Сайт - Помощь - Поиск - Юзеры
Перейти на полную версию страницы:
Зачем Герасим утопил Муму
Материнство > Как растут наши дети > До 16 и старше
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35
Сайт Материнство.ру
Родители недоумевают, зачем эта жуткая и малопонятная история детям в пятом классе. Даже еще до того, как они про крепостничество узнали. Почему оно прочно в школьной программме с советских времен - понятно, обличение "жизни при царе" во весь рост. Почему так рано - думаю, очень просто, потому что про собачку. Детям будет жалко собачку и они невзлюбят крепостничество. И вообще, про собачек - это детям...

Зачем Герасим утопил Муму
Эхомама
Кошмарная история, но по крайней мере наконец-то внятное объяснение.
Вообще конечно программа "Школа России" вызывает вопросы... Не все дети готовы читать эти произведения.
Shany
Ну так себе объяснение. Получается, что само по себе крепостничество - это не страшно и вообще не заслуживает разбора. Тургенев бы с этим не согласился.

Интересно, какие детские психологические травмы изживал автор "Белого Бима Черное Ухо"?
Зеленая пересмешка
Кошмарная история, но по крайней мере наконец-то внятное объяснение.
Мы на внеклассном чтении разбирали как раз таки в 10 классе. И мне даже в 15 лет это было очень печально узнавать. А еще у меня неизгладимое впечатление оставило произведение "Черная курица", мне кошмары снились очень долго :fingal:
Эхомама
Интересно, какие детские психологические травмы изживал автор "Белого Бима Черное Ухо"?
О, я тоже задавалась вопросом, зачем такая сверхъестественная жестокость в этом произведении. Мне тут на форуме дали объяснение, которое меня удовлетворило.
Дело в том, что в то время, когда написано произведение, к животным относились иначе, чем теперь. Мальчишки привязывали консервные банки на хвосты кошкам и собакам и тому подобное. Вот с этим и боролся автор.
Но все равно произведение жуткое, душераздирающее, травмирующее. Почему там нельзя было сделать хэппи-энд - совершенно непонятно :pofig: Неужели нельзя было пощадить читателя и зрителя?

А вот "Лев и собачка" - рассказ хотя и грустный, но не вызывал у меня нервных срывов, ни в детстве, ни теперь.
колба Эрленмейера
моя дочь, прочитав "Муму", сказала, что никогда ничего больше у Тургенева читать не будет. Крепостничество ей пока до лампочки, в ее 10 лет и в современном мире, а вот утопление собачки ... :cry:
Arabica
Получается, что само по себе крепостничество - это не страшно и вообще не заслуживает разбора.
мне иногда кажется, что Петрановская уже немного не в себе. :tomato:
Девочки, а что читать-то? Дочке дали список на лето: та самая курица, которая чёрная, "зверобой", "принц и нищий", "гуттаперчевый мальчик","слепой музыкант", "Белый Бим" - вот выбираю, что можно дать читать, что не надо, а то ведь то скальп, то на костре сжигают, Том Сойер ещё с дохлыми кошками и розгами. И всё-таки мировая литература, замечательные тексты. Но жёстко...
Эхомама
"гуттаперчевый мальчик","слепой музыкант"
Вот кстати там куда больше про крепостничество. Еще "тупейный художник" сюда же.

Получается, что само по себе крепостничество - это не страшно и вообще не заслуживает разбора
Вовсе нет. Крепостничество заслуживает. Хотя может лучше параллельно с изучением истории, чтобы яснее было.
Непонятно, зачем он собачку утопил. Все равно же ушел, почему нельзя было уйти с собачкой?
Вот на этот вопрос Петнаровская и отвечает, и притом очень метко. Потому что я лично сыну не смогла ответить на этот вопрос, когда он мне его задавал полгода назад.
Зеленая пересмешка
Слепой музыкант моему впечатлительность на удивление понравился, а вот Гуттаперчевый мальчик вызвал такой шквал слез, что ее знала как ребенка успокоить. Из классики с удовольствием читал Чехова рассказы зимой. Вчера начал читать Тома Сократить и пока куча вопросов.А что а как а это что :fingal:
Arabica
Эхомама, я поняла, что не смел ослушаться.
А вот ещё "Белый Пудель" - дед смиряется,т.к. беглый крестьянин без паспорта, точнее, с паспортом на чужое имя, а внук уже способен отстаивать своё без всяких условностей. Прорыв в менталитете.
Музыка
Ответ на сообщение Зеленая пересмешка от 23 июл 2018, 23:10
ЦИТАТА ( Зеленая пересмешка )
Вчера начал читать Тома Сократить и пока куча вопросов.А что а как а это что

В прошлом году читали, для большего понимания того времени поставила наш советский фильм. С удовольствием посмотрел, а после дочитал книгу. Понравилась.

Про Герасима, читал недавно. Вполне адекватно имхо отреагировал: Герасим в его понимании. человек умственно отсталый, без собственной воли. Поэтому сказали утопить собачку. он и утопил.
Да, я тоже задала вопрос, почему сам сбежал, а собачку с собой не взял.
На что получила ответ: Так он же , хоть дурак был, но понимал, что если поймают, то все-равно утопят. Поэтому и выполнил приказ.


По Короленко нам "Дети подземелья" задали читать. Тяжелый рассказ, но тоже адекватное восприятие. О том, что мальчику представилась возможность понять. что такое когда "папа обеспечивает". Именно папа судья.

"Черная курица" там вообще все просто- мальчик слабак.

Имхо, современное поколение, воспринимает достаточно спокойно те произведения, которые трогали меня до слез.
( может потому что у меня фанат "нацгеовайлд", который я смотреть не могу. из-за того, что там постоянно кого-то едят. а сын воспринимает это как должное- природа умнее нас всех).
Эхомама
Имхо, современное поколение, воспринимает достаточно спокойно те произведения, которые трогали меня до слез.
У Вас мальчик. Не надо судить по одному ребенку восприятие всего поколения.
У Петрановской вот дочка плакала над "Львом и собачкой".
Музыка
Ответ на сообщение Эхомама от 23 июл 2018, 23:31
ЦИТАТА ( Эхомама )
У Петрановской вот дочка плакала над "Львом и собачкой".

Можно я пошучу: Петрановская "Нацгео" дочке не включала.

Наверное я сужу о детях, которые смотрят каналы нацгео. дискавери. история. наука и прочие в таком же духе.
Там много жестокой и откровенной правды без замыливания сцен.

Добавлю: Недавно полю грядки и слушаю аудиокнигу про "Житие одной Бабы" Лескова . Упущение мое. Включила "Умники и умницы" и так его про описание жизни крестьян расхвалили. И есть там отрывок:
ЦИТАТА
Эх, Русь моя, Русь родимая! Долго ж тебе еще валандаться с твоей грязью да с нечистью? Не пора ли очнуться, оправиться? Не пора ли разжать кулак, да за ум взяться? Схаменися, моя родимая, многохвальная! Полно дурачиться, полно друг дружке отирать слезы кулаком да палкой. Полно друг дружку забивать да заколачивать! Нехай плачет, кому плачется. Поплачь ты и сама над своими кулаками: поплачь, родная, тебе есть над чем поплакать! Авось отлегнет от твоей груди, суровой, недружливой, авось полегчеет твоему сердцу, как прошибет тебя святая слеза покаянная!

избиении барыни своей дочки.
Mononoke
Читала эту статью ранее, очень она мне нравится.
Я в свое время Муму не смогла дочитать - просто бросила. Ощущала глубже, чем "собачку жалко", какой-то липкий ужас от происходящего, хорошо ума (инстинкта) хватило не погружаться дальше. А сейчас этот кошмар есть в школьной программе?
Cler
Лиза сейчас сказала- ненавижу всей душой Муму. Когда на экзаменах или в сочинениях надо было приводить именно это произведение как пример, приводила всегда что-то другое. Муму обходила пятой дорогой.
Нике
В общем и целом Лиса тоже съела Колобка , не вижу проблемы, а Тараканище -тот еще монстр...ЕСли от начала плясать..Му-му цветочки вполне...
Anut-ka
Петрановской вот дочка плакала над "Львом и собачкой".

Вот и у нас плакала.
Причем вышло очень неловко, читала лет в 7, к какой- то суетной обстановке (ремонт?), спросила - все ли хорошо закончится в этой книге? Я сказала да, всё хорошо (в смысле - не съел) Следующий вопрос был "что такое 'издохла'?"
И потом рыдать(((
Сейчас Муму. Школьный список на лето после 4 класса.
Морально готовлюсь.
паниЯдвига
Ответ на сообщение Эхомама от 23 июл 2018, 22:43
ЦИТАТА ( Эхомама )
нельзя было пощадить читателя и зрителя?

Это психологическая прививка.
В жизни травм еще поболее.
И это (история) похожа на правду.
Может благодаря ей вы (мы) сейчас любите животных, не станете зря обижать.
ЦИТАТА ( Эхомама )
животным относились иначе
у моего отца всегда были собаки, но это были собаки, а не куклы в бантиках и курточках. Нормальное отношение было. И собаки знали свои собачьи места :cool:
И еще момент. Как мне видится, человек должен понимать некую условность, присущую литературе. А не руководство к действию (имхо).

Arabica
может потому что у меня фанат "нацгеовайлд", который я смотреть не могу. из-за того, что там постоянно кого-то едят. а сын воспринимает это как должное- природа умнее нас всех
мой сын смотрит :beer: , а бабушка в ужасе выключает, ей всех там жалко. Сыну тоже жалко, но он как-то спокойнее воспринимает. :scratch: Ему больше интересно, что вообще в мире бывает, какие законы. Да, ему жалко львят, которых убивает взрослый лев, но не жалко косуль, которых этот лев съедает: "Мама, ну что ему есть ещё? Он же лев!"
паниЯдвига
Ответ на сообщение Эхомама от 23 июл 2018, 23:31
ЦИТАТА ( Эхомама )
восприятие всего поколения.
ой , как я не люблю такие обобщения.
Так сразу пахнет совком, уж простите.
Вспомнила своего старшего.
Я ему, 6 летнему, решила прочитать что-то из Блока. На мой взгляд вполне безобидное. А человека проняло, он плакал. И это не тот мальчик, что сильно убивался по колобку годами ранее :D . Видимо поймал какую-то трагическую ноту у Блока...
Notabene*****
У меня средняя дочка когда-то прочитала Муму, до сих пор нам припоминает это в качестве вины( что дали прочитать) и вообще классику недолюбливает, относится с подозрением, что они ещё там понапишут.
Но она вообще фанат животных и не фанат людей именно из-за отношения у природе и животным, все эти передачи про животных наложили именно такой след, что люди истребляют бедных животных, которые не могут защититься. К тому, что кто-то кого-то ест, относится нормально.
Anomalia
Потому что я лично сыну не смогла ответить на этот вопрос, когда он мне его задавал полгода назад.
потому что настолько в его картине мира нужно было подчиняться хозяйке, что даже в этом ослушаться её он не мог.

Читала в школе и рыдала :fingal: :cry:
колба Эрленмейера
А сейчас этот кошмар есть в школьной программе?
да, в пятом классе, в этом году как раз дочери предстоит.
Sandrik
Я увидела название темы, пошла перечитывать Му-му, ага. и...
Все равно же ушел, почему нельзя было уйти с собачкой?
он ушел ПОсле утопления ее, и может и не собирался уходить. Никто не знает, когда у него возникло это решение.
Поэтому сказали утопить собачку. он и утопил.
ему никто собаку топить не приказывал. Он сам вызвался. :???:
Что б, видимо, не мучилась без него. Он ее спас, он ее и утопил. Почти как в Тарасе Бульбе :p Рвал все ниточки с поместьем, с барыней, с Татьяной и прочим.
Sunday rose
Мммдяя...Сколько у нас слабонервных, оказывается. Точнее не так. Любящих животных, но не любящих людей. Страшно и грустно. Ой-ой, собачку утопили, какой ужос! А то,что из людей делали тупых животных, не способных даже себя отстоять и близких своих - это так себе проблема. Главное жы сабачки!
Люди важнее собачек, имхо. Просто несравнимо важнее. И плевать на всех собачек мира, пока в нем страдают и гибнут люди. Герасима жалко! Герасима, потому что в силу своей искалеченной несчастной души предал и уничтожил самое дорогое для себя. И плевать на собачку. На ее месте вполне мог бы быть крокодил, если дело бы в Африке происходило. Что, крокодила уже не жалко? Потому как крокодил, а не сабачечка? Так для барыни тот Герасим был расходный материал, как и для вас, сегодняшних, которые собачку больше человека жалеют. Вы от той барыни по-отношению к людям ничем не отличаетесь.
Sandrik
Sunday rose, вообще читаю сейчас обсуждение, и острое ощущение-что рассказу приписали все, что можно, чего там нет. Одемонили по полной. ну, опять же, это наверно мнение уже со взрослой колокольни.

ерасима жалко! Герасима, потому что в силу своей искалеченной несчастной души предал и уничтожил самое дорогое для себя.
:beer: Сначала Татьяна, потом Му-му. можно сказать. И по рассказы было видно, что человек был способен на теплые чувства, на их проявления .Умел любить.

Кстати, у всей ее челяди было этого больше, чем в одном Герасиме. Преклонения и страха перед хозяйкой.
Dashiela
Но все равно произведение жуткое, душераздирающее, травмирующее. Почему там нельзя было сделать хэппи-энд - совершенно непонятно :pofig: Неужели нельзя было пощадить читателя и зрителя?

А в жизни была надежда на хэппи энд? Именно трагический конец так нас всех переворачивает, с хэппи эндом это была бы уже другая история навроде "Каштанки".


мне иногда кажется, что Петрановская уже немного не в себе.

Почему? Прекрасный анализ.

Я о детстве Тургенева слышала, но не вникала особо. Надо будет почитать.
Sandrik
В то время вообще много депрессивынх писателей было...Умы заняты другим. Это сейчас на любой цвет, характер, и восприятие.
Dashiela
А сейчас этот кошмар есть в школьной программе?

А какие произведения нужны для школьной программы? Розово-сиропные пустышки душу не воспитают.

Нормальное отношение было. И собаки знали свои собачьи места :cool:

Одно дело не пускать собаку на диван, другое- пожизненное содержание на короткой цепи, когда собаки с ума сходят от депривации.

И плевать на всех собачек мира, пока в нем страдают и гибнут люди.
И плевать на собачку.

А вы не понимаете, что люди, неспособные пожалеть собачку, и людей не жалеют? Ваш пример это очень красноречиво подтверждает.
паниЯдвига
Ответ на сообщение Sandrik от 24 июл 2018, 10:54
ЦИТАТА ( Sandrik )
то время вообще много депрессивынх писателей было.
а в "это" ! ?
"Поэт в России больше, чем поэт".
Можно вспоминать и вспоминать до сегодняшних дней...
Sandrik
а в "это" ! ?
так в это можно любых найти. че угодно о чем угодно, и пр.

, что люди, неспособные пожалеть собачку, и людей не жалеют?
ну, смотрю, это явно не про Му-му.
Sunday rose
ЦИТАТА ( Dashiela )
А вы не понимаете, что люди, неспособные пожалеть собачку, и людей не жалеют? Ваш пример это очень красноречиво подтверждает.

Пример абсолютно нелогичного вывода. С чего вы взяли, что я людей не жалею? Потому вам так хочется? Вот из каких слов моего поста такое следует?
Dashiela
Вот из каких слов моего поста такое следует?

"Давно тут сидим" (с) :)
Сонча
Оо, моя прочитала "Дед Архип и Ленька" Горького. :eek: Я пришла и увидела ребенка с распухшим от слез носом и глазами-щелочками. :cry: Взяла с меня слово, что если нам встретится такой несчастный мальчик, как Ленька, мы возьмем его к себе жить.
Notabene*****
В школьных произведениях вообще очень много жестокости. Особенно по отношению к детям. Почитаешь- и волосы на голове шевелятся. И даже неважно, отечественная литература или зарубежная. Это только Ну погоди смотреть нельзя, потому что там волк курит. А читать про убийства, мучения и избиения детям очень даже можно и полезно, оказывается.
паниЯдвига
Ответ на сообщение Notabene***** от 24 июл 2018, 11:55
ЦИТАТА ( Notabene***** )
Это только Ну погоди смотреть нельзя, потому что там волк курит. А читать про убийства, мучения и избиения детям очень даже можно и полезно, оказывается
:O:
Ну никто особо не заставляет :???:
Можно читать про мармеладные домики и радоваться бисквитным горкам, феям , принцам и т.п. :D .

Dashiela
А читать про убийства, мучения и избиения детям очень даже можно и полезно, оказывается.

А о чем полезно читать детям? О розовых пони на изумрудной лужайке?
Sunday rose
Тут просто все. Писатели-реалисты отражали жизнь. Ну, вот такая она жизнь. Страшная. С жестокими людьми. И тогда была такая, и всегда. И пятый класс - уже вполне достаточный возраст,чтоб начинать задумываться над жизнью.

Иначе так всегда и будет: вся логика "Потому что гладиолус".
паниЯдвига
Ответ на сообщение Sunday rose от 24 июл 2018, 12:04
ЦИТАТА ( Sunday rose )
вся логика "Потому что гладиолус".
:D
Руля
Любящих животных, но не любящих людей. Страшно и грустно.

Страшно, когда люди страшные. И да, животных люблю априори всех. Людей крайне избирательно.

А читать про убийства, мучения и избиения детям очень даже можно и полезно, оказывается.

Не согласна категорически! Только не про мучения слабых. Будь то собака, или ребенок, или неполноценный зависимый человек.
Я была очень, просто суперчитающим ребенком. В юности Тургенев был на первом месте в моем личном рейтинге. Я его так зачитала, что в сочинении цитировала из головы дословно. Муму не смогла дочитать :cry: Узнала концовку заранее. Слезы и рыдания. И Белого Бима не читала и не смотрела. И не буду никогда. Про детей несчастных не могла нормально читать, у меня ком в горле и ужас на долгие дни.

Ну может я такая чокнутая. Я в детстве плакала над сценой в фильме, когда машина застряла с саженцами и водитель, чтобы выехать, эти саженцы под колеса подкладывал. Ненормальность? Не знаю. Не уверена.

Хорошо, что в детстве я не знала, что Тургенева мать так мучала. Это был бы удар для моей психики.

Писатели-реалисты отражали жизнь. Ну, вот такая она жизнь. Страшная. С жестокими людьми.

Согласна. Да, такова жизнь. Сейчас даже в чем-то гуманнее, чем в 19 веке. Но зачем ребенку это в обязательном порядке? В школьной программе?
Mojito
Ответ на сообщение доннаРоза от 24 июл 2018, 12:02
ЦИТАТА ( доннаРоза )
Ну никто особо не заставляет


Вообще-то заставляют.
Это школьная программа, дети обязаны прочитать.

Хотя жизнь меняется, произведений много хороших, интересных, можно было бы программу хоть иногда пересматривать.


Эта "мума" еще с моего детства в школьную программу включена, поднадоела уже.
Nata74
Интересная статья. Я уже и не помню про детство Тургенева... И, кстати, на литературе мало что и рассказывали про детство.
Я, как человек, иногда сублимирующий свои жизненные повороты в рассказы, очень хорошо понимаю, о чем написал автор статьи.
Хотя в мое детство "Муму" - яркий пример произвола крепостничества (ну и зарождение революционных масс в лице Герасима). НО я ребенком не понимала, почему собачку нельзя было отдать кому-нибудь, или убежать с ней (хотя сейчас понимаю, почему нельзя было убежать с ней).


По мне очень страшный рассказ "Дети подземелья" Короленко...
Arabica
А читать про убийства, мучения и избиения детям очень даже можно и полезно, оказывается.
смотря какие. Козетту моя читала, т.к. я "самая злая мама в мире" и у неё "слишком много дел: и музыка, и английский, и читать заставляю" :cry: . Помогло. Сейчас посмотрела (да, читать не заставишь) "Таинственный сад", "Полианну", вместе "Джейн Эйр" 2011 года - в голове немного прояснилось. И "Белого пуделя" посмотрели, отличная экранизация старая, даже сын смотрел (6 лет). Тома Сойера тоже. И поняла, что в её детстве уже много чего хорошего и надо ценить. :cool: Правда, это всё ненадолго, вчера пускала слезу, что "Маше дают 3 тысячи карманных в неделю", а ей, бедняжечке, папа дал только 2 тысячи поехать в отпуск. :cool:
Lepesina
А какие произведения нужны для школьной программы?

ИМХО, современные.
Гимназисты 19-века изучали произведения господина Пушкина, господина Жуковского и прочих современников.
В середине 19-века в хрестоматии попадают даже запретные стихи Николая Некрасова.
И они живо откликаются в молодых умах. Потому что школярам все понятно, их эпоха, их быт, их идеи...

Нынешняя школьная литературная программа застряла в позапрошлом веке. При всем уважении к классикам, их ну хватит уже... ну скучно, вязко, не интересно...
Дело не в Муму и не в войне и мире, дело к колоссальном разрыве интересов читающих для себя и по программе. Если школьный литературный курс еще не окончательно убил желание читать....
Jolly Cat
Ну да, программу надо осовременивать конечно, это надо было ещё в советские времена когда я в школе училась, а то на самом деле отбивает желание читать начисто. Я всю жизнь читаю запоем, но программа по литературе была всегда очень академической и банально скучной или не подходящей для детей. Просто цель ставилась не привить любовь чтению а впихнуть некоторую сумму знаний о классической литературе. Ну неиогкт дети пусть даже и 17 лет понять и оценить Анну Каренину или Идиота, не доросли ещё. Если привить любовь к чтению, то рано или поздно прочтут, надо давать ознакомительный курс. К тому же давайте честно признаемся, что классической литературы безнадёжно устарела, ну и за чем ее изучать с подробностях? Мы же не изучаем сейчас полностью Слово и полку Игореве. А русская классическая литература ещё и весьма своеобразна и нравоучительна, а ей уделяется неоправданно много места а школьной программе. Посему бы взамен не ввести продвинутые курсы по литературе в вузах, хотя бы гуманитарных, а не только педагогических, а задачей школы оставить именно ознакомление с историей литературы и прививание любви к чтению, чтобы потом человек мог сам выбирать. Да кто-то будет читать Донцову и Поселягина, ну и что? Читающий человек все равно развитее, чем не читающимися. А школа растит именно не читающих людей сейчас. Все ИМХО

У меня это тема вообще больная, т к живу за границей и сына русский медленно но верно становится вторым языком. Единственный почти способ сохранения и развития это чтение. Так вот я поняла что он реально будет читать только то что интересно, только так преодолеть можно трудности чтения на втором языке
Леося
Jolly Cat, я против осовременивания программы. У меня был отличный учитель, все произведения изучались с интересом.
Jolly Cat
Дело скорее не в осовременивании как таковом, а хотя бы о добавлении современного, а то складывается впечатление, что после Льва Толстого литература тихо умерла и не произвела ничего достойного. Это как если бы изучение английской литературы закончить Шекспиром, так как равных ему нет и не будет никогда. Ещё я считаю что в российской школе уж слишком много времени, да практически все время отдано только русской литературе. Это как если бы изучать только историю России забыв о мировой. По мне перекос явный. Все ИМХО
Mononoke
Большинство классических произведений, изучаемых в школе - не по возрасту. Другое дело, если не дать в школе, большинство никогда с ними не ознакомится. Хотя, я вот как минимум половину школьной программы не читала (при том что в принципе читала всегда много), что не мешало мне иметь пятерку по литературе у любого учителя :???:
Jolly Cat
Ну изучение Достоевского в школе меня не сподвигло его перечитывать впоследствии. И я не читаю Короленко, при том что отдаю должное его произведениям И я согласна с тем что литературная программа школы сильно не по возрасту и скорее отбивает охоту к чтению, особенно в сравнении с видеоиграми и сериалами. К тому же в школьной программе таких жанров как фентези, постап и литРПГ по- моему вообще нет. Поправьте если ошибаюсь. А у многих они любимые и достойных произведений в них не мало.
Arabica
К тому же в школьной программе таких жанров как фентези, постап и литРПГ по- моему вообще нет.
тогда я на баррикады, если этот мусор ещё и в школе впихивать начнут. :cry: :angry: :angry: :angry: Хотя в момент включения в программу это всё сразу потеряет свою притягательность. :huh:
Для перехода на полную версию с графикой и с возможностью отвечать в темы, пожалуйста, нажмите сюда.