Поиск по форуму
Найти на сайте:
параметры поиска

Баборабство в массовой культуре. Часть 6. Советская песенная любовная лирика

Новичок, начни здесь!

Сегодня мы немного отвлечемся от кинотематики и сопоставим смысловое наполнение советских песен сталинского и брежневского периода с точки зрения отражаемых в них отношений между полами.

Давайте сопоставим два поколения. Поколение, рожденное в 20-е и 30-е годы - назовём их условно "деды", и поколение, рожденное в 50-е и 60-е годы - назовём их условно "отцы". Такие условные наименования я подобрал, исходя из соотношения собственного возраста и возраста представителей вышеназванных возрастных групп.

Оговорюсь сразу - мои мысли и суждения носят не бесспорный характер и вполне могут вызвать несогласие и критику, которые я вполне приемлю. Но моя точка зрения кажется мне не лишенной определенной доли справедливости, тем более что она подкрепляется некоторыми объективными фактами.

"Деды" - выходцы из патриархальных многодетных семей - прошли через суровые детство и юность, испытали на собственной шкуре тяготы коллективизации, индустриализации, репрессий, голода, войны и оккупации. После войны в рекордные сроки они подняли страну из руин, превратили её в атомную сверхдержаву, вышли в космос, освоили целину и вечную мерзлоту, выстроили передовую систему образования, здравоохранения, науку, спорт, армию и многое другое. Все сделанное ими вполне замечательно, за исключением одного пункта - данное поколение не создало многодетных патриархальных семей и не подготовило себе подходящую смену.

Сыновья дедов - "отцы" - выросли в многоэтажных комфортных домах с централизованным отоплением и водоснабжением, голода и войны не видели, с текущими слюнками засматривались на западные жвачки, джинсы и пластинки Бони М, на которые в итоге и променяли свою государственность. Если "деды", пусть и не создавшие патриархальных семей, всё же в большинстве своём прожили в паре с женой всю жизнь и дали худо-бедное воспитание в среднем двум детям, то среди поколения "отцов" сплошь и рядом неполные семьи, семьи с мужем-подкаблучником, зачастую в семье ребенок единственный, к тому же полностью лишенный мужского воспитания.

Сейчас ближе к нашей теме. Мы проанализируем по 7 текстов популярных песен, так или иначе затрагивающих любовную тематику, формировавших сознание обеих возрастных групп.

Итак, песни "дедов":

1. Синий платочек

Помню, как в памятный вечер

Падал платочек твой с плеч,

Как провожала и обещала

Синий платочек сберечь.

И пусть со мной

Нет сегодня любимой, родной,

Знаю, с любовью ты к изголовью

Прячешь платок дорогой.

СУТЬ: Девушка провожает парня, обещает его любить и ждать. Он знает, что она его любит и ждёт.

2. Хвастать, милая, не стану

Хвастать, милая, не стану,

Знаю сам, что говорю,
С неба звездочку достану
И на память подарю.

<...>

Или плох я с виду, или
В отношеньях скромен был,
Вы другого полюбили,
Я другую полюбил.

Сердце что ж, оно не льдина,
Поздравляю от души,
Но учтите, что блондины,
Тоже очень хороши.

СУТЬ: я крутой парень, могу звёзды с неба достать. Вы полюбили другого... хм... что ж, очень жаль. Поздравляю от души, я тоже долго не переживал и нашёл себе другую.

3. Пора в путь-дорогу

Мы парни бравые бравые бравые
А чтоб не сглазили подруги нас кудрявые
Мы перед вылетом еще их поцелуем горячо
Сперва разок потом другой потом еще.


Пора в путь-дорогу, дорогу дальнюю,
Дальнюю, дальнюю идем
Над милым порогом
Качну серебряным тебе крылом


Пускай судьба забросит нас далеко - пускай!
Ты к сердцу только никого не допускай,
Следить буду строго - мне сверху видно все
Ты так и знай!

СУТЬ: мы бравые ребята, целуем подруг и летим на подвиги. Не вздумай с кем-то ещё тут крутить без меня шуры-муры - мне сверху всё видно. Вернусь обратно - получишь люлей.

4. В далёкий край товарищ улетает

В далекий край товарищ улетает,

Родные ветры вслед за ним летят.

Любимый город в синей дымке тает -

Знакомый дом, зеленый сад и нежный взгляд.

СУТЬ: песня о друге, который улетает далеко. За ним вслед летят родные ветры а сзади остаются: 1. Родной город (символ Родины) 2. Дом и сад (символ Семьи) 3. Нежный взгляд (символ любящей женщины).

5. Моя любимая

Я уходил тогда в поход
В суровые края.
Рукой взмахнула у ворот
Моя любимая.

СУТЬ: мужчина уходит воевать, выполняя своё предназначение. Женщина остаётся его ждать дома.

6. Катюша

Выходила, песню заводила
Про степного сизого орла,
Про того, которого любила,
Про того, чьи письма берегла.

<...>

Пусть он вспомнит девушку простую,
Пусть услышит, как она поет,
Пусть он землю бережет родную,
А любовь Катюша сбережет.

СУТЬ: девушка любит и ждёт парня, в то время как служит Родине.

7. Темная ночь

В тёмную ночь

Ты, любимая, знаю, не спишь,

И у детской кроватки тайком

Ты слезу утираешь.

СУТЬ: мужчина служит Родине, женщина дома ждёт его и заботится о его ребенке.


Сейчас сравним это с хитами, на которых выросло поколение "отцов". Итак:

1.В каждой строчке только точки

Льет ли теплый дождь, падает ли снег

Я в подъезде против дома твоего стою

Жду, что ты пройдешь А, быть может, нет

Стоит мне тебя увидеть - О-о как я счастлив

Странно и смешно Наш устроен мир

Сердце любит, но не скажет О любви своей

Пусть живу я и не знаю Любишь или нет

Это лучше, чем признавшись Слышать "нет" в ответ

А я боюсь (а я боюсь) Услышать "нет"

Песню подобрал На гитаре я

Жаль, что ты ее не слышишь Потому что в ней

Грусти не тая Я тебя назвал

Самой нежной и красивой О-о и это правда

По ночам в тиши Я пишу стихи

Пусть твердят, что пишет каждый В девятнадцать лет

В каждой строчке Только точки После буквы "л"

Ты поймешь, конечно, все Что я сказать хотел

Сказать хотел Но не сумел Сказать хотел Но не сумел

СУТЬ: трус, дурак и слабак, вместо того чтобы заниматься своим жизненным делом, караулит девушку в подъезде, тайком ночью пишет ей стихи и песни, о которых она никогда ничего не узнает. Поклоняется девушке как божеству, боится проявить инициативу, надеется что Она всё поймёт сама - ну прямо руское народное "милый мой хороший, догадайся сам", только наоборот.


2. Я готов целовать песок

Мне бы жизнь свою как киноплёнку
Прокрутить на десять лет назад
Чтобы стала ты простой девчонкой
Чистой-чистой как весенний сад

Вижу тень наискосок
Рыжий берег с полоской ила
Я готов целовать песок
По которому ты ходила

СУТЬ: парень проводит время не в работе над будущими достижениями, а в бесплодных мечтаниях на тему того "как бы отмотать время назад" и как бы поцеловать песок, по которому ходила Она.

3. Не умирай, любовь

Для меня нет тебя прекрасней,
Но ловлю я твой взор напрасно,
Как виденье, неуловима,
Каждый день ты проходишь мимо.

А я повторяю вновь и вновь:
Не умирай, любовь, не умирай, любовь, не умирай, любовь!

Если пристальней ты взглянула,
И улыбка на миг мелькнула,
Но в глазах твоих лед и стужа,
И тебе я совсем не нужен.

Но я верю, что день настанет,
И в глазах твоих лед растает,
Летним зноем вдруг станет стужа,
И поймешь, что тебе я нужен.

СУТЬ: парень, вместо того, чтобы заниматься делом, бегает за девушкой, которой он абсолютно неинтересен. Вместо того, чтобы либо подыскать себе другую девушку, либо работать над собой, он жалобно блеет "не умирай, любовь", и верит, что таким образом он девушке "станет нужен".

4. Я буду долго гнать велосипед.

Я буду долго гнать велосипед.
В глухих лугах его остановлю.
Нарву цветов и подарю букет,
Той девушке которую люблю.

Я ей скажу с другим наедине:
"О наших встречах позабыла ты.
И потому, на память обо мне,
Возьми вот эти скромные цветы."

Она возьмет и снова в поздний час,
Когда туман сгущается и грусть,
Она пройдет, не поднимая глаз,
Не улыбнется даже, но и пусть.

СУТЬ: девушка не любит парня, но он всё равно ей нарвёт букет цветов, подойдёт когда она будет наедине с другим, заранее зная что она ему даже не улыбнётся. Вместо того, чтобы тратить энергию на своё жизненное дело, парень занимается самоунижением перед женщиной, подымая ей самооценку.

5. Люди встречаются, люди влюбляются

Люди встречаются, люди влюбляются, женятся.
Мне не везет в этом так, что просто беда.
Вот наконец вчера вечером встретил я девушку.
Там где тревожно гудят, стучат поезда.

В свой вагон вошла она.
Улыбнулась из окна.
Поезд тронул, а я вслед
Лишь рукой помахал ей в ответ.

Волосы светлые в косы вплетенные, а глаза,
Неба бездонного синь, в улыбке весна.
Стройная, милая, очень красивая девушка.
Может быть где-то, где-то рядом она.

СУТЬ: всем везет, а я неудачник, у меня ничего не получается. Вот наконец какая-то девушка улыбнулась из окна поезда, но поезд тут же уехал, и я снова один, но тешу себя надеждой, что может быть где-то рядом Она.

6. Здравствуй, чужая милая

Здравствуй, чужая милая,
Та, что была моей.
Как же мне не любить тебя
До самых последних дней.

Жалко, что не смогли мы,
Не сберегли с тобой
Всё, что зовут любовью,
Что стоит нам жизни той.

Прошлое не воротится,
И не поможет слеза,
Поцеловать мне хочется
Дочки твоей глаза.

СУТЬ: великовозрастный олень продолжает страдать по какой-то неудавшейся школьной любви, очевидно вышедшей замуж и родившей дочь от другого мужчины. Олень хочет поцеловать глаза чужой дочери и клянется любить её замужнюю маму до последних дней.

7. Всё, что в жизни есть у меня

Всё, что в жизни есть у меня,

Всё, в чём радость каждого дня,

Всё, о чём тревоги и мечты,

Это всё, это всё ты.

Всё, что в жизни есть у меня,

Всё, в чём радость каждого дня,

Всё, что я зову своей судьбой

Связано, связано только с тобой.

СУТЬ: у мужчины нет собственного жизненного предназначения, Бога, Родины, службы, друзей - всё его существование на 100% заточено даже не под семью, дом и детей - нет, всё заточено только под Любимую.

Итак, подводя итог данному анализу некоторых знаковых песен, символизирующих свою эпоху, можно сделать следующий вывод:

В песнях, написанных в 30-е - 50-е годы прошлого века мужчина предстаёт как воин, удалый молодец, успешный и любимый женщинами. Мужчина выполняет своё жизненное предназначение - труд, война, и т.п., осуществляет свою биологическую программу, а любящая женщина создаёт ему надёжный тыл.

В песнях, созданных в период "застоя", мужчина предстаёт в роли трусливого бестолкового существа, не имеющего никаких жизненных задач, кроме служения обожествляемой им женщине безо всякой взаимности. Женщина предстаёт в роли существа более высокого порядка, от реакции которого зависит вся жизнь мужчины, его счастье, настроение и жизненные планы.

Похожий вывод можно сделать и проанализировав кинематограф этих эпох. Достаточно сопоставить мужские и женские образы кинофильмов "Дом, в котором я живу" или "Летят журавли", с одной стороны, и "Москва слезам не верит" или "Ирония судьбы", с другой стороны. Впрочем, эта тема заслуживает отдельного анализа.

Представляется, что разбор образов массовой культуры, повлиявших на становление поколения, сформировавшегося в "застойную" эпоху, помогает осознать причины, приведшие к гибели нашей сверхдержавы и наблюдаемой нами сегодня демографической катастрофе в России.



Автор:



Комментарование статьи разрешено пользователям зарегистрированным на сайте не менее 30 дней...
Перейти в конец комментариев Перейти к статье Список деревом

+72
В отпуске
Хорошая статья! ok
+28077
В отпуске
В отличие от остальных статей автора, данная статья не выдерживает никакой критики. Лютый и жуткий матриархат, диктат и поощряемые государством психологическое насилие и произвол баб в семьях совершенно точно были еще задолго до ВОВ. Четко помню своего деда по матери, родившегося в 1912 году - полно... показать полностью...
+16
В отпуске
не читал, но верю, у некоторых так и проскальзывает, так сказать, заискивание и укоренившаяся догма...p.s. почитаю как-нить
+211
В отпуске
А сейчас с каждым разом всё хуже,ещё появился роисянский быдло рэп,вот по этому я слушаю метал,лишь там пиздострадания практически нету
+4608
В отпуске
Да, в этот раз Жека ошибся. Путать военную лирику с какой-либо другой не следует. В военных песнях иных периодов отношение к бабам идентично. Прощание с любимой, затем беспокойство: дождётся или уже кувыркается с другим? В этом плане, я думаю, солдатские песни направлены на то, чтобы парни не сильно-то переживали. Дескать, бабы – бляди, и это обычное дело. Даже в песне поётся. Послушай-ка, дух: «Год за годом, весна за весной…».
+1055
В отпуске
Фигня. 1) Неверная разбивка поколений и приписывание мифов. Якобы "деды из патриархальных семей" - на деле юноши, оторванные комсомолом и идеологией от корней отцовской семьи, живущие вместе с заложенным вирусом равноправия. Отцы, если не расстреляны, не придавлены большевистскими репрессиями, раску... показать полностью...
Оффлайн
0 20.07
+1
Наблюдение хорошее. Вот только в первой части вы привели преимущественно военные песни. Какое время, такие и песни, да. Я уверен, что случись сейчас война, мы бы сейчас что-то похожее пели. Для достоверности анализа требуется добавить больше песен мирного времени. А вот там все не так однозначно: В... показать полностью...


Комментарование статьи разрешено пользователям зарегистрированным на сайте не менее 30 дней...
Перейти к началу комментариев Перейти к статье RSS-лента комментариев


Регистрируясь на этом сайте, Вы получаете бесплатно следующие удобства:

  • Добавление комментариев без премодерации
  • Возможность отвечать на форуме
  • Возможность оценивать статьи
  • Давать оценку комментариям и постам форума
  • Просмотр списка непрочитанных статей
  • Добавление статей в избранное
  • Добавление комментариев или постов в закладки
  • Уведомления об ответах
  • Получение обновлений в статьях и на форуме
  • Регистрация анонимная и занимает 2 минуты