждый
отряд дорожит своим добрым именем и, ясно, не выделит плохого исполнителя.
Отряды не явились следствием влияния пионердвижения. Заимствования из чужой практики не имели большого значения в жизни колонии. Мало в ней было места и для изобретений (если под изобретением понимать готовый, заранее составленный план).
Дело было так:
“В конце 1921 года колония не имела ни топлива, ни обуви, чтобы заготовить топливо в лесу. Требовалось огромное напряжение, чтобы справиться с холодом. С этой целью из числа всех воспитанников (всего их было в то время 30) было выделено 10 мальчиков, им была передана вся имеющаяся в колонии обувь и было поручено в течение недели заготовить 1.000 пудов дров. Старшим из этих мальчиков был назначен Калабалин. Дело у этой группы пошло блестяще. Не помню каким образом, но в колонии привилось для этой группы название “отряд Калабалина”. Возможно, что в этом термине сказалось бандитское прошлое некоторых из наших воспитанников. Когда отряд Калабалина закончил заготовку дров, захотелось
использовать его спайку, дисциплину и обувь для другой работы - для набивки ледника. Так отряд Калабалина и остался уже постоянным явлением на всю зиму 1921-го года. К весне мы не реформировали отряд, а, наоборот, остальных 20
воспитанников разбили на два отряда. Таким образом у нас получилось три отряда. Старшие отрядов сначала пытались называться атаманами (очевидно происхождение и этого термина), но я настоял, чтобы они назывались командирами”.
(Макаренко.
Очерк работы Полтавской колонии им. Горького).Так образовалась основная единица организации. Вторым шагом естественно было создать совет командиров. Совет представляет собою нечто вроде детского исполкома, но имеет перед ним преимущество в численности, благодаря чему при
умелом подходе он становится ядром, вокруг которого организуется остальная колонийская масса. С другой стороны, члены его принимают ежедневное обязательное участие в хозяйственной жизни колонии как административная группа, что очень способствует успешности работы и установлению твердой дисциплины.
Другим исполнительным органом является дежурство (воспитатель и воспитанник) и заведующий колонией.
Во главе самоуправления по линии детского коллектива - общее собрание; по линии педагогической - педагогический совет. Но линии эти не расходятся, как в большинстве детских учреждений, а тесно переплетаются, ибо и педагоги и воспитанники прежде всего являются членами одной коммуны, следовательно, подчинены единой конституции, соединены общими интересами, подлежат единому суду.
Влияние новой обстановки. Каждый, вновь вступающий в колонию, попадает в строго организованное общество, с которым он в большинстве случаев сливается. Но иногда не выдерживает и бежит. Бегут обычно в первую неделю. Кто остался дольше, редко уходит, ибо твердая организация всегда покоряет.
Бегущих пугает работа, пугает необходимость выявить свою общественную стоимость в новых формах, так как прошлыми хулиганскими заслугами их никто не интересуется. С того момента, как беспризорный становится членом рабочего коллектива, его оценивают только как такового.
Бегущие обычно объясняют свою слабость негодованием перед общественным устройством и нравами колонии:
- В вашей колонии самосудчики.
- В вашей колонии командиры дерутся.
- Так ведь одни командиры, а не все сильные. Командир, в худшем случае, двинет тебя в ухо. Зато никто не станет "подбрасывать", не будет бить "в тёмную".
- Да уж чего там! Самосудчики! Сами судят.
Трудно какому-нибудь Петьке или Ваньке, бывшему организатору, привыкшему поражать улицу хулиганской находчивостью, отказаться от исключительности и скромно вступить в ряды колонистов маленьким работником. Одних удерживает в колонии любопытство, других - перспективы, рисующиеся впереди, третьих - желание
подкормиться. Есть и такие, которые действительно тянутся к здоровой жизни. А затем новая среда покоряет, и увлекает завоевание жизни новыми подвигами. Он с удивлением убеждается, что старые его качества - смелость, находчивость, только иначе направленные, и здесь приобретают ему уважение. Уважение связывает, особенно заслуженное с таким трудом. И новичок остается в колонии.
Звание колониста. Пробыв год в колонии и показав себя за это время достойным её членом, воспитанник получает звание колониста и красивый значок, внутри которого сплетены буквы Г. Т. К. (Горьковская трудовая колония).
Через три года дается звание старшего колониста и под значок подшивается красная розетка, как на ордене “Красного Знамени”.
Этот знак отличия использован товарищем Макаренко не только как приём поощрения, но и как приём, подчеркивающий товарищеское равноправие с воспитателями, а, по отношению к этим последним - как дипломатический прием: воспитатель, не получивший через год звание колониста, должен удалиться из колонии, так как это
служит намеком, что его дальнейшая работа не желательна.
Звание колониста как воспитателю, так и воспитаннику присуждается педагогическим советом. Кандидатура воспитанника разрешается простым голосованием, кандидатура воспитателя - закрытым.
Командиры. Наибольшая честь для новичка - сделаться командиром. Это значит, что всеми оценены его хладнокровие и организаторские способности. Звание командира связано и с известными материальными выгодами: время от времени каждый
воспитанник получает карманные деньги из средств своего хозяйства. Но командир имеет 1 рубль, тогда как рядовой воспитанник всего 40 коп.
Чтобы слить с полтавцами массу куряжан, чтобы у них не было впечатления несправедливости, с первых же дней совету пришлось назначать командирами и ребят из куряжской коммуны. И надо отдать справедливость зоркому глазу заведующего колонией: он редко ошибался. Был только один неудачный случай: в командиры попал
мальчик, живой, неглупый, но необоримо ленивый, совершенно лишённый чувства долга. Ответственная работа его не подтянула, а только тяготила, и он подал в конце концов в совет заявление, прося снять с него звание командира.
Жизнь командира действительно беспокойная: кроме того, что он, как и всякий другой колонист, несёт ежедневную работу по колонии, он ещё обязан наблюдать за работой и порядком в своем отряде, должен уметь уладить мелкие конфликты, чтобы не бегать с пустяками к заведующему колонией, должен в каждом отдельном случае найтись, как поступить, чтобы не развалить дисциплину в отряде. Одним словом, командир всецело отвечает за свой отряд.
Совет командиров. Стать командиром - это значит принять участие в организации всей колонийской жизни. Функции совета командиров не ограничиваются распределением рабочей силы. Совет командиров - орган, направляющий и регулирующий хозяйственную жизнь колонии, с одной стороны, и внутренний распорядок жизни воспитанников - с другой. В его ведении: смещения и назначения
командиров, переводы из одного отряда в другой, отправка на службу товарищей, прошедших колонийскую учебу, отпуска домой, прием новых воспитанников, установление очереди на одежду, устройство праздников и т. д.
Совет командиров собирается обязательно раз в неделю по субботам, но при необходимости и чаще. Совет не является оторванной от педагогического коллектива, почти самостоятельной организацией, как это приходится наблюдать в некоторых детских коллективах: бессменным председателем совета состоит заведующий колонией, а его обязательными членами - секретарь педагогического совета, помощник заведующего колонией, старший инструктор и дежурный
воспитатель. Таким образом осуществляется контроль и действительное, хотя и незаметное, руководство педагогической мысли.
Вот для примера два экстренных совета, бывших в мои дежурства:
1. Вместо сигнала на обед дежурный сигналист трубит “сбор командиров”.
Отправляюсь в комнату совета командиров. Все уже в сборе. Тов. Макаренко сидит за столом. Перед ним мальчик, лет 13-14, в беленькой рубашечке, весь аккуратненький и испуганный, совсем не похожий на уличную шпану.
- Хлопцы, этого товарища прислал нам доктор из второй совбольницы с письмом. (Зачитывается письмо, в котором старший врач просит принять мальчика-сироту, бывшего в больнице два месяца на излечении после побоев. Врач просит спасти мальчика от улицы). Так как же быть, хлопцы? Я звонил в комиссию, председателя нет. Сам принять я не имею права. Как вы, хлопцы?
- Да, по-моему, принять. А то что ж ему - воровать? - раздается один голос.
- Два месяца пролежал. Здорово, значит, тебя поколотили! (Голос, полный уважения).
- Череп проломили, - с робкой гордостью сообщает кандидат.
- А ты бы не лез драться! (Добродетельный голос).
Новичок робеет, испуганно оглядывается на благоразумный возглас.
- С кем же ты раньше жил? (Какой-то скептик).
- С тёткой. Прогнала. Тут меня и поколотили... на улице... (Голос мальчугана падает и губы начинают дрожать).
- И у тебя никого нет? (Заведующий колонией).
- Никого. Мне некуда идти. Примите меня, пожалуйста.
- Я один ничего не могу. Проси товарищей.
- Товарищи, примите меня, пожалуйста... - И уже откровенные слезы текут из глаз, глядящих на бравых командиров.
В ответ дружелюбная буря.
- Ну, чего ты!
- Не реви!
- Не реви, будь своим хлопцем!
- Принять!
- Ты ж не баба, чего раскис!
- Принять!
- У нас нюни не распускают!..
- Принять!
- Принять! Принять!
Мальчуган подтягивается и сквозь слёзы улыбается, глядя в лица товарищей. А они смущённо стараются за грубостью скрыть доброе чувство, их охватившее.
- Голосую, - говорит заведующий колонией. - Кто за то, чтобы принять, поднимите руки.
Руки тянутся вверх.
- Единогласно! - Заведующий колонией поднимается: - В какой отряд?
- Ко мне! - кричит Дашевский, “пацанячий” командир.
- Куда его к Дашевскому, он уже большой! Ко мне!
- Большо-ой!.. Так он может еще больной! Ему, может, еще трудно работать!
- Правильно! К Дашевскому его.
Секретарь совета командиров фиксирует это постановление, и Дашевский, в упоении победы, утаскивает новенького с собой.
Целый день чувствуется, что ребята гордятся своим могуществом, помогшим им вытащить товарища из уличной грязи.
2. Заведующий колонией вернулся из города. Неожиданно сигнал - сбор командиров.
Иду. Комната совета командиров полна народа. Ребята расположились на скамейках, столах, на полу.
Заведующий колонией делает несколько очередных сообщений. Потом, с чуть заметной усмешкой говорит:
- Хлопцы, вы знаете, что такое контролёр в ресторане?
- Нет! Нет! ("К чему это он клонит?")
- Его обязанности заключаются в следующем: когда официант делает заказ на кухне, контролёр проверяет его. Делается это вот для чего: вы приходите в ресторан и заказываете два дорогих блюда, положим, всего на пять рублей. Официант идёт в кассу и берёт марки на два дешевыъ блюда и платит за них, скажем, полтора рубля.
Таким образом у него в кармане остается три рубля пятьдесят копеек. На кухне он заказывает те кушанья, которые вы требовали, а марки дает для проверки контролёру. И, если контролёр в компании с официантом - это мошенничество проходит безнаказанно, а прибыль они делят пополам. Оказывается, что все контролёры вступают в сделку с официантами. В Харькове нет честных людей. Поэтому обратились к нам...
Раздавшийся смех не дает заведующему договорить. Выждав, когда собрание несколько смолкает, он спокойно оканчивает:
- ... нет ли их у нас. Я сказал, что найдутся. Хлопцы, в настоящее время в Харькове имеется восемнадцать мест контролёров, жалованья восемьдесят рублей, комната и прочее. Я не решаюсь выделить сразу восемнадцать душ. Не оттого, что не рассчитываю на такое количество честных среди нас. Мы все честные. Но нужна
стойкость. Нужен такой детина, который бы во всяком положении нашелся и дал отпор. Ведь понятно, что официанты всеми способами постараются выжить контролёра, не дающего им потачки. Я наметил приблизительно трех таких. Кого желаете вы?
Перед деловым предложением веселье умолкает. Называют ряд фамилий. Сперва по симпатии, затем каждая кандидатура всесторонне обсуждается, и остаются самые надёжные, которые ни при каких обстоятельствах не уронят честь колонии.
К сожалению, не могу сказать, чем закончился этот опыт, так как уехала раньше, чем колонисты поступили на службу.
“Конгресс”. Особо важные дела решает "конгресс", т. е. педагогический совет плюс совет командиров. При мне "конгресс" ни разу не заседал.
Общее собрание. Обычно же постановления, обязательные для всех, исходят от общего собрания и проводятся в жизнь советом командиров.
Общие собрания в Куряже в организационный период были очень часты, почти каждый день. В Полтавской колонии, по словам воспитателей, они бывали один-два раза в неделю. Однако и частые, для ребят они нисколько не утомительны. Наоборот, все относятся к собранию с большим интересом. Не мало этому способствует "соломонов суд", творимый заведующим колонией, как занятное зрелище и как возможность разобраться во всех своих недоразумениях.
Общее собрание проводится после ужина. Начинается рапортами командиров о проделанных за день работах, тут же возникают дела о нарушениях копонийской дисциплины, и заведующий колонией, если они невинного свойства, на месте их разбирает.
Например, командир рапортует:
- Работали там-то. Сделали столько-то. Все хорошо. Только Ф. ушел с работы и все время просидел с книжкой под церковью.
- Где Ф.?
Рослый мальчик лет шестнадцати подымается.
- Почему ты ушёл с работы?
- Я не могу работать в такой обстановке.
- В какой это?
- Шурка и Женька в меня кидают глудками.
- Шурка и Женька, вы кидали в него?.. Да где вы там!? Выйдите вперед, вас не видно.
В пространстве между скамьями, при общем смехе, появляется пара крохотных ребят.
- Зачем вы обидели Ф.?
Снова смех.
- Да мы ничего. Я как ударил сапкой, земля отскочила, и глудка в Ф. попала. Он заплакал и пошёл...
- Нет, я видел, они нарочно в него кидали, - выскакивает кто-то.
- Они в меня нарочно кидают, потому что я жид...
- Ты не один здесь еврей, - говорит заведующий колонией, - почему же других уважают, а тебя каждый пацан обижает?.. Постыдился бы. Ты не умеешь завоевать уважение товарищей - вот в чём дело.
- Я бы тоже не мог так работать, - подымается один из старших. - Что же это за отношение к человеку? Каждый норовит его смазать, каждый норовит толкнуть и все "нечаянно"... Нет, Антон Семенович, этому надо положить конец.
- Можно мне? Ф. не любит работать, вот он и отлынивает, - вмешивается другой. - Что ж, он такой здоровый хлопец, не может с пацанами справиться...
- Он тихий, - отстаивает свое положение первый, - человек не желает драться, а каждый пользуется этим.
- Тихий!.. Хвастун он - вот и все. Я, говорит, боксом могу всякого побить, а сам трусится...
- Это к делу не относится, - останавливает заведующий колонией. - Как же с тобою быть, Ф.? Отрядить специально хлопца, чтобы он тебя защищал?
- Я не могу работать в таких условиях.
- Ты не хочешь работать. Если бы ты был проще и иначе относился к труду, тебя все уважали бы. Ведь мы уже делали опыты: совет командиров брал тебя под свою защиту, тебя никто не трогал, и ты всё равно не работал. Завтра, по сигналу "на работу", возьмёшь книжку и пойдешь сидеть под церковью. Читай, пока товарищи
будут работать. (Секретарь совета командиров фиксирует).
- Я...
- Довольно. “Третий о сводный”!
- "Третий о сводный" - все хорошо. Двенадцатый отряд - всё хорошо, только Ветров за обедом сломал ложку.
- Ветров!
Поднимается детина лет девятнадцати, глуповато ухмыляющийся.
- Расскажи, как ты сломал ложку?
- Нечаянно. (Смех.)
- Так азартно ел? (Смех.)
- Нет, мне Иванов подвернулся: я его хлопнул ложкой, она и сломалась.
Смех возрастает. Провинившемуся и самому, видно, смешно.
- Если тебе ложка нужна как оружие, так ты за обедом можешь и без нее обойтись. Неделю обедать без ложки.
- Есть.
Секретарь совета командиров фиксирует. Ветров под общий смех усаживается.
Одним из последних рапортует комендант:
- Комендантский отряд - всё хорошо. Во время комендантского обхода: во-первых, оказалась неубранной койка Тамары...
- Как неубранной?
- Совсем не застлана. У неё всегда плохо застлана, а сегодня всё разворочено.
- Тамара!
Поднимается маленькая сероглазая девочка и неожиданно басит:
- У меня всегда застлата. А сегодня если не застлата, так я дежурная по столовой и спешила. Я сказала дневальной - застели, она не застлала; чем я тут виновата?
Раздается ржанье ребят, предвкушающих расправу.
- Ага, тебе нужна горничная? Вот не знал, что у нас в колонии есть барыня. Девчата, Тамаре нужна горничная, кто согласится в течение недели ежедневно стлать ей постель?
Среди девочек не находится желающих.
- Хлопцы, может быть, кто-нибудь из вас пойдёт горничной к Тамаре?
- Я! - кричит весельчак Перцовский. Это неожиданное согласие встречается хохотом.
- Запиши, - говорит заведующий колонией секретарю совета командиров, - на неделю Перцовский назначается горничной к Тамаре.
- И главное, никогда он не задумается! - слышу я позади себя восторженный возглас.
Если проступок серьёзен, заведующий колонией быстро бросает секретарю:
- Под суд.
В таком роде проходит часть собрания. Весело, шумно, так как колонисты с увлечением ждут, что ещё выдумает Антон Семенович, боятся проронить слово.
Последний рапорт дежурного воспитанника. Затем заведующий колонией делает доклад о состоянии колонистских дел, иногда отчитывается в затраченных суммах.
Закончив, спрашивает:
- Есть какие-нибудь вопросы?
Воспитанники, имеющие какие-либо претензии, заявляют их. Они разбираются, недоразумения улаживаются приблизительно в том же стиле соломонова суда.
Заявления воспитанников далеко не всегда носят личный характер. По большей части они имеют общественный интерес и часто служат стимулом для какого-либо нового постановления. Например, раздается голос:
- Можно мне?
- Пожалуйста.
- Это, Антон Семенович, дело - чтобы на окнах сидеть? Посмотрите, как стенку ногами измазали. Еще ремонту не было, а когда побелют клуб - что получится?.. И дня чистым не простоит!
- А правильно ведь, хлопцы! - говорит заведующий колонией.
- Правильно!.. Правильно!..
- Кто за то, чтоб не сидеть на окнах, подымите руки. Единогласно. Запиши: общее собрание запрещает сидеть на окнах во всех помещениях колонии.
Тов. Макаренко прислушивается к каждому проекту, зародившемуся в голове воспитанника, и таким образом в хозяйстве колонии поддерживается образцовый порядок. Четыреста пар глаз смотрят, четыреста голов думают, как лучше сделать... И автор принятого предложения горд тем, что его бдительность оказалась на общую пользу, особливо, ежели он не командир, а рядовой колонист.
Ни один пустяк не ускользает от коллективного хозяйского глаза, а дух соревнования толкает к дальнейшим наблюдениям. Поэтому, если кто-либо из колонистов заявляет, что "Петька и Шурка разложили костер и сожгли огребину хлеба", то это вовсе не донос, как часто представляется посторонним, а апелляция к хозяйственному коллективу о предотвращении в дальнейшем таких опасных действий
со стороны его отдельных членов.
Внушение: все создано самими колонистами. Итак, все ребята участвуют в созидании колонии, все заинтересованы в нём, и естественно, что автор принятого предложения о том, что необходимо сделать крышку на бочку с помоями, так как в ней тонут цыплята, чувствует свою долю участия в хозяйственном процветании колонии, гораздо большей, чем она есть на самом деле, ибо этому возрасту
свойственно преувеличивать. Старшие колонисты уверены, например, в том, что и процветанием в педагогическом отношении колония обязана исключительно им. Я как-то обмолвилась при одной из старших девочек, что Антон Семенович замечательный педагог и организатор.
Она посмотрела на меня удивлённо:
- А чтобы он мог без нас сделать? - Ничего.
- Ну, разумеется, - поспешила я исправить свою ошибку, - если бы вы не захотели, ничего бы не вышло. Это ясно. Но я говорю в том смысле, что Антону Семёновичу первому пришла в голову мысль. А смог он ее осуществить, конечно, только благодаря вашей поддержке.
Вся жизнь колонии проникнута этим внушением и ему обязана своим
процветанием. Мне пришлось в другом месте наблюдать у ребят заинтересованность материальную (доля в прибыли мастерских), результаты ее далеко не так блестящи, как результаты этой творческой заинтересованности. И не только в педагогическом
смысле (об этом уж и говорить не приходится), но и в хозяйственном. В этом возрасте, когда влечёт авантюра, когда пробуждающееся общественное чувство и творческие способности требуют исхода, чрезвычайно важно дать им здоровую пищу, здоровое направление. А вопрос о деньгах даже там, где есть нужда, обычно не бывает стимулирующим до полной возмужалости. И денежный интерес даже у таких циников, как беспризорные, очень легко уступает какому-либо другому: шалость, выпивка, смелое “дело”.
Между тем творческое участие в общем хозяйстве заставляет ребят упражняться в наблюдениях над общественной жизнью, обдумывать мероприятия к улучшению ее, ибо у них возникает уверенность, что они сами творцы её.
Внушение: свободный выбор. Чтобы ребята не чувствовали себя сосланными в колонию преступниками, тов. Макаренко принимает через совет командиров не только беспризорных и правонарушителей, но и ребят из семьи (конечно, незначительный
процент), которых почему-либо желают поместить в колонию родители, а также младших братьев и сестёр колонистов.
Воспитанников первого типа в колонии несколько. Особенно колонисты гордятся воспитанником Ф. (тем самым, в которого “глудками” бросали). Мать его - женщина-врач на Украине, отец - лидер консервативной партии, член парламента в Палестине. Товарищи гордятся учёностью Ф., владеющего
несколькими языками, прекрасного математика и т. д. Но в то же время он их и возмущает своею неприспособленностью, нелюбовью к физическому труду и фальшивой развязностью. Поэтому бедному Ф. так попадает, как редко кому. С ним вечные казусы. Вот, например, полка. (Моё рабочее дежурство.) Командир объясняет Ф.:
- Это арбуз, а это сорная трава. Сорную траву сбивай, а арбузы подкапывай.
- Да знаю, знаю, чего ты меня учишь.
Ф. самоуверенно берется за сапку и, читая товарищам лекцию по ботанике, сбивает арбуз за арбузом. Над ним начинают издеваться. Он делает вид, что не замечает насмешек и, чтобы восстановить свою общественную стоимость, преувеличенно громко обращается ко мне с какою-то ученою речью, уснащенною, без всякого чувства меры,
иностранными словами. И, как ни восхищаются втайне его ученостью товарищи, явно они ее презирают. Особенно их возмущает, когда он начинает "задаваться", как они говорят.
Возбуждает их негодование и то обстоятельство, что он, явившийся в колонию чистеньким и белоручкой, страшно опустился и способен ходить с грязной шеей, с грязными ушами и руками, пока кто-нибудь не обратит на это внимание.
- Пришёл в колонию. Как, говорит, на колониста червонец в месяц тратится? Да на меня одного десять тратили. Барин какой, подумаешь! А посмотрите: швыряет сор, плюётся где попало, хуже нас.
На общих собраниях вечно о нем говорят. В наказание за то, что плюётся, заведующий колонией посылает его в столярную мастерскую сделать плевательницу. Тогда командир отряда столяров жалуется, что он, вместо того чтобы работать, делает чертежи и измерения (плевательницы!) в течение нескольких дней.
Ф. истеричен. У него создается впечатление, что его ненавидят, он очень страдает, старается быть проще, но, так как не знает ни в чем меры, простота его переходит в неестественную развязность. В конце концов он попадает под суд за нежелание работать, и товарищеский суд запрещает Ф., впредь до исправления, непосредственно общаться с воспитателями и старшими колонистами. Разговаривать
ему с ними разрешается только через командира. Но судьба улыбается Ф., он попадает в отряд к Курянчику, одному из самых уравновешенных и доброжелательных колонистов. Он решает, что должен “сделать из Ф. человека”, и действительно достигает того, что о Ф. меньше начинают говорить в колонии. Курянчик трогательно заботится о своем питомце. Как-то Ф. попал в сводный к другому
командиру, буяну и забияке, и я слышала, как Курянчик, проходя мимо сказал ему:
- Что, трудно тебе? Ну, ничего, потерпи немножко. С понедельника опять со мной будешь работать.
Впрочем, Ф. к этому времени начал понимать, что ненавидят не его, а его отвращение к труду. ( В апреле 1927 г. я посетила колонию и не узнала некогда расхлябанного Ф. в стройном, чётко движущемся и четко говорящем командире).
О младших своих братьях и сёстрах воспитанники ходатайствуют перед советом командиров. В колонии существует правило никогда в таких случаях не отказывать. Но все-таки ребята мотивируют свои заявления. Мотивировка бывает различная. Обычно хотят спасти от улицы. Но бывает, что и имеющие родителей желают поместить своих младших братьев и сестер в колонию, так как уверены, что в
семейной обстановке те собьются с пути.
Я спросила одного рабфаковца, бывшего колониста, юношу из интеллигентной семьи:
- Зачем ты сюда поместил брата? Ведь у тебя есть мать?
- Моя мамаша, правда, с университетским образованием, но весьма плохая воспитательница. Удерёт он от нее бродяжить, как я удрал.
Другой старший колонист, крестьянин, поехал в отпуск домой и привез из деревни младшую сестру.
Утром, на другой день после его приезда, я увидала, что он кормит какую-то девочку конфетами, и подошла.
- Сестрёнка моя, - объяснил он. - Она маленькая, балуется дома, не учится. Вот тут теперь пускай к работе привыкает. Чтоб она не скучала очень, я ей гостинца купил.
Если в колонию присылают бежавшего из неё или же он сам добровольно возвращается, то совет командиров еще тщательно взвесит, стоит ли он того, чтобы ему простить побег. И ежели он во время пребывания в колонии проявил только отрицательные качества, ему обязательно откажут в приёме.
Таким образом колония совершенно теряет характер ссылки. Это - коммуна, где гранятся характеры и приобретаются общественные и трудовые навыки.
Чувство собственного достоинства. Благодаря ощущению свободы, нормальному труду и физическому здоровью, а также забвению, которым здесь окружают его прошлое, колонист в высшей степени обладает чувством собственного достоинства. Прошлое осталось за стенами колонии. То что с ним там произошло, могло случиться с каждым слабым неприспособленным человеком, оказавшимся в таких же условиях. Об этом не стоит говорить и не стоит думать. Надо научиться ограждать себя в дальнейшем от таких случайностей. Для этого необходимо приобрести знания и
трудовые навыки. Это дается школой, мастерскими и сельскохозяйственными работами. И так как каждый чувствует, что никто не оценивает его личность с точки зрения его позорного прошлого, в колонии очень редко можно услышать хвастливый рассказ о совершённых преступлениях. Не в моде и жаргон, хотя
некоторые словечки его и продолжают жить, не в большей мере, однако, чем среди рабочей молодежи. Не в моде и песни, приносимые обычно ребятами улицы в учреждения такого рода.
И хотя они постоянно под надзором, и хотя с их дурными привычками упорно борются, у них все время сохраняется впечатление свободы и самостоятельного выбора. Ведь им ничего не запрещают (кроме ругательств), им просто подсовывают новое, и они, не замечая, его принимают.
Они гордятся своей свободой, своим новым достоинством. Но в подсознании, очевидно, живет умышленное воспоминание: можно обругать колониста самыми крепкими словами, и он только небрежно ухмыльнется в ответ, но стоит назвать его бандитом (название лестное для обыкновенного мальчика), и он придёт в бешенство.
Но во всяком случае это - таинственная область подсознания. Это больное место, которое изредка ноет. А повсечасно он знает, что все проникнуты к нему доброжелательным уважением и что он это уважение заслужил.
Два различных метода. Тут мне хочется сделать небольшое отступление, а именно - рассказать о работе другой колонии, чтобы на контрасте показать верность метода тов. Макаренко.
В этой колонии проводился комплекс “Беспризорность и методы борьбы с нею”.
Ребятам разъясняли причины роста беспризорности, говорили о беспризорности в Европе, приводили статистические данные. Ребята чертили диаграммы, пели воровские песни, которые записывались воспитателями, помогали заведующему колонией составить таблицу "Орудия производства беспризорности", где висели в полном порядке все инструменты, начиная с "фомки" и кончая "пёрышком". Жаргон,
естественно, при этом вечном напоминании был в полном ходу, служа в свою очередь напоминанием о прошлом. Ведь язык не только отражает нравы, но и создаёт их. И, наконец, была сыграна пьеса “Ширмачи” (карманщики), с увлечением, испугавшим самого заведующего колонией.
Ребятам старались растолковать то же самое: что не в их порочности причина совершённых ими преступлений, а в условиях, создавшихся благодаря целому ряду исторических причин. Но им это растолковывали, вместо того чтобы создать обстановку, в которой они могли бы додуматься, и в головах у них поэтому всё
спутывалось.
И вот, несмотря на то, что в смысле образования и творческой любви к делу педагогический коллектив этой колоний стоял значительно выше коллектива горьковцев, результаты работы были неизмеримо ниже. В колонии царила грубость нравов, недалеко ушедшая от улицы, и чаще, чем у Макаренко, бывали случаи нарушения не только колонийского кодекса, но и уголовного.
Работа воспитателя нервная, напряжённая, всё время как на
вулкане.
При том составе педагогов, который там был - образованных и любовно относящихся к своей работе, должно было бы быть иначе. Дело тут, вероятно, в их хозяйственной беспомощности, с одной стороны, и в изучении явлений беспризорности, с другой. Интерес, проявленный воспитателями к прошлому ребят, делает это прошлое значительнее в их глазах.
Простое же равнодушие к этому прошлому заставляет ребят отчасти забывать его, отчасти стыдиться. Раз те удалые проделки, которыми приучила их гордиться улица,
- просто результат обстановки и ничего интересного, ужасающего, исключительного в них нет, раз никого этим не удивишь, так не стоит и вспоминать об этом. Все ребята улицы, в силу своей отверженности, любят “форсить”, любят производить впечатление. Это, пожалуй, самая вкоренившаяся черта. Но раз их песни, язык и подвиги оставляют всех равнодушными, значит, надо найти замену. И она находится в простой человеческой речи, в подвигах труда и великодушия и в песнях, усваиваемых на хоровом кружке. Как и на улице, гордятся храбростью и находчивостью, но она направлена в другую сторону.
Пожарная команда. Наибольшее применение эти качества находят в пожарной команде.
Команда существовала в Полтаве. В Куряже, за массой очередных дел, к концу лета она ещё не была сорганизована, но дело для неё все-таки нашлось, и она блестяще его выполнила.
Вскоре после переезда в Куряж, когда огорчённые горьковцы убедились во враждебности окрестных крестьян, вдруг представился случаи показать себя селу: в одну из хат ударила молния. Хата загорелась. Ребята, бывшие раньше в пожарном отряде, кинулись на место пожара.
Так как огонь был с неба, то вокруг горевшей хаты стояла толпа селян с иконами, и никто ничего не делал. Горьковцы, под руководством рабфаковца Калабалина, преподававшего им гимнастику, взломали, двери, выволокли скотину, а гимнаст Калабалин на плечах вытащил старика из пылающей избы.
Сознание своего долга, гордость им. Гордятся личными подвигам, хотя о них и мало разговаривают. Но так как колония вызывает к себе большой интерес, её постоянно осматривают и ею восхищаются, а никому из посторонних не интересен Иванов,
Петров и Сидоров, то перед ними гордятся коллективным подвигом, имя которому - Колония. Очень интересно было следить, как куряжане постепенно заражались этой гордостью, а следовательно, уверенностью, что колония - их дело. "Честь колонии"... об этом не говорят, разве только заведующий колонией, когда кого-нибудь распекает, но это чувствуют (почти все), и когда один из куряжан,
при поездке в отпуск, прикарманил деньги, данные ему на билет, и, по старой привычке, проехался зайцем, в качестве какового и был пойман кондуктором, об этом заговорили на общем собрании, и большинству это было неприятно.
Чтобы дать понятие об этой коллективной гордости, расскажу о празднике, устроенном для колонии шефами.
Ребятам было заранее объявлено, что шефы приглашают их в такой-то день посетить зоологический сад и кино. Ребята в течение недели жили обещанным удовольствием.
В назначенный день колония выступила в город походным порядком в шесть часов утра.
Впереди барабанщик и знаменосцы. За ними дежурный воспитанник в черном праздничном костюме и красной фуражке. Затем воспитатели, а дальше длинной белой с синим лентой колонисты. Мальчики в трусиках, девочки в шароварах, у всех свёртки с завтраком на поясе и все босиком (десять верст).
При входе в город их встретили шефы с оркестром. Около четырехсот человек, по четыре в ряд, стройно, как воинская часть, маршировали по городу, вызывая удивление и любопытство у прохожих. Малыши (10-12 лет) не отставали от старших, хотя ноги устали, и камни мостовой жгли. При проходе в калитку университетского
сада, расположенного перед зоологическим, ни замешательства, ни толкотни.
Пока шефы разговаривают в кассе зоологического сада, горьковцы по команде "разойдись" весело разбегаются. У кого сохранились карманные деньги, отправляются пить квас, некоторые угощают товарищей.
Только возле знамени остаются четыре человека, неподвижные, как статуи, - два знаменосца и два ассистента с винтовками.
Шефы возвращаются. Сигнал "сбор". Очевидно, наслаждаясь быстротой и точностью движений, выстраиваются ряды и незаметно переходят в одну шеренгу перед калиткой зоологического сада, в которую пройти можно только поодиночке. Пока не вошёл
последний, шеренга чинно извивается по дорожкам между клетками. Но вот все в саду, и по команде дисциплинированная воинская часть превращается в весёлую толпу детей, восторженно прилипших к клеткам.
Только у знамени вытянулись "смирно" четыре человека, которых по очереди замещают все старшие колонисты.
Сигналист трубит сбор. Не без сожаления отрываются ребята от клеток, строятся и выходят в университетский сад, где разбившись по отрядам все, за исключением часовых у знамени, располагаются завтракать прямо на траве в овраге. Вокруг стоит толпа зрителей. Во время еды это несколько раздражает, но ребята ведут себя сдержанно.
Позавтракав, каждый отдает бумажку, в которую была завернута снедь, своему командиру. Дело командира - разыскать мусорный ящик. После завтрака колонистов ни одной соринки не остается на траве. Это - урок харьковцам, засоряющим парк и университетский сад скорлупой от яиц и грязной бумагой.
В кино отправляются так же стройно, так же молодцевато маршируя, хотя ноги горят и у некоторых ссадины. Но важнее всего не ударить в грязь лицом перед горожанами, показать им беспризорных в новом виде, дисциплинированными и организованными.
Глядя на горьковцев, я вспомнила посещение театров с комсомольским драмкружком одного из харьковских клубов: вызывающую манеру держаться, гвалт и толкотню...
И там и тут поведением ребят, очевидно, руководило одно желание - удивить улицу.
Но в силу общественного положения приходилось прибегать к разным приемам. Чем может удивить комсомолец, мальчик из приличной рабочей семьи, как не хулиганством, и чем может удивить беспризорный, как не гордостью своим домом, своей организацией, созданной собственными руками?
Наказания. Наказание обычно налагается либо заведующим колонией (в его отсутствие - заместителем), либо судом. Воспитатель не правомочен в этом отношении.
Это необходимо, чтобы избежать разнобоя в этой области. “Обыкновенно наказание страдает тем, что, разрешая один конфликт, оно в себе самом содержит новый конфликт, в свою очередь требующий разрешения”
(А.С. Макаренко. Очерк работы
Полтавской колонии им. Горького). Колония ищет такой формы наказания, которая совершенно исчерпывала бы проступок.
Искания еще не доведены до конца, но все же определились следующие группы (классификация их, конечно, только
приблизительна).
I. Наказания, рассчитанные на то, чтобы, не обижая, не причиняя боли, дать почувствовать силу общественной организации, причем наказание является логическим следствием проступка. Пример такого наказания: отряд производственников (ребята, работающие в городе) за вечный беспорядок в их спальне назначается на воскресенье нести обязанности комендантского отряда, т. е. произвести уборку всей колонии. Логичность этого наказания ясна для всех и не может в силу этого вызвать неудовольствия.
II. Выделение из коллектива. Например, не желающие подчиняться правилам, обязательным для всех, могут получать пищу только по ордерам заведующего колонией (т. е. перед едою они должны явиться к заведующему колонией за разрешением, причем посещения эти обычно заведующий старается использовать для
соответствующей незаметной беседы с провинившимися).
III. Наказания, рассчитанные на то, чтобы сделать провинившегося смешным в глазах коллектива, доводя его проступок до абсурда. Например, воспитанник А. уносит своей обед на лестницу под тем предлогом, что в столовой - обедать жарко. Так как приглашению дежурного возвратиться в столовую он отказывается подчиниться, проступок доходит до заведующего колонией, и провинившийся получает приказание неделю обедать на лестнице. Воспитанники, во время работы лежавшие, обосновывая это тем, что они - “не собаки”, приговариваются заведующим колонией к лежанью все рабочее время на другой день, причем для них специально вытаскиваются кровати во двор и ставятся на самом видном месте, "чтобы все
проходящие видели, что мы никого не эксплуатируем". Разумеется, товарищи, проходя мимо, не преминули поупражнять над беднягами свое остроумие. Неприятнее всего, конечно, быть смешным, и проступок, наказанный таким образом, никогда уж не повторяется. Конечно, о каком-либо издевательстве нет и речи, тон колонийской
жизни не оставляет для него места, наоборот, мужественно перенесенное наказание вызывает уважение, и таким образом выправляются отношения с коллективом.
IV. Наказания, рассчитанные на то, чтобы гневом потрясти провинившегося. Этот вид наказаний возможен только в том случае, если коллектив поддерживает воспитателя. А.С. Макаренко ребята больше чем любят, они им восхищаются. Это наказание, являющееся как бы естественной реакцией на какой-либо возмутительный
поступок, рассчитано на то, чтобы поразить видом необузданного гнева у любимого, всегда уравновешенного и шутливого главаря… именно главаря, так как т. Макаренко для них - нечто вроде атамана, живущего их жизнью, их интересами, только ведущего их не на грабежи, а в новую трудовую жизнь. Совершенно неважно в конце
концов, что вы будете делать - швырнёте ли вы в провинившегося счётами или броситесь на него с кулаками, важно только, чтобы он почувствовал, что совершил нечто до того позорное, что вы не в силах сдержать возмущения.
А.С. Макаренко умеет не забыться, он играет, он хороший актер и никогда не переигрывает, его публика всегда им заражена и покорена, он всегда ведет ее за собою. Сам он о себе говорит: “Я не педагог, я актер”. Поэтому, если ему случится поколотить кого-нибудь из воспитанников, он сумеет сделать это так, что
восхищение заведующим колонией у того не только не уменьшится, а, наоборот, увеличится. Если же нужно, он сумеет из наказания сделать небольшой фарс для наказываемого, но с ощутительным физическим воспоминанием.
Вот случай, происшедший в бытность мою воспитательницей в колонии. Как я уже говорила, тов. Макаренко взял куряжскую колонию на том условии, что горьковцы помогут ему сорганизовать куряжан. Горьковцы чувствовали ответственность, которая на них лежала, и подтянулись. И вдруг один из старших колонистов
напивается пьяным, начинает буянить, а когда товарищи его связывают и укладывают в постель, у него делается рвота. Наволока, простыни измазаны. Ребята говорят: безобразие.
На другой день заведующий колонией приказывает ему срезать в лесу на себя палку. Провинившийся притаскивает огромную дубину и ставит ее в комнате совета командиров.
- Зачем ты такую дубинищу приволок? - спрашиваю я.
- Это его Антон Семёнович бить будет, - хохочут ребята.
Провинившийся хитро прищуривается:
- Что я, дурак, что ли? Иванову раз сказал Антон Семенович "принеси палку", так он, осёл, и принес прут. Ну, Антон Семенович его и отстегал, oгo! A этой дубинкой бить разве можно? Раз ударит - убьет. А кулаком не больно.
И сидит покорно, ждет с интересом, как будет реагировать Антон Семенович на его остроумную выдумку.
После сигнала "спать" появляется заведующий колонией, грозно нахмуренный.
Покосившись на дубинку, он, к величайшему сожалению задержавшихся под разными предлогами ребят, ничего не говорит, только делает едва заметный знак провинившемуся, и они уходят вдвоём. А дубинка, сразу перестав быть интересной, сиротливо остается торчать в углу.
На другой день утром я дружески спрашиваю провинившегося:
- Ну что, здорово тебя вчера Антон Семенович?
- Было... - гордо отвечает он, положительно довольный этим приключением.
Не следует забывать, с какими навыками приходят ребята в колонию: ведь они выросли на улице, в нравах которой "подбрасыванье", избиение "в тёмную” и т. д.
Всё это так жестоко, что удар любимого воспитателя вовсе не производит впечатления жестокости, к тому же со стороны старшего товарища не оскорбителен, а тов. Макаренко именно старший товарищ, а не начальствующее лицо.
... “Да, я избил воспитанника, я пережил всю педагогическую несуразность, всю юридическую незаконность этого факта, но в то же время я видел, что чистота моих педагогических рук - дело второстепенное в сравнении со стоящей передо мною задачей”
(А.С. Макаренко. Из опыта Полтавской колонии им. Горького).V. За медленность, опаздыванье и тому подобные проступки, нарушающие темп колонийской жизни, налагается особое почетное наказание - “под винтовку”.
Приказ: “Под винтовку на пять часов”. Ответ: “Есть!” - военный поворот, винтовка в руках, вытянувшаяся фигура, - все это подхватывает оброненную четкость. Почти всегда через пять - десять минут раздается команда: “Вольно!”, но обозначение
количества часов показывает степень тяжести проступка.
VI. За особо скверные проступки, как воровство, подлог, систематическое нежелание работать и т. д., отдают под суд.
Педагогическая цель колонии - выработка правильных правовых отношений с социальной средой. Суд, давая, с одной стороны, почувствовать силу коллектива особенно ярко, особенно наглядно, производит очень сильное впечатление своей театральностью; с другой - служит предлогом для того, чтобы поставить моральную
проблему (по конкретному случаю) перед обществом. Тов. Макаренко считает эти моменты, а также стыд, связанный с этой процедурой для преступника, важнейшими в выправлении взаимоотношений с обществом, а также в реформировании личности. Он считает, что неважно даже наказание, налагаемое судом. Оно не должно быть
наказанием, оно должно быть тропинкой к исправлению. Действительной карой является квалификация преступления в речи обвинителя, поэтому обвинителем бывает всегда сам заведующий колонией.
Суд происходит таким образом. К назначенному часу вся колония в сборе. Как и на общих собраниях, все без шапок. Судебный исполнитель объявляет:
- Под знамя встать! Смирно!
Сигналисты, стоящие с двух сторон на сцене, трубят. Входит дежурный в красной фуражке, держа под козырёк. Он пропускает на сцену знаменосцев, ассистентов и суд. Судьи - воспитанники, обвинитель - заведующий колонией, защитник - кто-либо
из воспитателей. Судьи усаживаются, сзади почетный караул со знаменем.
Дальше идёт, как обычно в суде, с тою разницей, что нет скамьи обвиняемых и подсудимый сам объявляет собранию о своем преступлении. Нет также и свидетелей, заранее вызванных, - всякий, желающий дать показание, говорит прямо с места, не оповещая об этом никого заранее.
На сцену поднимается мальчик лет шестнадцати. Ему, очевидно, очень стыдно.
Голова низко опущена. Он - комсомолец, и имеет звание старшего колониста, что еще более углубляет его вину.
- Расскажи, за что ты попал под суд, - говорит председатель.
Обвиняемый обращается к зрительному залу:
- Я был в комендантском отряде. Комендант послал меня купить 40 фунтов керосину для ламп. Я купил тридцать пять, а показал, что купил сорок. Деньги за пять фунтов я взял себе.
- У тебя был счет лавочника?
- Я его подделал. Стер тридцать пять и написал сорок.
- Мало того, ты не постыдился просить лавочника, чтобы он дал тебе поддельный счёт.
Обвиняемый еще ниже опускает голову. В зале повисло тягостное молчание.
- Как был обнаружен подлог?
Обвиняемый молчит. Подымается бывший комендант:
- Я сразу заметил: он очень грубо размазал пальцем и написал другую цифру.
- Зачем ты это сделал? Тебе нужны были деньги?
- Да.
- Для чего?
Обвиняемый молчит.
- Тебе больше нечего сказать?
- Нечего.
- Иди. Челядин!
На сцену поднимается другой юноша, худой, зеленоватый. Смотрит он смело.
- Расскажи, за что ты попал под суд.
- За то, что у меня малярия...
В зале смешок. Тягостное настроение, вызванное предыдущей сценой, рассеивается.
- ... а я будто бы отказался принимать хину.
- Можно мне? - подымается воспитанник, заведующий больничкой. - Он правда отказался. Я ему говорю: иди, принимай хину, а он говорит: не пойду. И не пошел.
- Почему ты не принял лекарство?
- Доктор сказал, что не нужно, что он ещё что-то будет делать.
- Можно мне? - снова заведующий больничкой. - Мне доктор ничего не говорил, чтобы ему хину отменить.
- Доктора нет? - спрашивает председатель, вглядываясь в зал.
- Нет, он в городе.
- Ты понимаешь, что разносишь заразу? (Обвинитель.)
- Понимаю. Только я не виноват. Мне доктор сказал: не надо.
И так далее, в таком роде продолжается разбор дел.
Речи обвинителя и защитника. Всегда суровая, и остроумная речь заведующего колонией, требующего самых жестоких мер пресечения. Примирительная, мягкая речь воспитателя-защитника.
Снова команда:
- Под знамя встать! Смирно! Снова трубы. И тем же порядком суд удаляется.
Приговор обычно читается на другой день в приказе. Особенно суровым, он редко бывает. Например, приговор по разбиравшимся на приведенном заседании делам заключался в следующем: воспитанник, обвинявшийся в подлоге, был исключён из
отряда хозяйственников, и в течение трех месяцев запрещалось кому бы то ни было давать ему какие-либо ответственные поручения, а также назначать на работу, требующую личной честности. Воспитаннику, отказавшемуся принять хину, разрешили получать пищу только по ордерам врача.
Театрализация. Театрализация и военизация, как средства воспитания, использованы самым широким образом.
Внешние действия, подчеркивающие организованность, доставляют большое удовольствие ребятам. Например, на общем собрании в зал собирается толпа, болтающая, хохочущая. Входит заведующий колонией. Никто не обращает на него внимания, пока он не дойдёт до стола президиума. Здесь он останавливается и снимает фуражку. Мгновенно все шапки сдергиваются, и шумное сборище превращается
во внимательное собрание. По окончании собрания, когда читается приказ, все поднимаются, выслушивая его стоя, но надев шапки. И если кто-нибудь забывает надеть фуражку, сосед шёпотом напоминает ему об этом.
Если рапорта сдаются в кабинете, а не на общем собрании, командиры мечутся, раздобывая фуражки у товарищей. Заведующий колонией принимает рапорта стоя, держа под козырёк. Командиры выслушивают и сдают рапорта, отдавая честь.
Посторонние, присутствующие при этой церемонии, должны встать.
Вытянувшись "смирно" и держа под козырёк, командир докладывает о проделанной работе. Заведующий старается использовать этот момент, чтобы приучить ребят к громкой и чёткой речи:
- Тринадцатый отряд - всё хорошо...
- Не слышу, - говорит заведующий колонией.
- Тринадцатый отряд - всё хорошо.
- Не слышу, - повторяет заведующий.
На физиономиях держащих под козырёк командиров расплывается улыбка.
- Тринадцатый отряд - всё хорошо, - ревёт раздражённо командир.
Заведующий, делая вид, что не замечает раздражённого тона, улыбается, кивает и отмечает у себя рапорт.
Но обычно рапорта проходят гладко и торжественно. Ребята любят чёткость речи, любят ловкость поворотов и знают, что посторонние в это время ими любуются. В эти минуты больше всего чувствуются спайка и дисциплина колонии.
Когда бы и по какому поводу ни выносилось знамя колонии, делается это всегда торжественно. Всякий сознательный горьковец, если мимо проносят знамя, встаёт и отдаёт честь.
Ребята любят эту театральную обрядность, с наслаждением её исполняют и строго следят, чтобы новички ей подчинялись.
Труд также обставляется театрально. О том, что на молотьбу в первый день выходят со знаменем, я уже говорила. Труду посвящаются специальные праздники. Самым торжественным из них считается праздник первого снопа.К нему задолго готовятся. Совет командиров выбирает ряд комиссий, в которые входят воспитатели и воспитанники. Педагогический совет их утверждает. Совет
командиров решает, кого пригласить на праздник в гости, заготовляет приглашения, рассылает их. Репетируется сочинённая ребятами на этот случай пьеса. Комиссии обсуждают, рассчитывают, делают закупки. Остальные колонисты живут ожиданием будущего праздника, составляющего эпоху в жизни колонии (до первого снопа, после первого снопа), и спешат закончить, по возможности, работы к этому дню. Случаи добровольной сверхурочной работы во время предпраздничной горячки особенно часты.
Наконец, все приготовления закончены. Агроном назначает день, в который надо начать жатву. Приглашения разосланы. Комиссия по убранству истощила всю свою фантазию, придумывая, как бы понаряднее сделать внешность колонии.
И вот, с утра, в назначенный день, развешиваются последние флажки. К воротам вытаскивают стол, накрытый красной материей. Члены комиссий, с красными бантами, пробегают то туда, то сюда, делая последние штрихи, отдавая последние распоряжения. За ними носятся, расцветая красными аксельбантами, малыши,
исполняющие обязанности адъютантов. Сигналисты в красных футбольных костюмах, верхом на лошадях, украшенных лентами, выезжают за ворота. У комиссии по встрече
гостей все на месте: книга для посетителей, банты с колосками и приглашения к обеду. Выпадают какие-то пустые полчаса, томительно-торжественные, когда вдруг оказывается, что делать больше нечего.
Но вот верховые за воротами трубят. Это показался первый автомобиль. Его останавливают в воротах. Члены комиссии по встрече радостно накидываются на первых гостей, прикалывая им колоски, перевязанные красным бантом, предлагая расписаться и вручая приглашение к обеду:
19 отряд прохае вас обiдати за його столом.
Командир отряду
Бабич Василь.Адъютант ведёт приезжего в комнату, приготовленную для гостей. А тут уже снова и снова трубят.
Постепенно гости заполняют колонию. Колонисты с гордостью показывают им спальни, мастерские, клуб. Но они не скрывают и недостатков колонии. Подозреваю, не без тайного умысла ребята рассказывают, что колония не имеет своего оркестра, пришлось пригласить на этот день; что нет хорошей футбольной площадки, так как церковь мешает, и т. д.
Раздаётся сигнал “сбор”. Отовсюду стягивается колонийская масса. Спешно строятся и застывают в ожидании. Из-за церкви, под торжественные звуки “Интернационала” показывается процессия: в воздухе плывёт красное знамя, за ним выкатываются украшенные лентами и колосьями жатки. Бесшумно маршируют босые косари, сверкая лезвиями кос. Затем отряд девочек с серпами.
Им отдают честь, их приветствуют. Это - герои сегодняшнего дня и лучшие колонисты. Эту честь - косить первый сноп - надо заслужить.
Вся колония, в сопровождении гостей, отправляется в поле.
Ребятам задание: во столько-то минут скосить столько-то десятин.
Косари торопливо обкашивают отмеченный кусок. Среди солнечной тишины полей жатки, сверкая на темном фоне леса красными бантами, быстро движутся. Срезанные колосья подхватываются, связываются в снопы, складываются, в копны. Всё мелькает в буйном движении. Только на опушке леса - четыре неподвижные фигуры у знамени.
Задание блестяще выполнено. Сверкающий трубами оркестр играет туш.
Тогда самый старший колонист берёт первый связанный сноп и передает его самому маленькому со словами (приблизительно):
- Прими этот сноп, расти на гордость колонии и постарайся в будущем заслужить честь самому косить первый сноп.
Тот принимает, отвечая:
- Благодарю тебя. Я приложу все усилия, чтобы вырасти смелым и сильным, как ты, и, подобно тебе, заслужить честь косить первый сноп.
Снова оркестр. Колонисты кричат ура. Начинается забава - перевязыванье перевеслами гостей и воспитателей.
Затем, посреди волнующейся ржи, среди сверкающих кос, труб, лент, у ярко алеющего знамени, говорятся речи, все встречаемые одинаковым восторгом, ибо солнечный хмель ударил в головы.
Так же торжественно, с первым снопом впереди, возвращаются с поля обедать.
Обедает около семисот человек. Зрительный зал также превращён в столовую. Он убран флажками и гирляндами. Столы, за неимением скатертей, застланы простынями, уставлены цветами, на каждом столе карточка с номером обедающего за ним отряда, так что гость может занять свое место, ни к кому не обращаясь, просто сверившись со своим приглашением. Тем не менее всех встречают члены хозяйственной комиссии, указывают места, обмениваются любезностями. Среди приглашённых много крестьян; их усаживают на почётные места, поближе к знамени.
Знамя на сцене. И четыре человека возле него. В этот день все имеющие звание колониста, воспитанники и воспитатели (и бывшие воспитатели, приехавшие в гости), несут возле знамени караул по очереди.
Обед, по колонийской жизни, роскошный: прекрасный суп, жареные куры, мороженое.
Колонисты не набрасываются на еду. Едят чинно, занимают гостей разговором, заботятся о них в первую очередь. Гости, знающие быт подобных учреждений, удивляются.
Я вспоминаю, как в другой колонии мои драмкружковцы, изображавшие на сцене американских миллиардеров, пожирали жареную свинину - редкое блюдо в колоний, как голодные волки, раздирая мясо прямо руками.
Горьковцы же сохраняют чувство собственного достоинства. Неловко немножко, что не привыкли к ножам и вилкам (это - роскошь, обычно обходятся одними ложками), но и эту трудность мужественно стараются преодолеть.
После обеда все получают пряники и конфеты. Гости вступают в игру с ребятами: зажимают в одной руке пряник и прячут руки назад. Угадавший, в какой руке лакомство, выигрывает. Все отчаянно мошенничают и весело хохочут, когда их хитрость обнаруживается.
Кто-то из гостей бросил на землю бумажку от конфеты. Тотчас же к нему подходит колонист и вежливо просит не делать этого, указывая ему урну для сора: ведь заведующий колонией не поверит, что насорили гости, и достанется колонистам.
Сигнал. На футбольной площадке уже все приготовлено для представления. Оно разделено на три части.
Первая часть критическая: “Наши недостатки”. Это обозрение в стиле раешника, сделанное одним из рабфаковцев. Здесь и помдет (комиссия помощи детям), молодой человек, которому конферансье жалуется на церковь, как бельмо на глазу, торчащую посреди колонии, рассказывает о трудах и затруднениях колонистов и прочее.
Помдет пытается погладить колониста по голове и умиленный его стойкостью и трудолюбием, наконец, восклицает: “Запиши, триста одеял для колонии Горького бесплатно!” (Одеяла - это злоба дня, их получили в долг и очень хотели бы за них не расплачиваться). Тут и оркестр на гребешках, так как настоящего колония не может завести за недостатком средств. И целый ряд отрицательных типов колонии.
Например, пародируется Ф.:
Работать сверх силы готов и я,
Но для работы мне нужны условия.
Вторая часть: “Наши усилия”, балет-пантомима, сделанная мною: вначале развал, машины стоят без движения, колеса мертво лежат на земле, ребята (куряжане) лениво потягиваются, когда надо работать, предаются безобразному веселью. Но вот, пугая их стремительностью полета, появляется первая полтавская ласточка в красной шапочке дежурного. Она надрывается в попытках заставить машины
двигаться, а куряжан работать. И, наконец, общее оживление с приходом полтавцев.
Третья часть: "Наши мечтания", сделанная отчасти ребятами, отчасти заведующим колонией и сильно сокращённая, по недостатку времени. Исполнители - малыши, разделённые на два хора. Первый хор спрашивает.
- Что у нас будет через пять лет?
Второй. - Наверно, будет электрический свет. (Это... также злоба дня. Электростанция ремонтировалась и никак не могла приступить к работе, назначая всё новые и новые сроки).
Первый хор. - Свет будет через две недели.
Второй. - Ну, так, значит, будут электрические качели.
И так далее.
По окончании представления те, кто не остается ночевать, уезжают из колонии.
Ребята ужинают. Сигнал "спать". Завтра отдых. А там начинается страдная пора - жатва.
Эстетическое чувство. Горьковцы любят празднества и потому, что в них находит удовлетворение их стремление к красивому. Ребят приучают к мысли, что жизнь должна быть обставлена не только гигиенично, но и красиво; коврики в спальнях; цветники во дворе; украшения в клубах. Во время отдыха глаза должны смотреть на
красивое, и самый отдых должен проводится красиво - танцы, музыка, пение.
Физкультура не только развивает физически, но и приучает к смелому красивому движению. Ходить полуголым под солнцем не только здорово, но и делает красивее тело. При всяком публичном выступлении обсуждается, какие трусики и рубашки красивее надеть - красные, белые или синие. Работа хорового кружка так же
обязательна для его членов, как и работа по корчевке обязательна для отряда, принимающего в ней участие. Мне только казалось всегда, что было бы еще лучше, если бы все колонисты обязаны были петь в хоре, независимо от их голоса.
Думается, что все от этого выиграли бы. Сценическая работа, наоборот, не ограничена кружковством. В ней принимают участие все желающие и все, кто назначается заведующим, - воспитатели и ребята одинаково. Спектакли, как и рабочие дежурства, связывают их товарищески, как равных.
Привычка жить красиво и чисто делает невозможным возврат к улице. Надо быть бродягой по призванию, чтобы победить эту привычку и снова опуститься до грязных лохмотьев.
Единая воля и педагогический коллектив. Вся колония, со всем своим сложным административным устройством, подчинена единой воле. Педагогический коллектив, как творческая единица, не существует. Заведующий колонией поглощает коллектив, хотя он и утверждает обратное. Это происходит совершенно незаметно для поглощаемых, так как обусловливается восхищением перед кипучей творческой
энергией заведующего, его разносторонностью, его эрудицией. При системе тов. Макаренко ему и не нужны творцы-педагоги, - происходили бы излишние споры и столкновения, на которые затрачивалась бы энергия, нужная для дела.
Педагог-исполнитель - идеал тов. Макаренко. Он говорит:
- Педагоги воображают себя творцами, тогда как на самом деле педагог - рабочий у своего колеса, которое он должен вертеть, ни на йоту не уклоняясь от заданного ему движения.
Таким образом работа воспитателя является не организующей, а только регулирующей ход машины, что, впрочем, на колонии отзывается благотворно: все части машины подчинены единой воле, во всем чувствуется властная рука, которой все доверяют и
помогают. Работа воспитателя благодаря этому лишена напряжённой ответственности и нервности. Упрощается она и тем, что самая её тяжелая часть - полицейские обязанности - возложена на командиров, а обязанности судьи - на заведующего
колонией. При таких условиях воспитателю действительно легко стать товарищем воспитанника.
Обязанности командира накопляют у ребят педагогический опыт и при условии, что среди бывших воспитанников найдутся желающие, педагогический штат колонии со временем может быть набран из их среды, что безусловно является громадным достижением.
Летом 1926 г. горьковцы, учащиеся на рабфаке, несли обязанности воспитателей.
Трое из них (у двоих в прошлом банда) замещали в колонии воспитателей, ушедших в отпуск, а шесть человек были приглашены окружной комиссией по делам несовершеннолетних в Харькове, чтобы водворить порядок в коллекторе. И в колонии, и в коллекторе ребята прекрасно справлялись со своей задачей.
С другой стороны, преобладание единой воли, отсутствие творческого педагогического коллектива имеет свои дурные стороны. Прежде всего оно грозит самому существованию колонии. Каждый, кто знакомится с жизнью колонии, невольно задаёт себе вопрос, что же будет с колонией в случае смерти тов. Макаренко. Вряд ли найдется заместитель ему среди его сотрудников, а пришедший извне принесёт свою систему, и тогда это будет уже другая колония, по всей вероятности, не такая блестящая, не такая кипящая жизнью.
В настоящем это также не всегда хорошо отзывается на работе, так как воспитатели настолько восхищаются заведующим, что считают его педагогически непогрешимым.