Горящее дерево
(В поддержку акции #БУДЬЗДОРОВ)
Наверное, многие из нас наблюдали картину: идёт себе человек идёт, идёт-идёт и вдруг его лицо искажается от боли. Он останавливается, порой даже посреди дороги, и стоит столбом, словно чего-то выжидая. Порой он, стиснув зубы, неверной, шатающейся походкой добирается до ближайшей стены и, опершись на неё, начинает неловкими движениями массировать себе ноги. Через какое-то время он, подвигав одной или обоими ногами, посгибав их в суставах, как ни в чём не бывало, продолжает путь. Порой нас, спешащих по своим делам, невероятно злит этакий «тормоз», который вдруг встал столбом на дороге, ни пройти, ни проехать его, скотину, и не обойдёшь никак. Некоторые даже толкнут его в спину или в бок, снабдив сие действо крепким словцом из разряда не особенно цензурных. И никто не обратит внимания, что «тормозу» ваши слова до веника, он вас вообще не слышит, не до того ему…
Людям, далёким от медицины, вряд ли что скажет аббревиатура СОСНК. А между прочим за этим казалось бы бессмысленным набором букв скрывается группа грозных заболеваний, способных за короткое время, в некоторых случаях за 1-2 года, привести человека прямиком в инвалидное кресло, лишив его одной или сразу обоих конечностей.
Синдром Облитерации Сосудов Нижних Конечностей – а именно так расшифровывается сие сокращение – это комплекс симптомов, характерный для любого заболевания, при котором наблюдается хроническая сосудистая недостаточность тканей одной или (что чаще) обоих ног. Болезней этих, как я уже сказал, несколько, нет смысла их перечислять, неспециалисту ничего не скажут таинственные и сложные названия. Да и вряд ли рядовому пациенту интересно, что именно за напасть с ним приключилась.
Как правило поражаются артерии, реже вены и еще реже – лимфатические сосуды. За всю свою медицинскую практику мне ни разу не доводилось встречать лимфатическое поражение, поэтому знания мои всего лишь теоретические, те, что я вынес со студенческой скамьи. Венозной недостаточности я как-нибудь посвящу отдельную статью, это слишком обширный материал.
Поэтому поговорим о недостаточности артериального бассейна. Чем она вызвана? «Облитерация» в переводе на русский язык обозначает «закупорка». Дальнейшее понятно из названия…
Всё же придётся познакомить вас, читатель, с основами анатомии и патологии артериальной системы нижних конечностей, иначе многие тонкости, без которых не обойтись, вам будут неясны.
Кровь к обоим ногам человека поступает из крупнейшей артерии организма – аорты, которая на границе брюшной полости и большого таза разделяется на две подвздошных артерии. Далее эти артерии спускаются всё ниже и ниже, по ходу меняя названия, и от основного ствола то и дело ответвляются более мелкие артерии, от которых, в свою очередь, отходят совсем уже мелкие сосудики. И, доходя до стопы, основной ствол, называющийся артерией тыла стопы (её пульсацию вы можете самостоятельно прощупать чуть ниже сгиба голеностопного сустава сверху), разделяется на множество ветвей, подобно дельте реки. Таким образом система артерий ноги человека напоминает перевёрнутое дерево. Или систему водопроводных труб, кому какая аналогия ближе.
Теперь представим, что на каком-то уровне, ну, предположим, на уровне бедра, диаметр просвета артерии уменьшился. По какой причине – чуть ниже. Понятно, что ткани, лежащие ниже места сужения, снабжаются кровью хуже, они страдают от недостатка кислорода. Диаметр просвета с течением времени уменьшается, такни всё больше и больше страдают, их функция нарушается, они начинают отмирать и... ну вы поняли.
Вся соль в том, что заболевания, сопровождающиеся СОСНК, характеризуются поражением всей стенки артерии. То есть если где-то в одном месте возникла какая-то гадость (вроде атеросклеротической бляшки – наиболее частой причины сужения просвета артерии) – жди ее появления где-то в другом. Не факт, что появится, но вероятность более чем. Причём сначала поражаются более мелкие сосуды, а там в патологический процесс вовлекаются сосуды покрупнее, затем – совсем крупные. Картина напоминает горящее дерево, к одной из ветвей которого поднесли зажжённую спичку. Недаром я сравнил артериальную систему ноги именно с ним. Если все ветви дерева свежие и живые, чёрта с два вы сумеете что-то поджечь. Но если где-то притулилась сухая веточка, и огонь попал на неё – то вполне возможно, что пламя перекинется на другие ветви, потом загорится вся крона, займётся ствол, а потом от лесного красавца останется уродливый обгорелый пень.
О причинах возникновения хвори до сих пор спорят учёные мужи, но не будем подробно на всём этом останавливаться – вряд ли читателю интересны аутоимунная, инфекционно-аллергическая, токсическая, липопротеиновая и прочие теории.
Нам важно другое. Если верить статье, то из 100 заболевших 99 – мужчины. Мне кажется, если эти данные преувеличены, то ненамного – я мало видел женщин с этой болезнью, всё это были старые бабульки с запущенной диабетической стопой. Зато мужчин – сколько угодно, самого разного возрастного диапазона – от 25-летних парней до 80-летних дедов. Я, правда, не вдавался в точные диагнозы, «Скорую помощь» такие узкоспецифические вещи мало интересуют, и потому даже своей небольшой статистики у меня нет. Но судя по тому, что удавалось узнать, диагнозы опять же самые различные. Причём у молодых процесс протекает быстрее, чем у стариков – при отсутствии адекватного лечения за 1-3 года человек превращается в безногого инвалида. И таких немало, мы просто их на улицах не видим…
В бытность мою студентом, одним из преподавателей у нас был толстый лысый сын солнечной Грузии, зав. кафедрой сосудистой хирургии, мы его звали Грузин Вано. Так вот он нам говорил со всей горячностью горского темперамента и с непередаваемым колоритом кавказского акцента:
«Когда к нам поступает больной, мы ему ставим условие – бросаешь курить и мы тебя лечим. Не хочешь – сразу готовься к ампутации, нет смысла терять на тебя время. Потом готовься ко второй и к третьей – так и будем тебя обрезать, как карандаш: чик-чик-чик…»
Почему он так говорил? Да потому, что контингент отделений сосудистой хирургии, занимающий койки - сплошь заядлые курильщики. Я, даром, что сам курю, утверждаю, что шансов заработать эту болезнь у некурящего – 0. Да-да, именно так. Почему – сложно сказать. Вероятно оттого, что у курильщика со стажем кровеносные сосуды находятся в состоянии перманентного спазма, да и кровь у него более густая, склонная к образованию тромбов. Свою лепту, вероятно, вносит и общее токсическое воздействие табачного дыма. Я еще как-то раз спросил у другого сосудистого хирурга, уже много лет спустя, находясь на курсах усовершенствования – правду ли нам говорил лысый доктор? Нет, конечно, говорил он мне, лечим, как положено, но заранее знаем, что пока человек курит, толку от лечения мало и дело рано или поздно заканчивается ампутацией. Причём как правило не одной – вскоре начинает чернеть культя и приходится резать выше.. выше… выше… а дальше, говорил он, я не знаю, дальше пишем посмертный эпикриз, так как бедолага уходит в мир иной от всевозможных напастей, которые неизбежно сопровождают лежачих и упавших духом больных.
Я тогда уже развёлся, количество стрессов, сопровождавших мою «счастливую» семейную жизнь, резко уменьшилось, но именно эти слова моего случайного знакомого окончательно уверили меня в мысли, что пора завязывать с курением. Находясь под впечатлением, я целых полгода не притрагивался к сигаретам, но потом кое-что произошло на работе, и я закурил снова. Но по сравнению с 1-1,5 пачками в день сегодняшние мои 0,5 пачки (и то не ежедневно, в выходные обхожусь вообще) – это уже мелочи. Но по-хорошему, конечно, даже это надо бы бросить.
Так же нередко заболевают те, кто по разным причинам переохлаждает ноги: ходит в неудобной узкой обуви, в мокрых носках, обувается не по сезону или неоднократно перенёс обморожение. Тут тоже дело в постоянном спазме мелких сосудов – ведь это именно они поражаются чаще всего. Затем в ряде случаев по какой-то причине запускаются малоизученные механизмы патогенеза болезни – и принимайте еще одного…
Существует несколько разновидностей хвори, всё зависит от конкретного диагноза. Не будем заострять внимание на подробностях. Присмотримся внимательнее к ранним симптомам заболевания при обратимой стадии болезни, когда еще можно что-то сделать без хирургического вмешательства или, если уж без него никак, то без радикальных методов вроде протезирования сосуда или (тьфу-тьфу-тьфу!!!) ампутации.
1. Вы ощущаете странную утомляемость ног. Если, к примеру, раньше вы могли без особого труда пройти 5 км, то сейчас уже после какого-то вшивого полукилометра у вас «ноги отваливаются» и тянет куда-то присесть. Отдых становится более продолжительным и вы не чувствуете, что отдохнули.
2. Ноги становятся зябкими и даже в тёплую погоду вам требуются толстые носки.
3. Обращают на себя внимание изменения кожного покрова – кожа становится сухой, бледной, прохладной на ощупь, шелушащейся, даже мелкие ранки на ней заживают подозрительно долго и часто нагнаиваются. В дальнейшем выпадают волосы. Ногти трескаются и слоятся. Пятки сухие, сплошь в болезненных трещинах и мелких роговых чешуйках несмотря на хороший уход.
4. Вас преследуют ощущения жжения, покалывания и ползанья мелких мурашек на коже ног. Ощущения отличаются выраженным дискомфортом и назойливостью.
5. Нередко отмечаются периодические ночные судороги икроножных мышц. Я полагаю, что это ощущали многие, так что нет смысла описывать. Но если при различных вариантах нормы эпизодически повторяющиеся спазмы в целом не беспокоят, то в нашем случае картина иная – судороги могут повторяться по нескольку раз за ночь, они довольно мучительные и продолжительные. Это говорит о том, что уже затронута периферическая нервная система. Об этом же свидетельствует общее снижение чувствительности кожи ног при казалось бы обилии неприятных ощущений: покалывании, жжении, судорогах.
6. Пульс на артерии тыла стопы ослаблен.
7. И наконец на себя обращает внимание поистине страшный симптом, который просто невозможно игнорировать, который является «визитной карточкой» заболевания – перемежающаяся хромота, я описал её в начале статьи. Суть его в том, что во время ходьбы у вас внезапно возникает острая невыносимая боль в мышцах ног. Она сопровождается резкой судорогой и ощущением того, что ноги отказывают. Вы вынуждены остановиться и переждать, пока боль не утихнет. Массаж помогает боли пройти быстрее. Это говорит о том, что сосудистая система не справляется с кровоснабжением интенсивно работающих мышц и с выведением из них продуктов обмена, их скопилось недопустимо много – поэтому и боль. Это уже не просто сигнал – это сирена тревоги, говорящая о грозной патологии, неумолимо развивающейся в артериях ваших ног. Хорошо хоть, что это является чуть ли не первейшим признаком заболевания, но отчего-то его как раз игнорируют – о, святая дурь! Нуачо, поболело и прошло, а к врачу идти – настоящий мужчина по врачам не ходит, ему семью кормить надо…
С течением времени симптоматика усиливается, перемежающаяся хромота углубляется, вы уже и десяти метров пройти не можете, чтобы не поморщиться от боли. Любое изменение положения ног вызывает мучительные ощущения, и вы вынуждены их держать в строго вертикальном положении – так под действием силы притяжения больше крови приливает к ногам. Пульсация артерий не определяется, мышцы ног начинают атрофироваться – недостаток кровоснабжения убивает мышечную ткань. И, как заключительный аккорд, появляются трофические нарушения в виде незаживающих глубокий гнойных язв и медленно, но неуклонно поднимающейся вверх сухой гангрены. Тут уже, как говорится, песенка спета и выход только один…
Лечение хирургическое. Если удаётся засечь болезнь на ранних стадиях, то, говорят, возможно обойтись без операции, но я никогда о таком не слышал. Возможно потому, что у нас, хирургов, силён стереотип, что ничем так хорошо не увидишь, как глазом и ничего так хорошо не уберёшь, как ножом. Возможно, мы неправы. Не зря же говорят про нас: им бы всё резать да резать, выпей вот этой травки, оно само и отвалится. Если поражены крупные артерии, то возможно проведения шунтирования (создания обходного пути) или протезирования сосуда. Тут проще. Но, к сожалению, чаще всего сосудистые хирурги имеют дело с болезнями, при которых поражаются средние и мелкие артерии, и тут лечение сочетает в себе оперативные и консервативные методы: улучшение проходимости сосудов, снятие спазма, улучшение метаболизма тканей и уменьшение вязкости крови. С помощью скальпеля врач не только удаляет отмершие участки, но еще и производит шунтирование и при возможности протезирование средних артерий, если это возможно. В ряде случаев ноги удаётся спасти.
Но к сожалению, огромное количество больных обращаются к врачу тогда, когда уже ничего сделать нельзя и остаётся только один выход – ампутация. И количество таких больных, еще далеко нестарых людей, велико. Именно из-за того, что у молодых процесс протекает весьма быстро, то некоторые личности, не особо внимательно относящиеся к себе (а у настоящего муЖыга, как известно, всего три болезни: х**ня, п**дец и нестоячка – х**ня сама пройдёт, п**дец не лечится, а в нестоячке жена виновата – мало даёт) лет в 25-30 заканчивают одиссею пациента на инвалидном кресле.
А всё из-за того, что кто-то в школе повёлся на «слабо?» и взял в руки первую сигарету.
Ну что, камрады? Закурим?