Я вот сейчас думаю, что сделала большую ошибку. Надо было отвести ребёнка к логопеду до пяти лет. Везде читала, что рано и послушалась. В 5 лет мы начали индивидуально заниматься с логопедом. На всех занятиях я присутствовала и выглядело все не плохо.
Через месяц ребёнку будет 6 лет и ... У него все звуки есть, все поставлены, он их говорит не плохо. Все хорошо, если б ни одна серьёзная проблема. Он говорит эти звуки только тогда, когда ему напомнить. В обычной разговорной речи он так же, как раньше, пропускает звук Р. Он путает С и Ш. Нет, они прекрасно поставлены, но он говорит одну букву вместо другой. Логопед сказала, что нам уже не надо ходить к ней, она больше ничем не поможет. Теперь мы сами должны учить короткие стихи, скороговорки, заучивавая каждую буковку. Заучили мы уже так много стихов. Он чётко и хорошо читает эти стихи, но в жизни слова, которые идеально произносит в стихах, продолжает говорить неправильно. Самое плохое, что когда я исправляю его, ребёнок часто нервничает. У меня уже руки опускаются. Со старшей дочкой таких проблем не было, все звуки появились сами, обошлись без логопеда. Шла в школу в 6 лет с идеальной речью. С сыночком мы, наверное, отложим школу ещё на год. Нельзя идти в школу с таким произношением. Или что делать? Логопедии нам помог только частично, дальше стена
Искать другого логопеда и продолжать занятия. Специалисты бывают разного уровня, возможно, ваш логопед действительно больше ничего не может вам дать, не умеет просто...
Изолированный звук, звук в слогах и словах и звук в речи - это три большие разницы ))), три этапа постановки. Первый этап вы благополучно прошли, второй более-менее... теперь остался третий, самый сложный этап - автоматизировать звуки в речи. У вас звуки поставлены, но не автоматизированы, отсюда и проблемы.
Скажу сразу. Когда ребёнок вам что-то рассказывает, чем-то делится, его не нужно поправлять. Он не в состоянии в такие моменты следить за произношением, он формулирует свои мысли, ему нужно донести до вас свои впечатления... в общем, ему не до того. Автоматизировать нужно тоже на занятиях, где ребёнок, к примеру, отвечает на вопросы по картинке, составляет рассказ по серии картинок, описывает предмет/животное/картинку по фиксированному плану, пересказывает текст и т.п. И вот на занятиях он одновременно и следит за произношением, можно поправить, попросить повторить всю фразу чётко ну и так далее. А вот когда на занятиях более-менее уже получается в речи, уже есть некая автоматизация, только тогда это аккуратно переводят в речь. Вообще грамотно - это когда берётся какой-то один автоматизируемый звук и на все лады "жуётся" на занятиях в течение пары недель, а то и больше. И материал для работы тоже подбирается специально: например, автоматизируем звук Ф. У нас на рисунке имеются Федя и Фаина, которые собирают вещи на дачу. И вот они берут фуфайку, кофту, вафли, конфеты, фикус, флажок какой-нить... то есть там специально подобраны слова с Ф. Потом по дороге они вилят фонтан и фейерверк... ну и так далее.
Но кроме автоматизации, есть и ещё одно направление работы - дифференциация звуков. Например, вы поставили и автоматизировали в словах звук Ч. А теперь вы должны добиться, чтоб ребёнок не мешал его, например, с мягким Т. Стало быть, вначале учимся дифференцировать их именно звуками, то есть называем вреремешку Ч-ТЬ-ТЬ-Ч-Ч-ТЬ-Ч-ТЬ-ТЬ... а ребёнок, допустим, на Ч хлопает, на ТЬ поднимает руку... следующий этап - даётся ряд слогов, вначале с одной гласной: ЧИ-ТИ-ЧИ-ЧИ-ТИ..., потом с разными: ЧА-ТЁ-ЧЁ-ЧУ-ТЕ... Потом переходим к словам, потом к речи. Вообще автоматизация и дифференциация звуков - это дальнейшие этапы работы после постановки, и все нормальные логопеды этим занимаются.
Если там, где вы живёте, с нормальными логопедами проблема, можно в интернетп поискать ролики, есть и по автоматизации, и по дифференциации.
Я все звуки поставила мелкой на букваре Жуковой, она половину не выговаривала и путала, пока не увидела, как слова на письме выглядят, и не расчиталась.
Вообще этот момент - отработка звуков в том числе и с опорой на письменную речь - тоже является частью логопедической работы. Изучаются буквы, соответствующие пройденным звукам, ребёнок читает слоги и простые слова с пройденными звуками, пишет эти слоги и слова под диктовку (печатными буквами) и т.д. Потому как профилактика дисграфии - и это тоже работа логопеда. А дисграфия бывает не только акустическая, когда ребёнок не слышит разницу между С и Ш, и так же и пишет, путая эти буквы, но и оптическая, например... когда ребёнок путает похожие по написанию буквы.
ФФС- это что?
Может, ФФН - фонетико-фонематическое недоразвитие? или, может, у вас это как ФФС сокращается...
Это когда ребёнок недослышивает и имеет проблемы с произнесением звуков. То есть он не слышит разницу между сходными звуками, плохо выделяет на слух эти звуки в речи (есть такой звук в слове или нет, где именно в слове он находится), могут быть нарушения в слоговой структуре слова: переставляет, пропускает, добавляет лишние слоги, плохо слышит стечения звуков и т.д.