«Кэрролл много работал, простаивая за конторкой по 13—16 часов подряд. Напряженная работа сказывалась на здоровье: появились бессонница, головные боли, галлюцинации. И здесь не обошлось без «Страны чудес»: Кэрроллу мерещились крепости с валами и рвами, башенками, флюгерами, подъемным мостом»3. Это была та сторона его жизни, которую он тщательно скрывал от посторонних глаз. Та «безумная грань» его литературного творчества, которая придала редкую оригинальность его беллетристическому творчеству.
В 1862 г., когда доктору Доджсону было 30 лет, он познакомился с семьей своего декана и часто катался на лодке с его тремя маленькими дочерьми. Одна из них, семилетняя Алиса, привлекла особое внимание писателя, что и принесло им обоим бессмертие. Однажды доктор Доджсон сочинил сказку специально для Алисы, а потом по ее просьбе записал и украсил рисунками. В 1865 г. увидела свет книга под названием «Алиса в Стране чудес», опубликованная под псевдонимом «Льюис Кэрролл» и признанная в дальнейшем лучшим детским произведением в мировой литературе.
Содержание книги очень напоминает затянувшееся сновидение — и действительно, в конце этой сказки Алиса просыпается. Заметим, что, даже обладая самым гениальным воображением и фантазией, невозможно описать все изложенное, не испытав аналогичные переживания. «В сказках Льюиса Кэрролла видели и невротический кошмар, и аллегорическую полемику по религиозным проблемам, и политические распри, комически выставленные, и вовсе ничего, кроме детской забавы, не видели». Некоторые психиатры склонны утверждать, что Кэрролл на протяжении всей жизни страдал вялотекущей шизофренией, а литературное творчество не просто связано с его психопатологией, но фактически вытекает из нее, составляя «органическое целое личности, душевного заболевания и созданных им первоклассных произведений».
Шизоидное расстройство личности писателя вряд ли вызывает сомнение, как и то обстоятельство, что заикание у Кэрролла протекало в форме логоневроза (невротического заикания).
Источник: https://www.psyh.ru/kto-vy-lyuis-kerroll/
Дядя Льюиса Кэрролла служил надзирателем сумасшедших домов — а персонажи «Алисы в Стране чудес» ведут себя, будто пациенты этих учреждений. Помимо математических ребусов Кэрролл мог зашифровать между строк психиатрический справочник XIX века, пишет издание Open Culture.
Есть версия, что «Алиса», написанная в эпоху свободной торговли опиумом, отсылает к наркотическому трипу. По другой теории, действующие лица произведения — душевнобольные: главная героиня страдает шизофренией, у Болванщика — биполярное расстройство, у Красной Королевы — паранойя.
Во времена Кэрролла не ставили диагнозы «синдром Туретта», «посттравматическое стрессовое расстройство», «нарциссическое расстройство личности», но сегодняшние психиатры нашли бы их у доброй половины героев.
«Ах, боже мой, боже мой! Как я опаздываю!» — без конца бормочет Белый Кролик в начале книги. Авторы теории приписывают ему тревожное расстройство личности.
В 1955 году британский психиатр Джон Тодд назвал синдромом Алисы в Стране чудес неврологическое состояние, при котором человек искаженно воспринимает свое тело. Известны случаи, когда во время приступов мигрени пациенты ощущают себя чрезвычайно высокими или маленькими. Любопытно, что Кэрролл тоже страдал мигренью.
Аспирантка Королевского колледжа в Лондоне Холли Баркер недавно проанализировала признаки еще двух неврологических состояний, которые встречаются в книге, — деперсонализации и прозопагнозии. Первое периодически наблюдается у Алисы, когда она чувствует себя будто в чужом теле. Второе — у Шалтая-Болтая, когда он говорит девочке, что при следующей встрече не узнает ее, так как не сможет отличить ее лица от лиц других людей. Это одно из первых описаний неспособности распознавать лица.
Источник