Патриархальная православная семья? Не все так, как кажется.
Пережившие предательство женщин и развод мужчины часто обращаются за моральной и духовной поддержкой к религии, и зная, что Новый Завет запрещает развод и рассматривает мужчину как главу семьи, считают, что православие защищает интересы мужчин, поддерживает патриархальные порядки в семье. Так ли это?
Я был внутри православной церкви много лет как верующий, закончил двухгодичные курсы православных катехизаторов, был знаком со многими священниками, и поэтому досконально знаю как теорию, так и практику современной русской православной церкви. Основываясь на своем опыте, я могу однозначно сказать: под лубочными патриархальными декорациями в православии давно утвердился жесточайший тоталитарный матриархат с беспрекословной властью женщины во всех сферах частной, семейной, общественной и собственно церковной жизни.
Священное писание запрещает женщинам быть священниками (совершать таинства), поэтому в церкви нет женщин-священниц, епископов, вся церковная иерархия целиком и полностью состоит из мужчин. Отсюда складывается впечатление, что церковь – это патриархальный институт, в котором мужчины обладают властью над женщинами. Но это далеко не так. Где же подвох? Дело в том, что с самого начала церковной службы, со времени обучения в семинарии будущий священник обязан либо найти себе до вступления в сан жену и жениться, либо принять монашество. Жен для священников готовят в специальных женских церковных (епархиальных) училищах. Девушки формально там учатся на регентов, певчих, швей, сестер милосердия и т.п., получают среднее профессиональное образование, а неформально их готовят к выходу замуж за учащихся семинарий – будущих священников. Преподавание в женских церковных училищах ведется, как правило, женщинами – женами священников, часто высокопоставленных, также женщины осуществляют морально-психологическую обработку будущих жен священников. И здесь этих девушек по сути готовят к манипулированию и власти над будущим мужем как раз через те заповеди, которые изначально должны были обеспечить главенство мужа в семье, но в руках женщин-манипуляторов превратились в прямо противоположное.
Правило о том, что муж – глава семьи, женщины трактуют исключительно через слова Апостола Павла из Послания к Тимофею о том, что «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5: 8). О том, что Христос в Новом Завете говорит прямо противоположное: «враги человеку — домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10:36-37) при этом не вспоминают. Жена священника с самого начал берется полностью контролировать всю его жизнь и службу, и в первую очередь заботится о том, чтобы молодой священник не упускал возможные деньги, притекающие к нему от прихожан, особенно дорогие подарки и крупные пожертвования от состоятельных людей. Не брать подношений, - внушают жены своим мужьям православным священникам – значит не печься о семье, а это наитягчайший грех в их иерархии ценностей.
Материальное благополучие священника зависит в первую очередь от благосклонности церковного начальства, которое может поставить его на службу в прибыльное место, доходный храм, богатый приход, или взять на работу в аппарат митрополии, где вообще нужно заниматься одной необременительной офисной работой или связями с общественностью за зарплату, которая может быть выше чем у иных чиновников или доходы у среднего бизнесмена. Если же молодой священник впадет в немилость, его могут отправить на службу в далекую деревню, где приход состоит из двух бабушек, и собрать себе на зарплату священник там ничего не сможет, будет питаться за счет натурального хозяйства и вести существование на грани голодной смерти, такое тоже бывает.
Естественно, жены священников знают обо всем этом заранее, и с самого начала супружеской жизни, а вернее, еще до ее начала они ставят своим мужьям условие: или ты будешь лояльным и покорным, будешь подчиняться всему, что тебе приказывают твои начальники, будешь брать любые приношения от любых дарителей, пусть они будут хоть людоеды и детоубийцы, и тем самым обеспечишь материальное благополучие жены, или никакой жены у священника вообще не будет, и ему придется или принимать монашество, или вовсе отказываться от сана священника (неженатый или не монах получить сан не могут). Женитьба для священника – это шантаж со стороны его жены, это сделка о лояльности и согласии на все. В результате с самого начала церковной службы мы получаем тотального полнейшего бабораба. С первых дней в церкви молодой священник приучается во всем повиноваться своей жене, выполнять все ее указания и прихоти, потому что развод она может потребовать в любой момент и для нее это не повлечет никаких абсолютно неблагоприятных последствий в плане карьеры или статуса, а ее мужа-священника после развода могут лишить сана и запретить в служении. Для мужчины в 40 – 50 лет, ничего в жизни не умеющего, кроме как махать кадилом и говорить нараспев малопонятные тексты лишение сана - это крах всей жизни, безработица, нищета, отсутствие пенсии в старости. Поэтому священник будет из кожи лезть, но лишь бы угодить своей жене и не вызвать ее неудовольствия.
Представление о том, что священник это глава семьи, что жена его «боится», ходит перед ним «на цыпочках», а дети его во всем слушаются и стоят перед ним «по струнке», выполняя все указания – это лубочный миф, не имеющий никакого отношения к действительности. Все правила Священного писания преспокойно лежат на полке в книжке, в то время, как главой семьи священника де-факто является его жена. Она ведет семейный бюджет, продвигая своего мужа как бизнес-проект: найти богатых жертвователей и благотворителей, привлечь гранты от различных фондов, добиться подарков богатых спонсоров – все это инициативы жены, которая использует своего мужа-священника как приманку и вывеску, под которую принимаются деньги и подарки. Мне известен пример, когда даже в глухой деревне священнику богатые спонсоры построили шикарный коттедж, напичкали его хай-энд электроникой по высшему классу, построили храм, обеспечили священника оплатой, позволяющей ему вести безбедную жизнь с постоянными поездками на отдых за границу. Выгоду от этого получает, конечно же, жена, т.к. без мужа-священника она никогда бы не смогла даром, просто так получить такие реально несметные богатства, по сути, ни за что, чисто за «бренд».
В церкви жен священников называют «матушками». Вокруг такой матушки образуется кружок иногда совершенно фанатично верующих женщин, которыми она помыкает как хочет, и с их помощью продавливает выгодные ей решения в рамках прихода. Часто такие женщины трудоустраиваются в созданные на базе прихода полукоммерческие организации: воскресные школы, различные курсы, летние лагеря для детей, благотворительные фонды. Все эти сферы очень прибыльны. Спонсоры оплачивают все расходы и зарплату «матушек» и их приближенных, часто не имеющих никаких навыков для работы в той или иной сфере, на которую их по блату ставят «матушки» (например, работа в летних лагерях с детьми).
Если в общественном мнении еще и сохраняется стереотип о православной женщине, как о невзрачной замарашке, с ног до головы завернутой в платки и длинные юбки, то на практике это тоже просто декорация. Длинные платья и юбки матушки теперь покупают в бутиках и стоят они в разы дороже повседневной одежды обычных прихожан. Если уж облачение священника для богослужения может стоить около 300 000 рублей, то на свои наряды их жены не скупятся и могут потратить в разы больше. Если рядовые «пчелки-трудяги» из когорты матушек составляют непритязательные старушки-пенсионерки, бесплатно батрачащие на мытье полов в храмах и чистке подсвечников и носящие одно серо-черное платье в течение десятилетий, то ядро матушкиного кружка составляют молодые и амбициозные девушки и женщины, жены других священников или «околоцерковные» девицы, чующие запах денег, власти и комфорта, и пытающие извлечь эти бонусы из дружбы с матушкой. Они очень высоко себя ценят, одеваются всегда на высшем уровне, изысканно и стильно, юбки у них, конечно, будут длинные, но из дорогого бутика или сшитые на заказ из дорогих тканей. Они любят стильно отдыхать, если, например, это поездка на природу на велосипедах, то на дорогих многоскоростных, в дорогих спортивных костюмах, с дорогими смартфонами и зеркальными фотокамерами.
К мужчинам эти женщины относятся исключительно в зависимости от их социального и материального статуса, т.к. тусовка при высшем кружке матушки для них это способ заполучить богатого спонсора, пришедшего с пожертвованием в церковь, охомутать и женить его на себе, поэтому с чиновниками и бизнесменами они будут шелковыми благонравными девицами, а на зашедших поставить свечку работяг или студентов в большинстве случаев будут смотреть с презрением и высокомерием.
Священник ничего противопоставить этой матушкиной тусовке и «группе поддержки» не может. Заикнись он о чем-нибудь, что его жене не выгодно, откажись плясать под ее дуду, она может поднять волну «негодования» через своих тетушек-бабулек, которые настрочат десятки жалоб насвященника в епархию и тому серьезно не поздоровится. Поэтому священник как в своей профессиональной деятельности, так и в семейной жизни занимает роль подкаблучника и полного бабораба. Вся современная церковная система обуславливает такое положение мужчины в церкви.
Это мы проанализировали ситуацию в семьях священников. В семьях обычных верующих, конечно, все это иначе, но закономерность сохраняется: чем фанатичнее верующие, тем матриархальнее «патриархальная» православная семья. В сильно верующих семьях мужья, как правило, полнейшие подкаблучники. Жены возят на них воду, муж уходит на работу в 6 утра, возвращается в 8 вечера, спит и снова уходит на работу. Это его «обязанность кормить семью», которую ему внушила его удобно устроившаяся православная супруга, которая, как правило, сама либо совсем не работает, либо занимается каким-нибудь непритязательным трудом типа преподавания музыки дошкольникам в воскресной школе, не требующим особых усилий или способностей, но часто неплохо оплачивающимся, если такая православная жена сумела втереться в доверие к нужной матушке и та устроила ее на хлебное место.
Детей в таких семьях, как правило, больше двух. Командует всем, конечно же, мать, и это неизбежно, т.к. отец круглые сутки на работе, батрачит, чтобы не быть обвиненным, что «о своих и особенно о домашних не печется». Отец в такой семье просто не в состоянии следить за тем, как растут и воспитываются его дети. Всем этим занимается исключительно мать, для которой это еще и оправдание, чтобы самой не работать.
В плане педагогических навыков у православных матерей царит дремучее невежество и мракобесие. Крики, оскорбления, унижения детей, побои и наказания – в порядке вещей и считаются необходимыми и правильными «воспитательными» мерами. Не удивительно и показательно, что именно православные родители массово выступили против введения уголовной ответственности родителей за избиение своих детей (ст. 116 УК РФ в новой редакции 2016 года): за собой они это прекрасно знают, но не только не считают избиения и унижения своих детей «грехом», они уверенно считают это своим неотъемлемым правом и правильной мерой воспитания. Детей они считают своей собственность. Авраам же был готов перерезать глотку своему сыну, так же и они: если захотим, то и до смерти можем забить, это же наши дети, мы их родили, что хотим, то и делаем. Такие царят нравы в православных семьях. Раболепие, холуйство, пресмыкательство по отношению к сильным и вышестоящим и насилие, унижение и пренебрежение по отношению к слабым и нежестоящим – такие нравы воспитывают православные матери в своих детях с младых лет. И одним из таких подчиненных и бесправных субъектов внутри семьи является муж и отец.
Отдельная сфера деятельности внутри церкви – это монастыри. Женских монастырей сейчас больше, чем мужских. Если в начале 1990-х, когда монастырская жизнь только возрождалась, монахи и монахини были вынуждены работать в поте лица на строительных и сельскохозяйственных работах, при этом не получая ни зарплаты, ни социальных льгот, положенных обычным работникам, то сейчас ситуация кардинально иная. Монастыри сегодня в высшей степени щедро спонсируются со всех сторон: коммерсанты, бизнес, высокопоставленные чиновники (такие, как глава РЖД Якунин, например), политическая партия «Единая Россия», правительственные государственные, региональные и местные муниципальные гранты и субсидии текут в монастыри полноводной рекой. Плюс огромнейшие прибыли приносит не облагаемая абсолютно никакими налогами торговая деятельность монастырей: на постоянно проходящих во всех регионах России «православных ярмарках» и через сети собственных лавок и магазинов монастыри продают все, что угодно: освященную землю с могилок старцев, кирпичи в стены строящихся церквей, иконы, утварь, книги, свечки, продукты сельского хозяйства – в основном мед, но также и другие продукты. Себестоимость этой продукции часто равна нулю (земля с могилки) или равна затратам на еду для «трудников», - приезжающих в монастыри мирян, работающих в монастыре бесплатно (часто они же сами и свое питание оплачивают, хотя обычно питание все же за счет монастыря, вернее, его спонсоров). На строительных работах монахи уже давно не работают, для строительства монастыри нанимают строительные организации за весьма немалые деньги, опять же текущие от спонсоров или из государственного бюджета.
Власть настоятельницы монастыря внутри его стен безгранична. Никакой мужчина ей тут не указ. Часто на этих должностях в качестве настоятельниц состоят очень молодые женщины, которые открыто презирают мужчин, мужененавистничество настолько открыто ими демонстрируется, что считается нормой. Если в монастыре или при храме такого монастыря работают мужчины (сторожами, техническими работниками, "трудниками" - по-сути батраками на сельхозработах и др.), то настоятельница обращается с ними как со скотом, не только не проявляя ни малейшего уважения, но чуть ли не плюя им в лицо только за то, что они "скоты-мужчины", а она - женщина-монахиня. Шовинизм по отношению к мужчинам в таких монастырях культивируется на уровне фашистских концлагерей, но удивительно, что находится огромное количество мужчин, считающих себя действительно чем-то "виноватыми" перед женщинами, "грешными", и поэтому обязанными терпеть такое хамское отношение к себе со стороны женщин, они добровольно бесплатно или за символические деньги работают при таких монастырях, считая это "духовностью".
Вот такая ситуация царит в современном российском православии. Это матриархат, с практически ничем не ограниченной властью женщины: жены и матери. Можно было бы продолжить этот анализ и проследить причины такого положения дел, но это уже тема для другой статьи. Буду рад вашим комментариям и замечаниям, которые позволят мне доработать эту статью и написать новые.
Источник de-sky.livejournal.com
|