Провокации и троллинг как особый вид манипуляции
Краткое содержание :
Как управлять людьми на локальном уровне и мировым сообществом в геополитическом пространстве? Конечно же, при помощи информации.
Информационное пространство всегда было гибким явлением, одновременно формирующим общественные настроения и трансформируясь под влиянием самого же общества.
Провокация является одним из современных способов управления, определенным инструментом информационного сектора, который способен менять мнения, настроения, побуждать к действиям и оказывать влияние на результат таких действий.
Достаточно одной «паршивой» овцы в стаде, чтобы поменять направление самого стада. Провокация это почти всегда подстрекательство, побуждение отдельных лиц, групп, организаций к действиям, которые приводят в результате к последствиям, необходимым для третьей, зачастую невидимой, стороны.
С геополитической точки зрения провокация это действия одного государства по отношению к другому для создания видимости законности начала военного конфликта или других агрессивных действий (источник).
Исходя из различных теоретических трактовок, суть провокации можно кратко описать следующим образом: организатор провокации сталкивает между собой политические, религиозные и иные сообщества, тем самым создавая и поддерживая конфликт, в который уже может вмешиваться на правах некой третьей силы. Такой подход позволяет тайному организатору провокации связать обе стороны созданного им конфликта, вынужденными резкими поступками и диктовать конфликтующим сторонам и международному сообществу свои условия и свою трактовку решения ситуации.
Не нужно долго думать, чтобы вспомнить примеры классических провокаций в истории.
- Все мы помним «троянского коня»: греки, изобразив отступление, оставили у стен Трои деревянного коня. После того, как троянцы внесли его в город, греческие герои, прятавшиеся в коне, перебили стражников и впустили свои войска в город. Провокация, задуманная Одиссеем, помогла данайцам после десяти лет осады захватить Трою;
- Классической провокацией в античном мире является поджог Рима, якобы совершенный Нероном ради того, чтобы оправдать репрессии против христиан;
- Знаменитое «Бостонское чаепитие», когда группа колонистов на территории Новой Англии в 1773 году, переодевшись в индейцев, взошли на борт британских судов и сбросили в бухту сотни ящиков с чаем. В ответ британский парламент закрыл Бостонскую бухту и принял другие жестокие меры. Первый Континентальный конгресс, собранный колониальными лидерами, принял план сопротивления, началась война. В итоге в 1776 году Континентальный конгресс принял Декларацию независимости. Эти события привели в конечном итоге к образованию Соединенных Штатов Америки;
- В 1933 году власти Германии для превращения республики в тоталитарную диктатуру и оправдания масштабных репрессий против коммунистов и евреев использовали поджог Рейхстага, совершенный наемным провокатором и бывшим коммунистом Маринусом ван дер Люббе;
- В августе 1939 года переодетая в польскую форму группа немецких диверсантов захватила немецкую радиостанцию в Глейвице. Гитлер объявил, что Германия в срочном порядке принимает меры в ответ на нападение польских войск на ее территорию. 1 сентября германские войска вторглись в Польшу и вскоре оккупировали ее, что положило начало Второй мировой войне.
Сценарий использования провокации в своих интересах может выглядеть следующим образом:
- Подтолкнуть подходящих людей или целые сообщества к совершению провокации, через подстрекательство, финансирование или некие гарантии (агентурная подготовка провокации).
- Создать негативный имидж субъекта провокации (задействуются инструменты информационной войны).
- Оправдание действий в отношении спровоцированного, в частности путем создания его негативного имиджа (непосредственные политические шаги, использующие ситуацию в своих интересах).
Данный сценарий управления можно было наблюдать при смене политических режимов («арабская весна», Сербия, Ирак), при проведении различных резолюций и санкций против той или иной страны, при завершении политической карьеры невыгодного политика (использование столкновения демонстрантов с полицией, акций типа «панк-молебен», провокации на выборах) или развязывании национальной и религиозной вражды.
Таким образом, политическая провокация - прием политического противоборства, который включает в себя комплекс специально организованных акций подрывного характера в целях вызова ответных мер со стороны противника (реакционных сил) и использования их последствий для дестабилизации обстановки, эскалации насилия, дискредитации политики государств, партий, лидеров, дезинформации общественности.
Есть ряд функций политической провокации, две из которых лично мне видятся наиболее интересными с точки зрения влияния на «простых смертных». Это функция дезинформации общественного мнения и функция его дезориентации.
Широкие возможности по использованию функции дезинформации представляют средства массовой информации. Признаем, что не только одни политические группировки, в руках которых находятся власть и финансы, начинают искажать реальные события и факты в своих интересах. Это делают абсолютно все стороны того или иного (гео)политического, социального и иногда даже экономического конфликта. С учетом глобальной информатизации, уходом социума в Интернет-пространства, данная функция приобретает новое «звучание» и уже можно однозначно говорить о том, что информационная война ведется по всему миру и играет огромную роль в том числе в геополитической обстановке.
Функция дезориентации общественного сознания тесно связана с дезинформацией, но имеет ряд особенностей. Они заключаются в том, чтобы с помощью пропагандистского камуфляжа отвлечь внимание людей от событий, знание о которых в данный момент не выгодно субъекту провокации. С этой целью в массовом порядке населению преподносятся различные сенсационные факты, которые отвлекают внимание людей от их жизненноважных проблем, заставляют на время забыть о них.
Троллинг как вид провокации
С точки зрения локальной политики, будет интересным также упомянуть один из относительно новых типов политической провокации – троллинг.
Так, несмотря на сравнительно молодой возраст этого понятия, оно уже прочно закрепилось в обиходе и стало неотъемлемым элементом современной интернет-субкультуры.
Как и классические образцы провокации, троллинг используется и властью, и оппозицией в качестве инструмента контроля над интернет-пространством и господствующими там взглядами и позициями. В частности, существует целая «фабрика троллей», цель существования которых заключается в том, чтобы как можно более удачно высмеять своих оппонентов, представив их и отстаиваемую ими точку зрения в качестве глупой, абсурдной и заведомо ошибочной. О срежессированности таких атак в интернет-пространстве говорит хотя бы тот факт, что часто эти комментарии выглядят очень похожими друг на друга.
Однако троллинг является современным оружием в руках не только власти. Этим оружием также умело пользуется и оппозиция, периодически пытающаяся троллить властные структуры в целях привлечения внимания общественности к тем или иным проблемам или внесения смуты в ряды чиновников, вынужденных перепроверять, опровергать или замалчивать поступившую в сеть информацию.
Итак, политические провокации в настоящее время, с учетом большого количества форм, инструментов и функций, в условиях современной массовой информатизации и относительной глобализации, остаются важным инструментом в геополитических играх, причем их роль постоянно растет.
На бытовом уровне провокации в качестве инструмента влияния часто встречается в социальных сетях. Насколько он бытовой, вопрос спорный, поскольку и провокации, и троллинг встречаются несколько чаще в политических темах и обсуждениях, нежели в иных.
Примером классической провокации в интернете может служить побуждение к мнению (перемене мнения), когда один или несколько человек, используя провокационные, неоднозначные утверждения, изначально несущие в себе конфликт, побуждают к перемене мнения дискутирующих относительно того или иного явления.
Стандартный набор таких «провокаторов»:
- высмеивание мнения субъекта;
- указание на «проверенные» факты, опровергающие данное мнение;
- переход на личности с целью вызвать ответную негативную реакцию и дискредитировать субъекта;
- подмена понятий субъективной и объективной критики;
- привлечение внимание аудитории к личности субъекта.
Часто провокатор двигает собственные личные интересы, если речь идет рейтингах, конкурсах и прочем (отличным примером может служить данный ресурс). Однако в некоторых остросоциальных и политических вопросах за таким лицом стоит третья сторона, которая использует провокации и троллинг в собственных интересах.
Если вы будете об этом помнить всегда, возможно, у вас постепенно пропадет желание реагировать на провокационные статьи, отзывы, комментарии, в частности в свой адрес, поскольку мало кому понравится быть марионеткой в чьих-то руках.
Вывод
Будьте независимы в своем мнении и не поддавайтесь на провокации, проверяйте источники информации, в случае необходимости проводите собственный анализ.
Если вы избавились от телевизора у себя дома, это вовсе не означает, что вашим мнением не руководят в пространстве всемирной сети;)
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты