Сайт - Помощь - Поиск - Юзеры
Перейти на полную версию страницы:
Тело и душа
Материнство > Личная жизнь > Вера > Иудаизм
Страницы: 1, 2
ariely
ЦИТАТА (Анна Миняева @ 10 июн 2005, 10:17)
ЦИТАТА
Наши мысли и чувства не имеют отношения к нашей истинной сущности и потому, мы вольны ими распоряжаться по собственному усмотрению, но это отдельная тема для разговора...

Ну что ж, давайте обсудим в отдельной теме, если желаете.

Давайте.

Итак, прежде опредилимся в терминах:

Тело - наш организм, включая как спинной, так и головной мозг.
Душа - НЕматериальная субстанция, без которой организм функцианировать не может.

На мой взгляд, соотношение примерно такое, как скафандр и космонавт.

До сих пор возражения есть?
ariely
ЦИТАТА (Анна Миняева @ 10 июн 2005, 11:54)
ЦИТАТА
У дурного побуждения очень важная функция - благодаря его существованию у человека появляется СВОБОДА ВЫБОРА. Другими словами, если бы у нас было лишь доброе побуждение, мы бы не заслуживали бы награды, т.к. у нас не было другого ВЫБОРА.

Об этом и речь: как направить ДУРНОЕ побуждение в доброе русло???
Мы пытаемся доказать, что это невозможно. Но возможно ОТСЕЧЬ дурное побуждение.

Но, представьте себе мужчину, который каждый раз, когда видит женщину, чувствует сильнейшее желание.
По-вашему, нужно ему ОТСЕЧЬ все "половые признаки" ?

Динка, которая прощается с детством, об этом очень хорошо и подробно написала:
ЦИТАТА
что же есть в человеке, что не дает ему всегда выбирать только добро? Ведь нет праведника, который бы не согрешил. Дело в том, что в человеке находится много силы. Эта сила просит выхода, и если не дать ей выйти в добро, если не воспитывать ее постоянно, она неизбежно выльется в зло. И в этом люди конечно разнятся (есть более страстные, есть менее...), но тем не менее у нас у всех есть та часть, которая отвечает за наши стремления, чаяния, побуждения, мотивацию, изобретательность, креативность, любознательность, да и размножение в конце концов... Это и называется "дурная сила". Но разве она всегда дурна? Нет, только если человек направит ее в дурную сторону. Если же он направит ее в сторону службы Всевышнему, это только пойдет ему и миру на пользу. Вот мы сейчас читаем в Торе главы, касающиеся создания скинии. Богобоязненные люди, которые творили превосходную золотую утварь для Божественного служения в скинии, скорее всего, живя в Египте, лепили бы статуи чуждых божков. Но Бог вывел их из Египта и дал их способностям прекрасное применение. Бесстрашный человек может стать прекрасным командиром, а может - хладнокровный убийцей. Эстет и гурман может стать прекрасным художником или поваром или виноделием, а может - пустым сластолюбцем. Одни и те же качества необходимы для преступников и полицейских. Одии и те же - для хирургов, мясников и палачей. Человек может быть страстно и нежно любящим мужем и производить на свет прекрасных детей ( а что может быть лучше ?) ТОЙ ЖЕ СИЛОЙ которой он может впасть в самые страшные грехи.
В отрывке из Торы, называемом "Шма Исраэль", который мы читаем дважды в день, сказано: "Служи Господу твоему всем сердцем твоим". Комментаторы утверждают, что "всем сердцем" означает "обоими своими началами". Все, что есть в человеке, может быть прекрасно, если он пользуется этим для того, чтобы принести пользу людям и стать ближе к Всевышнему, в соответствии с тем, что заповедовал Он.
Бог заповедовал нам: возьмите все что есть в вас, и примените это на службе Мне, на выполнение воли Моей, на выполнение заповедей. Это и есть, так сказать, "смысл жизни а ля Иудаизм" (если почитать Экклезиаста, это становится особенно ясно. Вы Экклезиаста читали? Если не понимать этой тонкости, то создается ощущение что у автора было раздвоение личности. Об одних и тех же вещах - мудрость, радость, вино... - он отзывается хорошо, а через 10 стихов - плохо).
кстати, это можно связать и с тем, что в иудаизме нет монашества. Как сказала Ханна, мать пророка Самуила, когда не могла забеременеть: "Бог, ты дал мне груди, но мне некого ими выкормить. Дай мне сына и я выкормлю его" (цитата очень неточная, пардон, но смысл такой). Если у нас есть тело, значит оно нам нужно для того, чтобы выполнять свое предназначение в мире.
Эхомама
ЦИТАТА
Но, представьте себе мужчину, который каждый раз, когда видит женщину, чувствует сильнейшее желание.
По-вашему, нужно ему ОТСЕЧЬ все "половые признаки" ?

Он грешит против десятой заповеди. И Вы опять намеренно смешиваете явления материальные и нематериальные. Отсечь надо не половые признаки, а греховные помыслы.
Эхомама
Копирую сюда свои же посты:

ЦИТАТА (Анна Миняева @ 10 июн 2005, 12:54)
ЦИТАТА
У дурного побуждения очень важная функция - благодаря его существованию у человека появляется СВОБОДА ВЫБОРА. Другими словами, если бы у нас было лишь доброе побуждение, мы бы не заслуживали бы награды, т.к. у нас не было другого ВЫБОРА.

Об этом и речь: как направить ДУРНОЕ побуждение в доброе русло???
Мы пытаемся доказать, что это невозможно. Но возможно ОТСЕЧЬ дурное побуждение.
*



ЦИТАТА (Анна Миняева @ 10 июн 2005, 13:20)
ЦИТАТА
После греха его, по мнению некоторых мудрецов, он внес в себя добро и зло, то есть перестал оценивать их объективно. С этого момента ему нужно Божественное провидение и Его мораль, чтобы поступать хорошо, а не дурно.

Все так, никаких оснований для спора.
ЦИТАТА
Бесстрашный человек может стать прекрасным командиром, а может - хладнокровный убийцей. Эстет и гурман может стать прекрасным художником или поваром или виноделием, а может - пустым сластолюбцем. Одни и те же качества необходимы для преступников и полицейских. Одии и те же - для хирургов, мясников и палачей. Человек может быть страстно и нежно любящим мужем и производить на свет прекрасных детей ( а что может быть лучше ?) ТОЙ ЖЕ СИЛОЙ которой он может впасть в самые страшные грехи.

Если, говоря о добрых и худых наклонностях, Ариэль имел в виду способности, то тут у нас не будет расхождения. Мы называем это талантами, дарованиями.
Но я поняла его так, что он говорит о страстях (это слово не раз употреблялось). Если у человека есть страсть к развлечениям? К чрезмерному употреблению вина? К сплетням? К разврату? К страте денег (даже болезнь такая появилась "шоппинг")? Как направить эти и подобные страсти к благой цели?
*

Эхомама
ЦИТАТА (Динка прощается с детством @ 10 июн 2005, 17:34)
ЦИТАТА
Об этом и речь: как направить ДУРНОЕ побуждение в доброе русло???
Мы пытаемся доказать, что это невозможно. Но возможно ОТСЕЧЬ дурное побуждение.

Я думаю что в тех примерах которые я привела это достаточно ясно. Например, сексуальное начало человека может давать жизнь и увеличивать любовь в семье, а может, конечно, превратить человека в распущенное животное. Азарт можно направить в спорт. От болезненной любви к деньгам в иудаизме существует прекрасное лекарство: десятина, и другие заповеди поддержки бедных (например, нельзя поднимать колоски на поле, их поднимут бедные. Если забыли в поле сноп, нельзя забирать его. Когда жнут , оставляют край поля несжатым, чтобы бедные могли собрать часть пшеницы). Любую другую "пагубную страсть" можно направить в русло креативности, делать что-то, дерзать, изобретать...
Есть притча в Талмуде, которая рассказывает о том, что после разрушения Соломонова Храма во всем мире отменили "ецер ара", то есть дурное начало (вроде как по просьбе мученика). Через какое-то время один человек заболел и искали яйцо чтобы поддержать его силы. И не нашли. Это то, что происходит, если отсечь дурное начало... человек, мир лишается сил.

Ну что же...
Динка, я думаю, что подход к этой проблеме иудаизма мне понятен.
Причем в твоем изложении нет противоречий, которые (намеренно или нет) допускает Ариэль.
Подход целостный, философский, но нам, христианам, он не близок.
Думаю, что тут нечего больше обсуждать.
Latinique
Относительно тела и телесности в христианстве не все так просто. (С иудаизмом я знакома плохо, спасибо Динке и Ариэлю, очень интересно :4u: ).
Дело в том, что христианство базируется на идее вочеловечившегося Бога, соответственно, Бог освящает человеческую плоть этим фактом и она перестает быть греховной, хотя и не отменяется первородный грех. Однако позднейшее христианство, с Августина начиная, плоть низвергает обратно, в сферу греха, отсюда главная задача человека бороться с тремя врагами: телом, миром и сатаной.
Гораздо более красиво и подробно об этом можно прочитать у И. Мейендорфа или Н. Лосского
ariely
ЦИТАТА (Анна Миняева)
Если, говоря о добрых и худых наклонностях, Ариэль имел в виду способности, то тут у нас не будет расхождения. Мы называем это талантами, дарованиями.
Но я поняла его так, что он говорит о страстях (это слово не раз употреблялось). Если у человека есть страсть к развлечениям? К чрезмерному употреблению вина? К сплетням? К разврату? К страте денег (даже болезнь такая появилась "шоппинг")? Как направить эти и подобные страсти к благой цели?

ЦИТАТА (Анна Миняева)
Динка, я думаю, что подход к этой проблеме иудаизма мне понятен.
Причем в твоем изложении нет противоречий, которые (намеренно или нет) допускает Ариэль.

Но ведь и Динка, которая прощается с детством говорит о страстях :4u: :
ЦИТАТА
Любую другую "пагубную страсть" можно направить в русло креативности, делать что-то, дерзать, изобретать...

Я пока не понял, в чем для вас разница между СТРАСТЯМИ и НАКЛОННОСТЯМИ? Я имею в виду НЕ то, что это одно и то же, а то, что в принципе и то и другое НЕ МЫ.

Странно, что никто не возразил мне на мое сравнение Души и Тела с "космонавтом".
Придется пойти еще дальше :p .

Я УТВЕРЖДАЮ, что:
Я - НЕ мое ТЕЛО
Я - НЕ мой УМ и МЫСЛИ
Я - НЕ мои ЧУВСТВА, ЭМОЦИИ и ЖЕЛАНИЯ
и, наконец,
Я - НЕ моя ЛИЧНОСТЬ (ХАРАКТЕР, НАКЛОННОСТИ и т.д.)


Обсудим ?! :p
хрупкое равновесие
ЦИТАТА
- Страсть, душевный порыв к чему, нравственая жажда, жаданье, алчба, безотчетное влеченье, необузданное, неразумное хотенье. В животном страсти слиты в одно с рассудком, образуя побудку, а потому в страстях животного всегда есть мера; страсти человека, напротив, отделены от разумного начала, подчинены ему, но вечно с ним враждуют и никакой меры не знают. Всякая страсть слепа и безумна, она не видит и не рассуждает. Человек в страсти пуще зверя. Страсть к игре. Скупость легко обращается в страсть. Нет страсти неистовее безумной любви, но и она гаснет со временем; напротив, властолюбие, обратившись в страсть, растет с годами. Любовь и ненависть противоположные страсти. Его обуяла несчастная страсть. В нем есть страстишка к картежи. Страстный, ко страсти относящийся; обуянный страстью; кто, по нраву, часто и горячо увлекается, кем владеют чувства, а не рассудок. Страстный охотник, - игрок; - поклонник, влюбленный. - суд, судья, пристрастный и неправедный. Страстно любить; - судить. Страстная неделя, последняя неделя великого поста, перед светлою, посвященная памяти страстей, страданий Господних. -служба, - евангелие. Страстница, страстная седмица, неделя. Страстник, -ница, кто страстит, стращает, пугает, грозит. Полно детей страстить, экая страстница какая! Страстник, -ница, церк. распутный, развратный человек, предавшийся страстям; необузданный, порабощенный страстями. Страстовать, быть в страсти, в страстном духе, в неистовстве, в исступлении. Страстование стар. сост. по глаг. -ватель, -ница, кто в страстном состоянии. Страстность, состоянье страстного. Он увлекается своею страстностью. Малокровное сложенье человека располагает ко страстности. Страстолюбие, предание самого себя на волю страстей своих, похотей. Страстоносец; -сица, -терпец, -пица, церк. мученик. -положник церк. подвигоположник. -убийственый, что убивает и мертвит, порабощает страсти. Оживи окаянное сердце мое постом страстоубийственым, Триод. постн. Страстоубийца был еси воздержанием многим. -цвет м. кавалерник, растен. Passiflora.


В моем представлении, страсть - это как раз то, что в нашем сознании загораживает Бога, не важно к чему эта страсть.
ariely
ЦИТАТА (Потягушка @ 14 июн 2005, 13:47)
В моем представлении, страсть - это как раз то, что в нашем сознании загораживает Бога, не важно к  чему эта страсть.

Для яркого образа возьмем, к примеру, паровой котел.
Мы имеем котел с кипящей в нем водой. Чтобы воду охладить от нас потребуется такое количество холодной воды. Самый легкий способ "решить" проблему - это закрыть крышку. Снаружи при этом создается видимость покоя.
НО. Покой этот временный и рано или поздно котел взорвется со всеми вытекающими из этого последствиями...

Другой вариант - это приделать наш котел к какому-нибудь механизму и мы получим паровой двигатель.

Я считаю, что страсть - это ОЧЕНЬ сильное желание. Если страсть подавлять - это не приведет ни к чему хорошему.
Прежде всего, если страсть можно удовлетворить РАЗРЕШЕННЫМ способом - наш долг это сделать. Кроме этого, на мой взгляд, ЛЮБУЮ страсть можно и нужно использовать в "мирных" целях.

А вообще, вот цитата из молитвы одного из праведников, раби Авраама-малаха:
Г-споди, дай мне силы изменить то, что я могу изменить.
Г-споди, дай мне терпимости смириться с тем, что не в моих силах изменить.
Г-споди, дай мне мудрость, чтобы отличить одно от другого.


К вопросу, загораживает ли страсть Б-га или нет - я считаю, что если человек будет постоянно заниматься подавлением своих страстей, которые возникают у нас на каждом шагу - у него ДЕЙСТВИТЕЛЬНО не останется времени на Б-га.

Вся трудность нашего мира заключается в том, что абсолютно ВСЕ в нем загораживает Б-га. На иврите мир - олам происходит от неэлам - исчезать. Мудрецы объясняют, что Творец сотворил наш мир (олам) и в ту же минуту как бы исчез (неэлам), сокрылся за спиной сотворенного.
Эхомама
ЦИТАТА
Я считаю, что страсть - это ОЧЕНЬ сильное желание. Если страсть подавлять - это не приведет ни к чему хорошему.

В православной традиции все иначе.
Слово страсть имеет совершенно определенный отрицательный смысл.

Святые отцы о борьбе со страстями

Святой Исаак Сирин говорит: “Как дети не рождаются без матери, так страсти не рождаются без парения мысли, и совершение греха не бывает без собеседования со страстями”. Страсти же эти могут так обладать человеком, что зло проявляется в делах, словах и сердечных помышлениях, и тогда уже все существо порабощается закону греховному, о котором пишет апостол Павел: “Но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих” (Рим. 7, 23).

Страсти, как порождение греха, коренятся либо в естестве человека, как, например, чревоугодие, блуд, либо в духовной его природе, как сребролюбие, гордость. В человеке обычно преобладает одна какая-либо особенно пагубная страсть, которая уже порождает другие. Из этих пагубных страстей отцы выделяют восемь главных: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость, о которых они и преподают подробное учение
Святые отцы пишут, что есть три вещи, около которых кружатся все человеческие желания и утехи, то есть яства, деньги и слава, которыми сатана всегда и ввергает людей в бездну погибели. Поэтому победивший страсти сластолюбия, сребролюбия и славолюбия, низлагает и побеждает затем все виды страстей.
Невозможно перечислить всех козней диавола, ведущего постоянную брань с человеком. Демоны не знают расположения наших сердец, но из слов, какие мы произносим в разговорах, из действий внешнего человека при злословии, вставании, сидении, поступи, взоре усматривают, “льстивным весь день поучахуся” (Пс. 37, 13), наше внутреннее устроение, чтобы во время молитвы омрачить наш ум злыми помыслами, соответствующими расположению страсти.
Даже и то, приняты ли и как приняты внушаемые ими помыслы, бесы узнают не из самой души, а из внешних действий.
Авва Евагрий пишет, что бесы различаются по степени зла и силы, выполняя различные служения. Так, “одни из них услаждаются нечистыми и срамными похотьми, иные любят богохульство, иные - гнев и ярость, иные утешаются печалью, иные - тщеславием и гордостью, и каждый ту страсть в сердца человеческие всевает, какой сам особенно услаждается; но не все вместе возбуждают свои страсти, а попеременно, смотря по тому, как требует время, место и приемлемость искушаемого”. В духовной, невидимой брани “на новоначальных и немощных нападать пускаются слабейшие духи, а когда эти побеждены будут, тогда посылаются сильнейшие”, по мере умножения духовных сил.
Подвигоположник Христос-Бог уравнивает силы борющихся и укрощает свирепую ярость злых духов, которые без попущения Божия не могут искушать людей, что видно из жизни Иова. Даже войти в свиное стадо бесы сами не властны (Мф. 8, 29-32; Мк. 5, 9-13; Лк. 8, 30-33), тем более в человека, носящего образ Божий.
Но если нечистые духи, завладев умом человека, лишают его страха Божия, Божией памяти, молитвы и духовного поучения, то благодать отступает. Человек же, преданный страстям и похотям, становится жилищем бесов и рабом греха, как возвещает Писание: “Им же бо кто побежден бывает, сему и работен есть” (2 Пет. 2, 19).

Ложь, лукавство
Ложь есть уничтожение любви, а клятвопреступление - отречение от Бога (прп. Иоанн Лествичник).
Ложь словом бывает либо от слас знает душевное расположение каждого и силу, стремления и дарования, телосложение и способности (авва Дорофей и прп. Иоанн Лествичник).
Кто судит и осуждает, тот то же самое после натворит (прп. Амвросий Оптинский).
Не суди и не уничижай никого - от этого изнемогает сердце и ослепляется ум, является нерадение и сердечное нечувствие.
За осуждение ближнего попускается мысленная брань от лукавого.
Если в беседе уклоняешься в осуждение, перемени разговор на полезную беседу (свт. Иоанн Златоуст).


Оклеветание
Оклеветали, а не виноват - потерпи, и это будет вместо эпитимии за грехи. Тогда клевета будет милость Божия (свт. Феофан Затворник).
В Писании сказано, что если кто ударит тебя в десную ланиту, обрати к нему и другую. В десную ланиту на самом деле ударить неудобно. Если кто на тебя будет клеветать или безвинно чем-либо досаждать, это означает ударение в десную ланиту. Не ропщи, а переноси удар этот терпеливо, подставив при этом левую ланиту, то есть вспомнив свои неправые дела (прп. Амвросий Оптинский).

Любодеяние
Где смех, там дерзость и блуд.
Восстание плоти - от нерадения; когда начинаешь судить и осуждать других, и враги искушают (прпп. Варсонофий Великий и Иоанн).
Блудники и беззаконники осмеивают целомудренных и добродетельных и стараются свой порок, как моровую язву, передать другим и сделать многих подобными себе, чтобы избежать поношения, когда пороки будут общими (свт. Василий Великий).
Множится блудная страсть: спанием вдоволь, вкушением до сытости, смехотворным празднословием, украшением тела. Если борет тебя блуд, перетруждай себя непрестанно бдением, алчбой и жаждой, и смиряйся пред всеми (авва Исаия Отшельник).

Уныние
В борьбе с унынием даруется самый большой венец.
Бес уныния расслаблением и сном уготовляет путь бесу блуда (прп. Иоанн Лествичник).
Уныние - от тщеславия и от диавола. Уныние бывает от тщеславия, когда не по-нашему делается, другие толкуют о нас не так, как бы нам хотелось, а также от непосильного рвения - трудов, понуждения (прп. Амвросий Оптинский).
Если ты молишь Бога, чтоб Он освободил тебя от угнетающей тебя греховной брани, и пребываешь неуслышан Богом, то не впади от этого в печаль. Лучше тебя знает Бог полезное тебе. Молясь Богу во время брани, не скажи: “Освободи меня от того-то, или даруй мне то-то”. Говори в молитве твоей так: “Господи Иисусе Христе! Помоги мне, не допусти меня, заблудшего, пребывать в грехе моем; не допусти меня последовать воле моей; не допусти грехам моим погубить меня; умилосердись над созданием Твоим. Я немощен: не презри меня! “К Тебе прибегох”: не оставь меня; “Исцели душу мою, яко согреших Ти. Пред Тобою вси стужающии ми”, и нет мне, Господь мой, иного прибежища, кроме Тебя. Господи! Спаси меня по великой милости Твоей: “Да постыдятся и посрамятся вси возстающии против меня, ищущии душу мою, изъятию” (Пс. 39, 15). Господи! Все возможно Тебе, и Тобою славим Бога-Отца и Бога-Святаго Духа во веки”. Тогда совесть твоя скажет таинственно сердцу, по какой причине Бог не внимает прошению твоему. От тебя уже зависит не пренебречь внушением совести и исполнить то, что она предлагает исполнить. Ведай, что Бог не внимает молитве только такого человека, который сам оказывает преслушание Богу. Бог близок к каждому человеку, но исполне ние нами пожеланий наших, противных Его воле, не допускает Его услышать нас. Не попусти самообольщению обмануть тебя! Как земля не может принести плода сама собою, не будучи засеяна и орошена водою, так и человек не может принести духовного плода без “злострадания”, производимого подвижническою жизнию, и без “смиренномудрия” (Слово 4-е. Свт. Иоанн Златоуст).

Чревообъядение
Если кто приятную пищу долго удерживает во рту, наслаждаясь приятным вкусом, не решаясь проглотить ее, то это уже - гортанобесие (лемаргия). А кто ест много, хотя и любую пищу, наполняя чрево, тот чревоугодие совершает (гастримаргия - чревобесие) (авва Дорофей и прп. Иоанн Лествичник).
Кто нарушает пост среды и пятка, тот почитается причастным Иуде, который предал Христа (Древние иноческие уставы).
Чревоугодие бывает трех видов: раноядение, услаждение от многого вкушения (до пресыщения), желание лакомой и дорогой пищи (прп. Иоанн Кассиан).
От чревоугодия рождается мятеж помыслов, от многословия и бесчинных бесед - бессмыслие и омрачение ума (прп. Исаак Сирин).
Кто служит своему чреву и между тем хочет победить дух блуда, тот подобен угашающему пожар маслом.
Любящие вино никогда не сподобятся духовных дарований (свт. Игнатий Брянчанинов).

Сребролюбие
Корень всех зол есть и именуется сребролюбие, ибо от него - ненависть, татьбы, зависти, разлучения, вражды, смятения, памятозлобие, жестокосердие, убийство.
Сребролюбие есть поклонение идолам, дверь неверия.
Начало сребролюбия - намерение подавать милостыню, а конец его - ненависть к бедным. Пока не начнет собирать - бывает милостив, а явились деньги - и руки сжал.
Корень всех зол - сребролюбие - ближе богатым.
Богатство и сребролюбие - чудовище, пожирающее душу, ибо ни один сребролюбец никогда не был человеколюбивым, а кто не человеколюбив, тот не любит Христа.
Должно быть милостивым и щедрым. Кто не таков, тот осуждается. Нужно различать истинно нуждающихся от просящих по любостяжательности, ибо кто дает угнетенному бедностью, тот дает Господу, а кто осуждает всякого мимо-ходящего, тот бросает псу, который докучает своей безотвязностью (свт. Василий Великий).

Тщеславие
Тщеславие - конь гордыни. Конец тщеславия - начало гордыни.
Боязнь есть порождение тщеславия. Все боязливые тщеславны.
Иногда демон тщеславия одному брату влагает помыслы, а другому открывает их, и последнего настраивает сказать первому, что у него на сердце, и потому ублажает его, как провидца (прп. Иоанн Лествичник).
Горе нам, что, смердя делами, радуемся похвалам человеческим (авва Исаия Отшельник).
Тщеславие приражается и к уму самым тонким злом, ибо эта страсть многосложна, разновидна и в одежде, и в виде, походке, голосе, деле, бдении, посте, молитве, уединении, чтении, знании, молчании, послушании, смирении (прп. Иоанн Кассиан).

Неверие
Неверие происходит от порочной жизни и тщеславия (свт. Иоанн Златоуст).
Не переносить бесчестия есть дело неверия. Иисус сделался Человеком и перенес бесчестия: неужели ты больше Иисуса? (свт. Игнатий Брянчанинов).
Лучше один, знающий Бога и знаемый Богом, чем мириады неверных (прп. Симеон Новый Богослов).
Неверие не допускает и отгоняет Божественного Духа. Кто не верит, тот и не просит, непросящий не воспринимает, а кто не воспринял Духа Святого, тот мертв (прп. Симеон Новый Богослов).
Слыхали ли вы про индульгенции папы Римского? Вот это и есть льготы и поблажки, какие он дает наперекор закону Христову. И что же? От них развратился в вере и жизни весь Запад. И теперь гниет в неверии и вольности жизни со своими индульгенциями. Папа изменил многие догматы, все таинства перепортил, расслабил правила церковного руководства и исправления нравов, и все пошло не по намерению Господа - хуже и хуже.
В Риме все продается... Папой Иоанном XXII установлен тариф и папой Львом Х в 1514 г. обнародован (было 40 изданий тарифа; последний - в 1820 г.).
Глава 16 (параграф 9). “Если один убьет многих - заплатит за прощение 131 лиру 14 сольдо”.
Глава 18 (параграф 3). “Желающий заблаговременно запастись прощением за всякое случайное убийство, которое он может сделать в будущем, платит 168 лир 15 сольдо”.
Глава 22. “За убийство отца или матери, или сестры следует уплатить для прощения 17 лир 17 сольдо 6 динарий”.
Глава 25 (параграф 1). “Женщина, принявшая снадобья с целью умертвить плод во чреве, и отец, приготовивший его, платят каждый по 17 лир 14 сольдо” (свт. Феофан Затворник).


Зависть
С неискренними людьми и завистливыми больше говори: “не знаю”, “не знаю, как вам сказать”, “я не вслушался, хорошо не понял”, “это не по моей части, это выше меня, я в подобные дела не вхожу”, удвой шаги и избегай встречи (прп. Амвросий Оптинский).

Празднословие
Многоглаголание есть седалище тщеславия.
Многоглаголание рождается или от худого образа жизни, или от беспорядочного навыка, а в подвижниках - от тщеславия, иногда от чревоугодия.
Порождения многоглаголания и остроглаголания - ложь.
Первым исчадием многоглаголания бывает уныние.
Кто познал свои прегрешения, тот сдерживает свой язык.
Избегай многословия, извиняясь делами.
Не расслабляй себя беседами, ибо они не допускают тебя преуспевать о Боге (авва Дорофей и прп. Иоанн Лествичник).
Не спорь ни о чем. Многословие рождает уныние (разленение) и умоисступление. Не люби леность (авва Исаия Отшельник).

Ересь
Великое бедствие - уклониться от учения Церкви, от учения Святого Духа каким-либо умствованием (свт. Игнатий Брянчанинов).
С писаниями неверов лучше не знакомиться, даже через опровержение их, мы уже причитались (богословы), и то бывает досадно. Дурные еретические книги можно в печку (свт. Феофан Затворник).
Еретики были и будут, ибо диавол всегда примешивает ложь к истине (свт. Иоанн Златоуст).

Много козней строят демоны в своей борьбе с христианами. Святой Исаак Сирин, хорошо изучивший невидимую брань, даже указывает способы, какими демоны ведут борьбу. Так, на ленивых и малодушных демон в начале их добродетельной жизни воздвигает сильнейшие искушения, чтобы устрашить их трудностью подвига спасения и лишить венца. Второй прием у диавола заключается в том, что он на божественных не нападает до тех пор, пока не заметит, что подвижник начинает охладевать в ревности. Тогда уже при холодности сердца нещадно устремляется на брань. Также много старается сатана отгонять от человека Ангела Хранителя путем внушения помыслов гордыни, будто бы он сам своей силой хранит себя от противника и убийцы, тогда отходит Божия помощь, и он попадает в руки врага. Еще сатана борет помыслами мечтаний о женщинах и сокровищах земных. Во всех искушениях святые отцы учат всегда со смирением обращаться к Богу, надеяться и ждать помощи от Него.
Вообще же, “кто хочет испытывать злобных демонов и приобрести навык к распознанию их козней, пусть наблюдает за помыслами и замечает, на чем настаивают они и в чем послабляют, при каком стечении обстоятельств и в какое время какой из них особенно действует, какой за каким следует и какой с каким не сходится, и ищет у Христа Господа разрешения всему этому. Демоны очень злятся на тех, которые деятельно проходят добродетели со знанием дела, желая “состреляти во мраце правые сердцем” (Пс. 10, 2)” (авва Евагрий).

источник
хрупкое равновесие
ariely,
в другой теме уже была речь об этом, и вроде бы с обоих сторон было сказано, что мы можем управлять своими мыслями и страстями, например мы можем запретить себе какие-либо мысли, об этом еще кажется Gala говорила. Так именно и следует поступать со страстями, не развивать их, не давать им питания, тоже самое, что не давать огню кислорода. Он не загорится сильнее, а потухнет. Такая аналогия для нас вернее, чем пар в котле.
ariely
Я хочу привести отрывок из книги "Совершенная Мера" (Эвен Шлема). Гл. 4, которую написал Виленский Гаон:

Осадок сохраняет вино, когда тихо покоится внизу. Но если осадок поднимается наверх, вино невозможно пить. Подобно этому, ецер а-Ра (дурное побуждение) в человеке, когда он подчинен ецер а-Тов (хорошему побуждению), полезен для заселения мира. Но когда он поднимается наверх - портит все.

Два сосуда в сердце - один полон крови, и на нем пребывает ецер а-Ра, а другой закрыт воздухом. И когда оба они приходят к одному мнению, от них распространяются все хорошие качества - интеллектуальные и практические. Основная часть служения [совершается] с помощью ецер а-Ра .
Динка прощается с детством
Анна Миняева,
а не описывает ли это все некий идеал, достичь который у человека нет никаких шансов? Например:

ЦИТАТА
Чревоугодие бывает трех видов: раноядение, услаждение от многого вкушения (до пресыщения), желание лакомой и дорогой пищи (прп. Иоанн Кассиан).


Дело в том, что иудаизм - Торат Хаим, то бишь Учение Жизни. Сказано нашими мудрецами, что нельзя установить планку выше, чем общество (то есть большинство людей) может дойти. Например, в иудаизме вкусно есть, пить вино (в меру) и веселиться - это ЗАПОВЕДЬ в праздники, например, или в Субботу, а не ГРЕХ. Сказано, что если ты покупаешь дорогие и особенные явства в честь Субботы, то ты не обеднеешь от этого, Бог тебе вернет. В праздник Пурим нам заповедовано пить много вина и даже опъянеть. Древние пророки должны были постоянно пребывать в РАДОСТИ, поэтому ожидая пророчество они много пели и играли на муз. инструментах, и не постились, а нормально питались (см. Маймонид, 13 основ веры), иначе они не могли бы получить пророчество (во время пророчества человек, конечно, не способен есть или пить). А по тому, что ты привела, получается что идеал христианства это некая полная безжизненность, так сказать, почти смерть при жизни - ведь после смерти все мы будем жить только духом, не будем есть, не будем хотеть любви, все наши помыслы будут только изучение святого и молитва . Но для этого ли дана нам жизнь здесь, на земле? :???:
хрупкое равновесие
Динка прощается с детством,
ну если ты почитаешь то, что Анна Миняева писала в теме про 10 Заповедей, то там очень даже понятно написано, что в Праздники у нас даже за грех считается поститься и не кушать в удовольствие. :beer:
Но ведь грех чревоугодия никто не отменял? :cool:
ariely
ЦИТАТА (Потягушка @ 14 июн 2005, 22:24)
Но ведь грех чревоугодия никто не отменял?  :cool:

У нас с этим просто - мы этот грех не вводили в употребление. :p
Динка прощается с детством
Ариэль :D :beer:
хрупкое равновесие
ariely,
wow :O:
очень интересно.
у нас разное понятие о смертных грехах?
ariely
ЦИТАТА (Потягушка @ 15 июн 2005, 09:56)
ariely,
wow  :O:
очень интересно.
у нас разное понятие о смертных грехах?

В том-то все и дело.

Согласно христианству есть 7 ПОРОКОВ. Я понимаю, что вы их и называете СТРАСТЯМИ.

Но я ведь уже цитировал РаМБаМа:

Так сказали мудрецы: зависть, вожделение и почести сживают человека со свету.

Человек может сказать: «Если зависть, сладострастие, честолюбие и тому подобное являются плохим путем и сживают человека со света – отделюсь от них максимально и отдалюсь к противоположной крайности». И не будет он есть мясо, пить вино, жениться, жить в красивой квартире, одеваться в красивые одежды, а будет одеваться в мешковину и в грубую шерсть и тому подобное, как, например, служители идолопоклоннических культов – также и это плохой путь, и запрещено по нему идти. А идущий по этому пути называется грешником...
хрупкое равновесие
Как вы называете нарушение Заповеди? У нас именно это и называется грехом. А у вас?
ariely
ЦИТАТА (Потягушка @ 15 июн 2005, 10:33)
Как вы называете нарушение Заповеди? У нас именно это и называется грехом. А у вас?

Например из этого места в Торе мы видим, что существуют различные "грехи":

И ВОЗЛОЖИТ ААРОН ОБЕ РУКИ СВОИ НА ГОЛОВУ КОЗЛА ЖИВОГО, И ИСПОВЕДАЕТСЯ НАД НИМ ВО ВСЕХ ПРОВИННОСТЯХ СЫНОВ ИСРАЭЛЯ И ВО ВСЕХ ИХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ, ЧТО ДО ВСЕХ ИХ ГРЕХОВ (неумышленных), И ВОЗЛОЖИТ ИХ НА ГОЛОВУ КОЗЛА, И ОТОШЛЕТ ЕГО С ЧЕЛОВЕКОМ НАРОЧНЫМ. (Вайикра (Левит) 16:21)

грех (иврит: хет) - буквально "промах". Означает проступок, совершенный по причине слабости, неумения противостоять дурному желанию.

провинность (иврит: авон) - буквально "искривление пути". Умышленное отклонение от законов Всевышнего. В отличие от жертвоприношений, приносимых в другие дни года, жертвы, которые приносили в Йом-Кипур, были предназначены для очищения человека даже от тех грехов, которые были совершены им умышленно.

преступление (иврит: пеша). Если авон - преднамеренное действие, совершенное потому, что человек считает свои принципы более правильными, чем законы Торы, то пеша означает "открытый бунт".
ariely
Потягушка,
кажется именно тебе вчера не нравилось когда к словам придираются :angry: :hi:
Исправлю на "проступок"
Эхомама
ЦИТАТА
Согласно христианству есть 7 ПОРОКОВ

Откуда Вы это взяли? Полагаю, что их существует гораздо больше.
ЦИТАТА
Я понимаю, что вы их и называете СТРАСТЯМИ

Так и есть ;)
хрупкое равновесие
ariely,
это ж я любя :cool: любя придираться :D :D :D

в смысле по-доброму :4u:
ariely
ЦИТАТА (Анна Миняева @ 15 июн 2005, 11:47)
ЦИТАТА
Я понимаю, что вы их и называете СТРАСТЯМИ

Так и есть ;)

ОК. Я объясню мою точку зрения.

Продолжу аналогию с котлом:
Я считаю, что этот самый котел может доставить массу неприятностей:
Кто-то из-за его жара, потом простудится
у кого-то аллергия на пар
у кого-то от повышенной влажности кружится голова
и так далее

Так эти самые пороки - лишь отрицательное СЛЕДСТВИЕ неверного использования нашего "котла". И здесь я с вами не спорю - эти эффекты нам ни к чему.

НО. :HET:
Потягушка предлагает выключить огонь под котлом, т.е. отказаться от парового двигателя из-за его ВОЗМОЖНЫХ отрицательных эффектов и с ЭТИМ я НЕ СОГЛАСЕН.

» Дописано позже
ЦИТАТА (Потягушка @ 15 июн 2005, 12:03)
ariely,
это ж я любя  :cool: любя придираться  :D   :D   :D

в смысле по-доброму  :4u:

:4u: Смотри, мне жена не разрешит на этом форуме появляться... :cry:
Динка прощается с детством
К чему в христианстве относится понятие "смертный грех"? Почему именно смертный?
хрупкое равновесие
ariely,
разница тут вот в чем: для нас даже помыслы дурные - грех, а для вас - только поступок, поэтому
для вас только СЛЕДСТВИЯ дурные(-зло), а для нас И ПОМЫСЛЫ. :fingal:

А еще есть разница между направлением своей энергии (то, о чем ты, как мне кажется, постоянно говоришь, и то, что в общем-то не имеет нравственной окраски) и направлением помыслов. Если пар-энергия прет через край, то избегая дурных помыслов, а руководствуясь добрыми, ее нужно напрвлять в доброе русло. В общем сублимация :cool:

Динка прощается с детством,
это такой дискуссионный момент, что лучше в него не углубляться.. :4u:
Esfir
Экзистенциализмом балуетесь? :)
Христианство породило СТОЛЬКО невротиков и попросту психов, что психотерапевты за голову хватаются. А все из-за дурацкого отречения от тела. Человек - это тело+душа(психика)+бессмертный дух. Если подавлять что-то одно из трех (любое!) организм становится разбалансированным, как машина без колеса, и летит в кювет на первой же кочки.
Вы уж простите за резкость, но наболело.
ariely
Esfir,
зря вы так :4u: , у нас тут вполне дружеская беседа.

Пользуясь случаем, у меня к вам, как к специалисту, вопрос:
Что есть наше ИСТИННОЕ Я.
Latinique
ИМХО, проще надо к этому всему относиться. Перфекционизм, свойственный христианам в борьбе с плотью, весьма редко дает положительный результат, заканчиваясь чаще, как справедливо было замечено, неврозом.
Ориентируясь на наставления Святых Отцов, мы рискуем полностью отрезать себя от жизни, от реальности, да и от самих себя. Знаю, что говорю: у меня была невероятно религиозная мама, у которой было огромное количество столь же религиозных знакомых.
Борьба с проявлениями плоти в христианстве начинается с апостола Павла, который в этом вопросе был вполне себе радикален. Кстати, тоже, возможно, невротик. (Я ничего плохого про него сказать не хочу. Просто, такое впечателние складывается у многих людей при прочтении его посланий, порой довольно экзальтированных). Интересно, что апостол Петр явно недолюбливал Павла, называя его речи "неудобовразумительными".
Возвращаясь к христианству: следует вспомнить о том, что Христос, вочеловечившись, освятил собой плоть и, соответсвенно, ее проявления.
Latinique
Динка прощается с детством,
а "смертный" грех потому, что подразумеваются три вида смерти: смерть физическая (ерунда, не страшно, если правильно себя вести)
смерть во грехе (иногда даже используется определение "смерть души"), -это уже серьезнее, но можно покаяться
и смерть окончательная - то есть ад после Страшного Суда. Вот это уже все, капец.
Динка прощается с детством
ЦИТАТА
смерть физическая (ерунда, не страшно, если правильно себя вести)

:D :D :D just love it
ariely
ЦИТАТА (Latinique @ 16 июн 2005, 22:08)
смерть физическая (ерунда, не страшно, если правильно себя вести)

:thumbup: Ерунда смотря для кого...
Тем кто остается - как раз не ерунда :hi:
ЦИТАТА (Latinique @ 16 июн 2005, 22:08)
смерть во грехе (иногда даже используется определение "смерть души"), - это уже серьезнее, но можно покаяться

В Торе называется "карэт" - "отрезание" души
ЦИТАТА (Latinique @ 16 июн 2005, 22:08)
и смерть окончательная - то есть ад после Страшного Суда. Вот это уже все, капец.

Ну, для этого нужно быть АБСОЛЮТНЫМ МЕРЗАВЦЕМ :angry:
хрупкое равновесие
Latinique,
вообще не очень верно и не очень понятно.. как я уже сказала, вопрос о смертном грехе вообще спорный! :war:
ЦИТАТА
смерть окончательная - ад после Страшного Суда

какой еще ад после Страшного Суда?
понятие ада это как раз понятие о том, где находится душа после смерти, но до Страшного Суда....по крайней мере это православный подход. :shuffle:

» Дописано позже
ЦИТАТА
Христос, вочеловечившись, освятил собой плоть и, соответсвенно, ее проявления

этого никто не забывает, однако все еще помнят о том, что Он был безгрешен, не смотря на "проявления" или вопреки им...
Latinique
Потягушка,
относительно смертного греха я озвучила не свое мнение, а бытовавшее у Св. Отцов, с Августина начиная.

ЦИТАТА
какой еще ад после Страшного Суда?
понятие ада это как раз понятие о том, где находится душа после смерти, но до Страшного Суда....по крайней мере это православный подход.

аааа, неееет... как раз до Страшного Суда души находятся в "зале ожидания", а после одним либо Новый Иерусалим, свет и песни, а другим...свиной хрящик. Опять же, "вечные" муки - это после Страшного Суда, потому как навсегда. И у православных, и у католиков. У католиков еще до Суда чистилище примешивается, у нас этот элемент в опосредованной форме тоже присутствует - мытарства. А после Суда - два варианта развития событий. Навеки.
хрупкое равновесие
Latinique,
ад - это и есть "зал ожидания" после мытарств..
ariely
Потягушка,
Latinique,
зачем же ссориться? :4u:
тем более по такой несерьезной теме.
Ну какая кому разница КАК в точности все будет выглядеть :???: ?

У нас так ад вообще отсутствует как понятие и в Торе НИЧЕГО про него не говорится.

Одно можно сказать с уверенностью - все получат то, что заслужили и мало никому не покажется.
Latinique
Потягушка,
до Суда - это так, подготовка.

ariely,
да никто не ссорится :4u:
Я вот в ад не верю. В классический вариант с огнем и сковородками. Я верю в ад с poena damni - отсутсвием Света Бога.
Esfir
ariely,
ЦИТАТА
Что есть наше ИСТИННОЕ Я

А это смотря какой концепцией пользоваться :p
ariely
ЦИТАТА (Esfir @ 18 июн 2005, 19:22)
ariely,
ЦИТАТА
Что есть наше ИСТИННОЕ Я

А это смотря какой концепцией пользоваться :p

Вы с творчеством Николая Козлова знакомы?
-vladimir-
Вы сейчас способны определится где находитесь.
Гасподствующая любовь ваша есть определитель после того как, и сдесь сейчас.
Ни кому не удалось так толково описать посмертие как ЭммануЭЛЬ Сведенборг.
О Небесах О мире духов,И об АДЕ.
Esfir
ariely,
Знакома, но не очень люблю.
ariely
ЦИТАТА (Esfir @ 19 июн 2005, 07:01)
ariely,
Знакома, но не очень люблю.

Про любовь - это еще слишком мягко сказанно :angry:

Но я его книжки ценю за пищу для размышлений :thumbup:
Esfir
ariely, :beer:
ariely
Так вот, к вопросу о нашем ИСТИННОМ Я.

Мне кажется, что это довольно забавно - три СОВЕРШЕННО разных источника говорят об этом очень похоже:

Джоанна К. Роулинг - писательница, автор "Гарри Поттера":
В истории выбора колледжа для Гарри: Сортировочная шляпа, оценив его способности, рекомендует ему Слизерин. Гарри же, выбирает Гриффиндор и далее неоднократно сомневается, правильно ли он поступил.
Наконец, уже во втотрой книге, Дамблдор говорит ему: "Наши решения, Гарри, именно они показывают, кем мы являемся в действительности, а вовсе не наши способности".

Другими словами, мы - это наша воля.

Николай Козлов этого буквально не говорит, но это вытекает из его рассуждений.

Еврейские же мистики (например, Кабала) говорят, что наша СУЩНОСТЬ - это "Б-ЖЕСТВЕННАЯ ВОЛЯ", которая является источником Свободы Выбора человека и в этом как раз и заключается наше подобие Образу Б-га.
ariely
Вот и Кьеркегор о том же:
«Представь себе корабль в ту минуту, когда он должен сделать тот или другой решительный поворот; может быть, кормчий корабля и скажет себе: «Я могу сделать то-то или то-то», но лишь плохой кормчий забудет, что корабль продолжает в это время нестись своим обычным ходом, и что поэтому лишь на одно мгновение может быть безразлично, будет ли сделано то или другое. То же самое и с человеком. Если он забудет принять в расчет обычный ход жизни, то наступит наконец минута, когда более и речи быть не может о выборе, не потому, что последний сделан, а потому, что пропущен момент для него, иначе говоря – за человека выбрала сама жизнь, и он потерял себя самого, свое «я»»

Анна,
отношение экзистенциализма к страстям:
Сартр, например, пишет:
«Экзистенциалист не верит во всесилие страсти. Он никогда не станет утверждать, что благородная страсть – это всесокрушающий поток, который неумолимо толкает человека на совершение определенных поступков и поэтому может служить извинением. Он полагает, что человек ответственен за свои страсти»
ksuska
Как говорят Св. Отцы, плоть должна быть подчинена духу. Плоть человека велика, ведь Христос, Истинный Человек, восседает одесеную Бога-Отца в человеческой плоти. Так что, плоть не так уж и плоха. Но вместе с тем, она поражена грехом и потому все время стремится подчинить себе дух. А этого нельзя допустить, поэтому человеку и н. уметь управлять своими страстями, своей плотью. Ведь мы умрем, и наше тело исчезнет (вплоть до Второго Пришествия), а дух бессмертен.
Так что плоть и дух д. быть в гармоничной связи, когда тело подчинено духу.
Но это только идеал.
хрупкое равновесие
ЦИТАТА
Он полагает, что человек ответственен за свои страсти

кто бы спорил! :beer:
ariely
ЦИТАТА (Потягушка @ 20 июн 2005, 09:21)
кто бы спорил!  :beer:

а разве мы спорим? :thumbup:
мы беседуем :shuffle:
ksuska
:beer: точно-точно! В теплой дружеской компании :dance:
ariely
ЦИТАТА (ksuska @ 20 июн 2005, 12:40)
:beer: точно-точно! В теплой дружеской компании :dance:

:4u: :hi:
Для перехода на полную версию с графикой и с возможностью отвечать в темы, пожалуйста, нажмите сюда.