Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или добавление лишних звуков и слогов, значит структура слова воспроизводится неверно.
До трех лет такое явление нормально. Беспокоиться о состоянии речи ребенка не нужно.
Например, ребенок говорит «мицаней» или «милицилинел» вместо милиционер; «игнутыный» или «ингулисний» вместо игрушечный и т. п.
В возрасте 4-5 лет указанные явления являются сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова, и в таком случае ребенку требуется помощь специалиста-логопеда.
Самостоятельно такие нарушения не проходят.
Необходимо проверять, как ребенок произносит слова различной слоговой структуры — со стечением согласных в начале, середине и конце слова, многосложные слова и слова, состоящие из сходных звуков.
Вы можете узнать, нарушена ли слоговая структура слов у вашего малыша, если предложите ему произнести следующие слова ( в правой колонке приведены примеры искажения слоговой структуры слов у детей 4-5 летнего возраста):
регулировщик - анялотик, игулетик
сковородка - кавота, сакавотя
стрекоза - коза, ситазя
табуретка - бутека, тубека
перекресток - пикеся, кипесяк
виноград - билетад, вигана
дверь - дель, дей
Работа по устранению нарушений слоговой структуры проходит ряд этапов и требует значительного времени.
Обычно, нарушение слоговой структуры слов вызвано не сформированным фонематическим слухом. ( тема по диагностике и пошаговая система работы с фонематическим слухом тут: Фонематический слух
( В следующем посте расскажу о системе работы по формированию слоговой структуры. Приведу примеры заданий. Дам ссылки на пособия, которые можно заказать в инете или посмотреть в магазинах )