Сайт - Помощь - Поиск - Юзеры
Перейти на полную версию страницы:
Слоговая структура слова
Материнство > Профессия - мама! > Здоровье ребенка > Советы логопеда
логомама
Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или добавление лишних звуков и слогов, значит структура слова воспроизводится неверно.
До трех лет такое явление нормально. Беспокоиться о состоянии речи ребенка не нужно.
Например, ребенок говорит «мицаней» или «милицилинел» вместо милиционер; «игнутыный» или «ингулисний» вместо игрушечный и т. п.

В возрасте 4-5 лет указанные явления являются сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова, и в таком случае ребенку требуется помощь специалиста-логопеда.
Самостоятельно такие нарушения не проходят.

Необходимо проверять, как ребенок произносит слова различной слоговой структуры — со стечением согласных в начале, середине и конце слова, многосложные слова и слова, состоящие из сходных звуков.
Вы можете узнать, нарушена ли слоговая структура слов у вашего малыша, если предложите ему произнести следующие слова ( в правой колонке приведены примеры искажения слоговой структуры слов у детей 4-5 летнего возраста):
регулировщик - анялотик, игулетик
сковородка - кавота, сакавотя
стрекоза - коза, ситазя
табуретка - бутека, тубека
перекресток - пикеся, кипесяк
виноград - билетад, вигана
дверь - дель, дей
Работа по устранению нарушений слоговой структуры проходит ряд этапов и требует значительного времени.

Обычно, нарушение слоговой структуры слов вызвано не сформированным фонематическим слухом. ( тема по диагностике и пошаговая система работы с фонематическим слухом тут: Фонематический слух

( В следующем посте расскажу о системе работы по формированию слоговой структуры. Приведу примеры заданий. Дам ссылки на пособия, которые можно заказать в инете или посмотреть в магазинах :) )
логомама
Что требуется для формирования правильной слоговой структуры слов?

1. Проверить фонематический слух ребенка. ( работать над его развитием)

2. Предлагая ребенку задания (слова для проговаривания) следить за тем, чтобы все звуки были доступны для произношения. ( если не произносит "р" - избегать в отработке слов с этим звуком)

3. Работа строится от простого к сложному. Начинать со стечения гласных (ау, ио...), потом к открытым слогам (па, ма...), двусложным словам ( па-па, ма-ма), словам с закрытыми слогами, со стечениями согласных ( лам-па, сум-ка), к сложным словам ( милиционер), словосочетаниям, предложениям, стихам, рассказам.

4. По началу предлагать ребенку повторять речевой материал отраженно ( произнесли сами - ребенок повторил), после переходить к самостоятельной речи ( называть изображение на картинках, читать стихи, составлять рассказы по картинке, серии картинок)

5. В работе с ребенком произносить слова четко, медленно. Очень хорошо, если вы будете совместно с малышом отхлопывать слоги в словах.

6. Следить за тем, чтобы ребенок знал значение проговариваемых слов.

Такие книги вы можете преобрести для самостоятельного формирования слоговой структуры слов:
http://www.knorus.ru/?page=4&book=135527
http://www.ozon.ru/context/detail/id/3409785/

Удачи вам! :4u:
Если к 5 годам ваш ребенок грубо нарушает слоговую структуру слов советую вам обратиться за помощью к логопеду. :)
Любимый пупсик
А что делать, если ребенок категорически отказывается повторять? Ни "давай поиграем", ни "повторяй за мной" не проходят
логомама
ЦИТАТА (Любимый пупсик)
А что делать, если ребенок категорически отказывается повторять? Ни "давай поиграем", ни "повторяй за мной" не проходят

Если до 4-х лет и ситуация не критическая - пусть отдыхает. А если старше, то уже должен быть адекватен и реагировать - вопрос воспитания. :)
Любимый пупсик
ЦИТАТА (логомама @ 27 авг 2007, 17:41)
А если старше, то уже должен быть адекватен и реагировать - вопрос воспитания.  :)
*


Значит, неволспитанный (4 года 1 мес).
Относится ли к нарушению слоговой структуры такое произношение:
скаваада (сковорода), двей(дверь), игулиовсик (регулировщик), виногвад (виноград) ?
Начал понятно говорить после 3-х лет, до этого было " май-фай-пай" и т. п.
Moonlight
Любимый пупсик, все приведёные вами примеры говорят о нарушении звукопроизношения
логомама
ЦИТАТА (elena06)
Любимый пупсик, все приведёные вами примеры говорят о нарушении звукопроизношения

:beer:
Любимый пупсик
Спасибо.
Интересно, что звуки-буквы в большинстве произносит правильно, но при соединении в слово может сказать с ошибкой, например: "тапки, дом" и "гуга (туда)". Можно ли от этого избавиться без помощи логопеда?
Moonlight
ЦИТАТА (Любимый пупсик @ 31 авг 2007, 15:38)
Спасибо.
Интересно, что звуки-буквы в большинстве произносит правильно, но при соединении в слово может сказать с ошибкой, например: "тапки, дом" и "гуга (туда)".  Можно ли от этого избавиться без помощи логопеда?
*


Не видя и не слыша ребёнка сложно сказать можно ли избавиться от неправильного звукопроизношения или нет....
Есть определённые возрастные рамки , когда у ребёнка должны появиться и автоматизироваться в речи звуки:
к 3-ём годам - В, Ф, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й
к 5-ти годам - С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ
к5-ти-6-ти - Л, Р
Вас должно насторожить ,если в речи есть межзубные ( язычок между зубами), хлюпающие звуки - такое дефектное произношение исправляется только логопедом....
А пока можно посоветовать вам только одно - к 3-4-ём годам ребёнок способен улавливать на слух различия между собственным неправильным произнесением звука и произнесением его взрослыми, проще говоря ваша правильная речь - образец подражания для ребёнка. Посмотрите темку Логомамы "Фонематический слух"...
логомама
ЦИТАТА (Любимый пупсик)
Можно ли от этого избавиться без помощи логопеда?

Рекомендую Вам зайти в важную тему о развитии фонематического слуха. :)
ЦИТАТА (elena06)
Вас должно насторожить ,если в речи есть межзубные ( язычок между зубами), хлюпающие звуки - такое дефектное произношение исправляется только логопедом....

Так вроде отталкивались от верного изолированного произношения. ;) ( со слов Любимого Пупсика)
ЦИТАТА (elena06)
Посмотрите темку Логомамы "Фонематический слух"

:beer: :)
Любимый пупсик
ЦИТАТА (elena06 @ 31 авг 2007, 21:49)
к 3-4-ём годам ребёнок способен улавливать на слух различия между собственным неправильным произнесением звука и произнесением его взрослыми
*


Это он очень хорошо различает, даже до 3-х лет возмущался моим неправильным произношением (повторением его слов).

» Дописано позже
ЦИТАТА (логомама @ 1 сен 2007, 09:58)
Рекомендую Вам зайти в важную тему о развитии фонематического слуха.  :)
*


Спасибо. Там я уже побывала, принимаюсь действовать :)
Gannusya
Здравствуйте :4u:
Нам по возрасту (1.5) еще рановато исправлять что-либо. Но вот может подскажете как ребенка научить выговаривать слова правильно :angry: , чтобы в будущем избежать исправлений (или я слишком много сразу хочу?) :???: :???:
Мы уже знаем очень много слов, но есть у нас тенденция переставлять слоги в словах (кит-"тик", Катя-"тяка", хвостик-"тихсик" и т.д.) И еще доча упорно отказывается произносить первый звук в слове практически в 70% освоенных слов (коза- "азя", лиса-"ася", нога-"ага"). Послушала других деток такого же возраста - словарный запас у многих конечно меньше значительно, но произношение (если не брать во внимание незначительное невыговаривание отдельных звуков типа "р" и "л" и шипящих) вполне нормальное :???:
логомама
ЦИТАТА (Gannusya)
Но вот может подскажете как ребенка научить выговаривать слова правильно :angry: , чтобы в будущем избежать исправлений (или я слишком много сразу хочу?) :???: :???:

:) В полтора года такое произношение является нормой, не переживайте.
Для того чтобы речь ребенка становилась более правильной и понятной старайтесь сами проговаривать слова верно. Малыш сказал "тихстик", вы его ласково поправили - "хвостик". Сказал "ага", вы - "но-га". Если у малыша получится повторить верно - поощрите его и вместе порадуйтесь. :) Если пока не выходит, не расстраивайтесь - всему свое время! :4u:
Если подобные проблемы сохраняться к 3-4 годам, можно будет браться за дело активнее - делать артикуляционную гимнастику, заниматься фонематическим слухом. :)
Gannusya
логомама, спасибо :4u:
Я в общем, не то чтобы паникую... Но, к сожалению пока все наши старания в сторону исправлений не имеют никакого результата :scratch: Некоторые слова, особенно те которые она уже давно очень знает (месяцев с 9-ти) она уже вполне в состоянии выговаривать, но что-то у нас закрепилось все так как было сразу (примитивно) и дальше никакого прогресса :HET:
логомама
ЦИТАТА (Gannusya)
Некоторые слова, особенно те которые она уже давно очень знает (месяцев с 9-ти) она уже вполне в состоянии выговаривать, но что-то у нас закрепилось все так как было сразу (примитивно) и дальше никакого прогресса :HET:

Если в состоянии выговорить правильно, то старайтесь добиваться этого варианта. :) Ребенок увидит, какую радость вам доставляет верное произношение, и будет стараться сказать слово правильно.
Когда малыш что-то просит, можно выдавать желаемое только после верного произнесения ребенком слова ( Конечно только при условии, что детенышу это доступно!).
Семицветик
У меня такой вопрос. Если пятилетний ребенок раньше говорил очень хорошо, слоги не переставлял, буквы не путал, но вдруг, без видимой причины, стал запинаться в даже не очень сложных словах, заменяет звуки, переставляет слоги, превращает слова в абсолютную кашу, о чем это может говорить? Чаще всего это происходит, когда она повторяет что-то за нами, перепевает знакомую песню, которую в данный момент слышит, учит стихи. Если честно, меня это очень сильно напрягает, потому что вдруг из чистой речи стало "перекатывание горячей картошки во рту".
логомама
ЦИТАТА (Семицветик)
Если пятилетний ребенок раньше говорил очень хорошо, слоги не переставлял, буквы не путал, но вдруг, без видимой причины, стал запинаться в даже не очень сложных словах, заменяет звуки, переставляет слоги, превращает слова в абсолютную кашу, о чем это может говорить?

Первым на ум приходит подражание. Не может это быть вызвано желанием быть похожей на младшую дочь, привлечением внимания. Я думаю, здесь скорее психологические проблемы. Сформированная речь может распадаться после органических поражений ЦНС - чаще всего травм. В вашем случае, как я понимаю, это го не было. :)
Главное, чтобы такое подражание не превратилось в стойкое. Если вы поправляете дочку она может произнести слово верно? Думаю, главное в этой ситуации проявлять выдержку, не сердиться на дочку, ласково просить повторять слова верно. :4u:
Семицветик
Спасибо за ответ!
Если произносим с ней по слогам, слоги повторяет правильно. Но целое слово опять произносит исковеркано. А может это быть как-то связано с активным изучением иностранного языка (в нашем случае, латышского)?
логомама
ЦИТАТА (Семицветик)
А может это быть как-то связано с активным изучением иностранного языка (в нашем случае, латышского)?

Может, если идет наложение схемы нового языка на уже изученный. :) Это либо пройдет, либо надо изучать латышский не так активно. :blush:
PinkBunny
логомама, А к нам это относится интересно? С английским у нас все нормально, никаких проблем с произношением. Из тех слов что на первой странице половину повторила правильно, а те что посложнее не смогла. Еще она не меняет окончания но когда я ей говорю правильное произношение то повторяет правильно, просто в следующий раз всеравно по свойму говорит.
логомама
ЦИТАТА (PinkBunny)
логомама, А к нам это относится интересно? С английским у нас все нормально, никаких проблем с произношением.

Вот и не навешивай на ребенка диагнозов. :4u:
Нарушение слоговой структуры - системное. Затронуло бы все языки. :)
Annuzza
Мы к Вам с вопросом-дочке 21 месяц.ситуация с языками у нас сложновата.итальянский и русский в семье,английский(пока ограничиваем,в садик не ходим) вокруг...Дочка довольно бойко болтает,даже уже предложениями,я за развитие речи не переживаю,летом планируем к бабушке,по-русски болтать...Меня беспокоит тот факт,что она пропускает согласные в словах,иногда (когда слово мало знакомо)все согласные.соответственно,понять её могу только я...в слове единственная согласная,не всегда в начале слова.По слогам за мной копирует,но потом возвращается к первоночальному озвучанию своего варианта слова.С заменой букв думаю пока рано бороться,просто думаю-это какое-то мое упущение,или я просто не в курсе,как правильно в первый раз произносить слово,к сожалению-пока,я единственный источник русского,чувствую "груз ответственности".думаю,можeт есть какое-нибудь "волшебное средство". :4u:
логомама
ЦИТАТА (Annuzza)
думаю,можeт есть какое-нибудь "волшебное средство".

Только те, что описаны в первых постах этой темы. :4u:
Annuzza
логомама,

Спасибо ,почитаю ,будем применять :4u:
Marishechka
Здраствуйте!У меня сын очень часто повторяет фразы по-нескольку раз:"ля-ля упа(упала)" и так раз по 5-6 подрят, и при этом я за ним все 5-6 раз должна повторить"Да,Дима ля-ля упала".И произносит только первый слог слова"но(нога), ко(укрой,молоко,коза), ка(карандаш,краска,качели)".Приэтом относительно хорошо выговаривает:"атена(антена),хлаг(флаг)".Понимаем в основном я и дочка,папа часто не понимает его.
Дочка говорит тоже с ошибками,но если я ее исправляю,она спокойно повторяет за мной правильно и в дальнейшем старается не ошибаться.С первой страницы не смогла вообще выговорить слово "регулировщик",все остальные сказала четко,только не произнося звук "р".У нее аденоиды,носом очень плохо дышет и это сказывается на ее произношении.
Что можете сказать нам ,чем успокоить?
логомама
ЦИТАТА (xandr.79)
Что можете сказать нам ,чем успокоить?

С дочкой можно начинать заниматься по поводу "Р".
А сынок еще мал, неверное произношение физиологически оправдано. :)
Шесть раз повторять за ним не обязательно, а если уж повторять, то "куклу", а не "ля-лю". :4u:
Marishechka
Спасибо ;)
Морячка
А нас от школы направили к логопеду. Сын пропускал буквы. Помогло. :ugu:
Yashenka
Дочке 2.5.
Я ,конечно, понимаю,что в этом возрасте многие детишки не говорят букву "р",но все таки хочется уточнить,надо ли начинать заниматься этой проблемой сейчас или можно повременить?Просто уж больно беспокоят меня слова "экскаватат","сыт",эскалатат"...все,что заканчивается на букву "р",дочка заменяет на "т".
Есть признаки заикания (двуязычный ребенок).
логомама
ЦИТАТА (Yashenka)
или можно повременить?

Можно. :4u:
Для перехода на полную версию с графикой и с возможностью отвечать в темы, пожалуйста, нажмите сюда.