Сайт - Помощь - Поиск - Юзеры
Перейти на полную версию страницы:
Стыдливость и застенчивость
Материнство > Личная жизнь > Вера > Ислам
Аниса
Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословление посланнику Аллаха. Я свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, нет Ему сотоварища, а также свидетельствую, что Мухаммад - Его раб и посланник ко всем людям.

Одними из похвальных качеств, к которым побуждает Ислам, является стыд и застенчивость.

Сказал Аллах Всевышний в истории о Мусе (мир ему):

Когда он прибыл к колодцу в Мадьяне, то обнаружил возле него людей, которые поили скотину. Неподалеку от них он увидел двух девушек, которые отгоняли свое стадо. Он сказал: "Что с вами?" Они сказали: "Мы не поим скотину, пока пастухи не уведут свои стада. Наш отец очень стар". Он напоил для них скотину, а затем вернулся в тень и сказал: "Господи! Воистину, я нуждаюсь в любом благе, которое Ты ниспошлешь мне". Одна из них подошла к нему застенчиво и сказала: "Мой отец зовет тебя, чтобы вознаградить тебя за то, что ты напоил для нас скотину". Когда он пришел к отцу и поведал ему рассказ, он сказал: "Не бойся. Ты спасся от несправедливых людей". (Сура 28 Рассказ, аяты 23-25)

Каждое слово Всезнающего Аллаха преисполнено мудростью, и здесь указывается на застенчивось девушки, ведь застенчивость является проявлением высокой исламской нравственности.

Шейх Абдуррахман Ас-Саади так прокомментировал этот момент: «Одна из двух женщин подошла к нему застенчиво. Это свидетельствовало о хорошем воспитании и прекрасном нраве девушки. Во все времена стыдливость была признаком благородства и благонравия, особенно, если речь шла о девушке или женщине

Пророк (мир ему и благославение Аллаха) сказал:

«Поистине, дошло до людей из слов первого пророчества (следующее): «Если ты не чувствуешь стыда, делай, что хочешь». (Сахих Аль-Бухари).

В этом хадисе указание на то, что чувство стыда и застенчивость являются преградой для совершения пагубных поступков, вредящих человеку в его религии и портящих его нравственность и благородство. И если он потеряет стыд, то он уже не придаст значения поступкам, которые будет совершать.

Передается от Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благославение Аллаха) сказал:

«Вера (включает в себя) более шестидесяти ответвлений, наивысшим из них является слово "Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха", наименьшим из них является удаление с дорог того, что вредит (путникам), и стыдливость — (одно из) ответвлений веры». (Сахих Аль-Бухари).

Арабы даже во времена до принятия Ислама гордились и украшали себя качеством застенчивости и проявлением стыда. Посмотрите на Абу Суфьяна (да будет доволен им Аллах), когда он еще до того как принять Ислам оказался у Ираклия, правителя Рима, и был спрошен о Пророке Мухаммаде (мир ему и благославение Аллаха) , а он в это время все ещё находился с ним во вражде; что он сказал про себя: "О, если бы не стыд от того, что я прослыл бы после этого разговора лжецом, то я приврал бы о Мухаммаде (мир ему и благославение Аллаха) ".

Сказал Ибн Каийим Джавзия (да смилуется над ним Аллах): "Качество стыда является наилучшим и наивеличайшим качеством по цене и наибольшим из них в пользе, оно является характерным свойством именно человека. Тот, у кого нет стыда, в том нет от человеческого естества ничего, кроме мяса, крови и внешнего их образа, также, как нет в нем и из блага ничего. Если бы не это качество, – стыд - не проявилось бы гостеприимство, не исполнилось бы обещание, не сохранился бы “аманат”, не выполнилась бы ни одна просьба, не покрывались бы срамные места, не было бы преграды совершать низкие поступки. Мотив к совершению этих действий будет либо религиозный, а это надежда на их хорошие плоды, либо мирской, а это стыд перед людьми. Таким образом, нам становится ясно, что если бы не стыд перед Творцом, либо перед творениями, то не свершились бы эти вышеперечисленные действия...". ( из книги "Ключ счастья").

Сказал Умар ибн Хаттаб (да будет доволен им Аллах): "Тот, в ком уменьшился стыд, -уменьшилось его благочестие, а тот, чье благочестие уменьшилось,- умерло его сердце". Приводит Ибн Аби Дунья в книге "Макарим аль-Ахлякъ".

Передается от АбдуЛлы ибн Амра ибн А`ca (да будет доволен им Аллах), что он сказал: "Однажды посланник Аллаха (мир ему и благославение Аллаха) проходил мимо одного мужчины, который ругал своего брата за его застенчивость. Сказал ему Пророк (мир ему и благославение Аллаха) : "Оставь его, поистине, застенчивость от веры". (Сахих Аль-Бухари и сахих Муслима)

Сказал Ибн Каийим Аль-Джавзия (да смилуется над ним Аллах): "Из последствий грехов - потеря стыда, который является веществом, поддерживающим жизнь сердца, и он основа всякого блага, а потеря его - потеря блага целиком. Как пришло в достоверном хадисе: "Стыд (застенчивость) не приходит, кроме как с благом". Здесь имеется в виду, что грехи ослабляют чувство стыда в мусульманине, а может дойти и до того, что оно исчезнет у него полностью, так, что ему не будет никакого дела до того, что люди знают и видят его в дурном деле. Все это из-за потери стыда. Тот, кто постыдился Аллаха совершить какое-либо ослушание перед Ним, то Аллах постыдится наказать его в Судный день, а тот, кто не стыдится в ослушании перед Ним, Он не постыдится подвергнуть его наказанию". ( из книги "Полный ответ тому, кто спросил об исцеляющем лекарстве").

Примером таких распутников являются те, которые отправляются в путь для удовлетворения своих страстей, а затем рассказывают об этом грехе. Передается от Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благославение Аллаха) сказал:

"Все члены моей общины будут избавлены, за исключением заявляющих во всеуслышание (примером чего могут служить) действия такого человека, который совершает что-нибудь ночью, и Аллах покрывает его (грех), а наутро он сам говорит: “О такой-то, вчера я сделал то-то и то-то”, и (получается так, что) он проводит ночь под покровом своего Господа, а наутро сбрасывает покров Аллаха". (Сахих Аль-Бухари).

Справедливый Аллах сказал: -"Воистину, тем, которые любят, чтобы о верующих распространялась мерзость, уготованы мучительные страдания в этом мире и в Последней жизни. ". (Сура 24 Ан-Нур, 19 аят).

Здесь необходимо отметить важную вещь, что не побуждать к одобряемому и не запрещать порицаемое, не является проявлением стеснительности.

Аллах Всевышний сказал в Священном Коране: -"Аллах не стыдится истины". (Сура 33 Ахзаб, 53 аят).

Сказал Имам Навави (да смилуется над ним Аллах): "Возможно, для некоторых людей встанет проблема, состоящая в том, что кто-то из обладателей застенчивости постесняется адресовать наставление с истиной тому, кому он оказывает глубокое почтение и ставит его выше себя, и таким образом он оставляет побуждение его к одобряемому и не отстраняет его от порицаемого, и это ему может показаться стыдом, который остановил его от указания на Истину. Ответом на это будет то, как ответила группа Имамов, из которых Абу Амр ибн Салях (да смилуется над ним Аллах): "То, что запретило ему (адресовать истинное наставление) - это не стыд, напротив, это бессилие, упадок духа и унижение. Истинный стыд - это качество, которое пробуждается в оставлении дурных поступков, и запрещает проявлять послабления в правах Обладателя Права (т.е. в правах Аллаха)". (комментарии к Сахиху Муслима)

А ведь побуждал нас посланник Аллаха (мир ему и благославение Аллаха) запрещать порицаемое и изменять его. Передается от Абу Саида аль-Худри (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха ( мир ему и благославение Аллаха) сказал:

"Тот, кто увидит из вас порицаемое, так пусть же исправит это рукой своей, если это не в его силах, то пусть исправит это языком своим, а если и на это он не мощен, то пусть сделает это своим сердцем, и это будет самое слабое проявление Веры". (Сахих Муслима)

Если же человек порицает что-либо своим сердцем и не может это исправить, то он покидает место где совершается грех.

Сказал Аллах Всевышний: «Когда ты увидишь тех, которые неуважительно говорят о Наших знамениях, отвернись от них, пока они не увлекутся другим разговором. Если же сатана заставит тебя забыть об этом, то не сиди с несправедливыми людьми после того, как вспомнишь.» (сура 6 Скот, аят 68)

В мудром Коране, являющемся наставлением и руководством для все верующих, также сказано:

«Не приобщай к Аллаху сотоварищей, ибо многобожие является великой несправедливостью. Мы заповедали человеку делать добро его родителям. Его мать носила его, испытывая изнеможение за изнеможением, и отняла его от груди в два года. Благодари Меня и своих родителей, ибо ко Мне предстоит прибытие. А если они будут сражаться с тобой, чтобы ты приобщил ко Мне сотоварищей, о которых у тебя нет знаний, то не повинуйся им, но сопровождай их в этом мире по-доброму и следуй путем тех, кто обратился ко Мне. … Совершай намаз, повелевай совершать одобряемое, запрещай предосудительное и терпеливо сноси все, что постигает тебя. Воистину, в этих делах надлежит проявлять решимость. Не отворачивай своего лица от людей из высокомерия и не шествуй по земле кичливо. Воистину, Аллах не любит всяких гордецов и бахвалов. Ступай размеренной поступью и понижай свой голос, ибо самый неприятный голос - это рев осла.» (Сура 31 Лукмaн, из аятов 12-19)

Необходимо стыдиться Всевидящего Аллаха воздерживаясь от грехов и не создавать благоприятную обстановку для грешащих путём молчаливого присутствия во время совершения греха, но хотя бы покинуть их.

Также не следует проявлять ложного стыда стесняясь спросить полезное знание у знающего, ибо остались без знания двое: неспрашивающий из-за высокомерия и неспрашивающий из-за стыда.

Аллах Всевышний, ведущий прямым путём, сказал:

«Если вы не знаете, то спросите обладателей Напоминания. Мы отправляли посланников с ясными знамениями и Писаниями.» (сура 16 Пчелы, аяты 43-44)

Просим Аллаха Всевышнего сделать нас праведными людьми и у лучшить наш нрав. Аминь.

И в заключении воздадим хвалу Аллаху, Господу миров, и мир и благословления нашему любимому Пророку Мухаммаду, его семье и его сподвижникам.


Аниса
О стыдливости Посланника (мир ему и благославление Аллаха)



1. Всевышний Аллах сказал: “О те, которые уверовали! Не входите в дом Пророка, если только вас не пригласят на трапезу, и [не входите] с тем, чтобы дождаться ее. Однако, когда вас пригласят, то входите, а когда поедите, то расходитесь, не вступая в разговоры. Ведь это может удручать Пророка, а он стесняется [сказать об этом вам], но Аллах не стыдится истины”. (Сура “Сонмы”, аят 53.)

2. Посланник Аллаха был более стыдлив, чем незамужняя девушка, и если ему что-то не нравилось, то мы узнавали это по его лицу. (Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.)

Сам же Посланник Аллаха сказал:

3. “Стыдливость – от веры”. (Этот хадис передал Муслим.)

4. “Стыдливость – это добро”. (Этот хадис передал Муслим.)

5. “Стыдливость – от веры, а вера ведет в рай, а бесстыдство – от грубости, а грубость приводит в ад”. (Этот хадис передали ат-Тирмизи и другие, и он назвал этот хадис хорошим и достоверным.)

6. “Стыдливость и вера привязаны друг к другу, и когда человек лишен чего-то одного из них, то непременно лишен и другого”. (Этот хадис передали аль-Хаким и аль-Бейхаки, а аль-Албани назвал его достоверным.)

7. “Стыдливость не приносит ничего, кроме добра”. (Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.)

8. “Стыдливость и богобоязненность в речи – это две веточки веры, а грубость и напыщенные речи – это две ветви лицемерия”. (Этот хадис передали Ахмад и другие, а аз-Захаби и аль-Албани назвали его достоверным.)

9. Йа‘ла ибн Умеййа рассказывал, что Посланник Аллаха увидел мужчину, который купался в открытом месте. Он поднялся на минбар, воздал хвалу Аллаху и сказал: “Воистину, Аллах – стыдливый и укрывающийся. Он любит, когда люди стыдливы и укрываются от других. Пусть же каждый из вас, когда купается, укрывается [от чужих взоров]”. (Этот хадис передали Ахмад и другие, а аль-Албани назвал его иснад хорошим в книге “Мишкат аль-Масабих”.)

10. “Воистину, у каждой религии есть своя мораль, а мусульманская мораль – это стыдливость”. (Этот хороший хадис передал Ибн Маджа.)

11. “Одна из истин, которую люди усвоили из учений ранних пророков, гласит: если ты не стесняешься своего поступка, то совершай его”. (Этот хадис передал аль-Бухари.)

12. “У вера семьдесят с лишним (или шестьдесят с лишним) ветвей. Высшая из них – это произнесение слов “нет божества, кроме Аллаха”, а низшая – устранение препятствия с дороги. Стыдливость – это тоже веточка веры”. (Этот хадис передал Муслим.)

13. Салим ибн ‘Абдуллах рассказывал, что его отец поведал ему о том, что однажды Посланник Аллаха проходил мимо человека, который упрекал своего брата за его стыдливость, говоря ему: “Твоя стыдливость только вредит тебе”. Посланник Аллаха же сказал ему: “Оставь его, ибо стыдливость – от веры”. (Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.)

14. Анас рассказывал, что Посланник Аллаха сказал: “Стыдливость является украшением любой вещи, а непристойность – пороком”. (Этот хадис передали ат-Тирмизи и другие, а Шу‘ейб аль-Арнаут назвал его иснад достоверным в комментариях к книге “Шарх ас-Сунна”.)
Для перехода на полную версию с графикой и с возможностью отвечать в темы, пожалуйста, нажмите сюда.