Сайт - Помощь - Поиск - Юзеры
Перейти на полную версию страницы:
Один школьный эксперимент
Материнство > Всякая всячина > Энциклопедия
Эхомама
В 1967 году Рон Джонс преподавал историю в средней школе Эллвуда Кабберле в Пало-Альто, Калифорния. Во время изучения Второй мировой войны, один из школьников спросил Джонса, как рядовые жители Германии могли притворяться, что ничего не знают о концентрационных лагерях и массовом истреблении людей в их стране. Так как класс опережал учебную программу, Джонс решил выделить одну неделю для посвящённого этому вопросу эксперимента.

[attachmentid=8663317]

В понедельник он прочел детям лекцию о силе дисциплины. О том, что чувствует спортсмен, который усердно и регулярно тренировался, чтобы добиться успеха в каком-нибудь виде спорта. О том, как много работает балерина или художник, чтобы сделать совершенным каждое движение. О терпении ученого, увлеченного поиском научной идеи. Джонс велел школьникам сесть в положение «смирно», так как оно лучше способствует учёбе. Затем он приказал учащимся несколько раз встать и сесть в новое положение, потом также неоднократно велел выйти из аудитории и бесшумно зайти и занять свои места. Школьникам «игра» понравилась и они охотно выполняли указания. Джонс велел учащимся отвечать на вопросы чётко и живо, и они с интересом повиновались, даже обычно пассивные ученики.

Во вторник, учитель вошел в класс и обнаружил, что все молча сидят в положении "смирно". Некоторые из учеников улыбались. Но большинство смотрели прямо перед собой с искренним сосредоточенным выражением, мышцы шеи напряжены, никаких признаков улыбок, мыслей и даже вопросов. Джонс объяснил классу силу общности. Он велел учащимся хором скандировать: «Сила в дисциплине, сила в общности». Ученики действовали с явным воодушевлением, видя силу своей группы. В конце урока Джонс показал учащимся приветствие, которое те должны были использовать при встрече друг с другом — поднятую изогнутую правую руку к плечу — и назвал этот жест салютом Третьей Волны. В следующие дни ученики регулярно приветствовали друг друга этим жестом.

В среду Джонс выдал членские билеты всем ученикам. Ни один человек не захотел покинуть аудиторию. Тринадцать учеников ушли с других уроков, чтобы принять участие в эксперименте. Учитель выдал каждому членский лет. На трех билетах он поставил красные крестики и сообщил их получателям, что им дано специальное задание сообщать обо всех, кто не подчиняется правилам класса. Однако на практике добровольным доносительством занялись около 20 человек. Один из учеников, отличавшийся крупным телосложением и малыми способностями к обучению, заявил Джонсу, что будет его телохранителем, и ходил за ним по всей школе. Три самые успешные ученицы класса, чьи способности в новых условиях оказались не востребованы, сообщили об эксперименте родителям. В результате Джонсу позвонил местный раввин, который удовлетворился ответом, что класс на практике изучает немецкий тип личности. Раввин обещал объяснить всё родителям школьниц. Джонс был крайне разочарован отсутствием сопротивления даже со стороны взрослых, директор школы приветствовал его салютом Третьей волны. К концу дня в организацию было принято более двухсот учеников. Многие отнеслись к своему участию в Третьей Волне с полной серьезностью. Они требовали от других учеников строгого соблюдения правил и запугивали тех, кто не принимал эксперимент всерьез.

К четвергу численность класса возросла до восьмидесяти человек. Джонс говорил о том, что такое гордость. "Гордость - это нечто большее, чем знамена и салюты. Гордость - это то, чего у вас никто не может отнять. Быть гордым - значит знать, что ты лучший... Это чувство нельзя уничтожить..." Он объяснил ученикам, что они — часть общенациональной молодёжной программы, чьей задачей являются политические преобразования на благо народа. "Все, что мы до сих пор делали, было подготовкой к настоящему делу. По всей стране преподаватели набирают и тренируют молодежные отряды, которые с помощью дисциплины, общности, гордости и действий могли бы показать нации, что общество может стать лучше. Если мы сможем изменить порядки в этой школе, то мы сможем изменить порядки на фабриках, магазинах, в университетах и во всех других организациях. Вы - избранная группа молодых людей, которые помогут этому делу. Если вы выступите вперед и покажете, чему вы научились за последние четыре дня... мы сможем изменить судьбу нашего народа". Джонс велел четырём конвоирам вывести из аудитории и сопроводить в библиотеку трёх девушек, чья лояльность была сомнительна. Затем он рассказал, что в полдень пятницы о Третьей Волне по телевидению объявит лидер движения и новый кандидат на президентский пост.

В пятницу 200 учеников набились в кабинет. Не было ни одного свободного места. Всюду висели знамена Третьей Волны. Ровно в двенадцать часов Джонс закрыл двери и выставил у каждой по часовому. Друзья Джонса изображали фотографов, кружа по аудитории. "Перед тем, как включить национальную пресс-конференцию, которая начнется через пять минут, я хочу продемонстрировать прессе, как мы подготовлены". С этими словами учитель отдал салют. В ответ сразу же автоматически взметнулось двести рук. Тогда он произнес девиз "Сила в дисциплине". Его повторил многоголосый хор. Девиз произносили снова и снова. С каждым разом отклик толпы становился все громче. В пять минут первого Джонс включил телевизор, но на экране ничего не появилось.

Тогда он обратился к ученикам "Слушайте внимательно. Нет никакого вождя! Не существует никакого общенационального молодежного движения под названием Третья Волна. Вами манипулировали, вас подталкивали ваши собственные амбиции, и вы оказались в том положении, в каком находитесь сейчас. Вы ничем не лучше и не хуже тех немцев, которых мы изучали. Вы думали, что вы - избранные, что вы лучше тех, кого нет в этой комнате. Вы продали свою свободу за удобства, которые дают дисциплина и превосходство. Вы решили отказаться от своих собственных убеждений и принять волю группы и большую ложь". После этого Джонс показал ученикам фильм о нацисткой Германии. С ее дисциплиной, парадами и факельными шествиями. И чем все это закончилось.

Потом Джонс подвел итог: "Если нам удалось полностью воспроизвести немецкий менталитет, то ни один из вас никогда не признается, что был на последнем сборе Третьей Волны. Так же как немцам, вам будет трудно признаться самим себе, что вы зашли настолько далеко". Школьники расходились в подавленном состоянии, многие не могли сдержать слёзы.

Первоисточник здесь: http://pycode.ru/wp-content/uploads/2011/0...retia_volna.pdf
Тут на английском: http://en.wikipedia.org/wiki/The_Third_Wave
Тут краткий пересказ: http://mi3ch.livejournal.com/2236198.html
Маевка
Не особенно поняла, если честно.
KatyaD
Очень интересный эксперимент и показательный.
ГалинаТ
В контексте этой проблемы очень рекомендую почитать Фейхтвангера "Семья Опперман" :4u:
Маевка
Тарелка, не совсем понятно, почему это поставили в один ряд с Третьим рейхом, там, по-моему, в разы сложнее все было.
ГалинаТ
не совсем понятно, почему это поставили в один ряд с Третьим рейхом, там, по-моему, в разы сложнее все было.

что поставили в один ряд?
Маевка
что поставили в один ряд?

Эту типа организацию.
KishMish
а что тут непонятного. Кто не скачет....
Тарелка, :beer: Манипуляции людьми, их сознанием были возможны и тогда, и сейчас.
Странно, что эксперименту позволили продолжиться до тех пор, пока учитель хотел этого. Мне кажется, должен был вспыхнуть конфликт с привлечением родителей и других учителей. Не утка ли это :scratch:
Lulamej
Да в нашей стране тоже самое было. И сейчас люди легко объединяются в толпу от любой даже бредовой идеи. Те же Олимпийские игры или футбольные чемпионаты. Общая цель, символика и вера в свою правоту - много не надо.
Пося
Манипулировать толпой гораздо легче чем кажется...
Наша страна это не раз проходила. Например революция 1905-1907, развал СССР т.д.
Fossya
А билеты членские поди не все тогда сдали.... :scratch: :tomato:

А вообще мне нравится вот такой нестандартный подход к обучению. Подобные уроки не забываются.
Я сейчас не про данный пример, а вообще, когда педагог может заинтересовать учеников в материале не стандартными экспериментами, опытами, заданиями. Тфкими, которых никто не ожидает, но потом никогда не забудет.
Lulamej
А вообще мне нравится вот такой нестандартный подход к обучению. Подобные уроки не забываются.


Мера должна быть, мне кажется. У нас в универе было задание - показать наглядно какое-то событие. Одна группа скриативила: выбрала концлагерь. Форму выдали со знаками, что-то типа нар соорудили и сами как полицаи стали руководить. Натурально получилось. И у одной моей сокурсницы (она тоже русская) случился страшный нервный срыв: в ее родне погибло очень много в лагерях где-то в Польше. А молодые дурные девочки, которые даже не представляют, что такое война решили в это "поиграть". У них 300 лет войны не было, им любопытно, видимо.
Fossya
Мера должна быть, мне кажется.


Мера должна быть всегда и во всем. С этим совершенно согласна.
Маевка
А молодые дурные девочки, которые даже не представляют, что такое война решили в это "поиграть". У них 300 лет войны не было, им любопытно, видимо.

Ну так ограничения в выборе не было. Были в своем праве. Не просто ж так - задание дали изобразить что-то.
ГалинаТ
Эту типа организацию.
какую, до меня реально не доходит. о чем вы?
Маевка
о чем вы?

Они же изучали немецкий менталитет тех времен с помощью создания собственной организации Третья волна. Они забыли про манипуляцию с помощью страха, например. Так что точного моделирования все равно не вышло, по-моему.
alisa_
Ответ на сообщение Маевка от 23 янв 2015, 21:49
это модель
Ответ на сообщение Маевка от 24 янв 2015, 00:46
учитель отвечал на вопрос "как же они так", и ответил
пугать не пришлось :???:
ГалинаТ
Они же изучали немецкий менталитет тех времен с помощью создания собственной организации Третья волна. Они забыли про манипуляцию с помощью страха, например. Так что точного моделирования все равно не вышло, по-моему.

он взял лишь один аспект

ибо да,
это модель
т.е. вещь достаточно упрощенная :4u:
tanya010171
http://www.rg.ru/2015/01/22/antimaidan.html
"...Показательно и то, что колоритный Хирург уже заявил, что "Антимайдан" намерен бороться с идеологическими противниками вне зависимости от того, позволит власть делать это или нет.

Пока в движение вступило до тысячи человек. По прогнозам, общая численность российского "Антимайдана" составит до десяти тысяч бойцов.

Впрочем, штатная формальная численность организации - материя относительная. Если лидер "Ночных волков" стал одним из лидеров "Антимайдана", то соответственно его "волки" автоматически становятся антимайдановцами. Информация к размышлению: недавно в "Ночные волки" вступил сам Рамзан Кадыров. За которым в соответствии с национальными традициями и обычаями встанет вся Чечня..."

http://top.rbc.ru/politics/20/01/2015/54be...a794733ea02d91c
"В интервью РБК его руководитель, сенатор Дмитрий Саблин рассказал, какими методами организация будет действовать. Борцы с революционерами намерены тренироваться в специальных лагерях...
...Тренироваться антимайдановцы будут в специальных лагерях, где будут отрабатывать «форму поведения на акциях»...
...Проводить обучение в организации собираются и за рубежом, но не говорят, в каких странах..."

Sweet Jane
Вообще, есть фильм. Эксперимент 2. Он как раз про этот конкретный случай, финал только немного преукрашен. А еще есть фильм Эксперимент (1). Он про то, как набрали добровольцев, потом разделили на 2 группы: одни стали заключенными, а другие надзирателями. И что из этого вышло. Рекомендую к просмотру оба фильма :4u:
jannet
Телеролик недавно попался, тоже весьма интересно. Ну, в смысле, большинство людей осознают причины возникновения тех чувств, что описаны в ролике, но цепочки длиннее и раскрыты с т.з. соц.антропологии



Звериный оскал патриотизма
крылатая
Хороший учитель. Хотя эксперимент был рискованным, на мой взгляд.
Для перехода на полную версию с графикой и с возможностью отвечать в темы, пожалуйста, нажмите сюда.