Foreign Affair: Экваториальная Гвинея - где-то на Экваторе
«Это где?!» - этот вопрос я задал, когда узнал о возможном проекте в Экваториальной Гвинее, а также о том, что я туда еду. «Где-то на Экваторе», - ответили мне. Но человек я на подъем легкий, потому был не против посмотреть на эту страну в Центральной Африке, тем более, Африка меня всегда интересовала – есть у Черного континента какая-то своя харизма.
А природа тут красивая.
Коренное население Экваториальной Гвинеи – это пигмеи, но сейчас ни одного пигмея тут уже не встретишь – по крайней мере, в городах. Жили пигмеи на уровне каменного века и являлись охотниками и собирателями, земледелия и скотоводства не знали, металл обрабатывать не умели. Затем сюда пришли кочевые народы банту, - самыми крупными племенами были буби и фанги, - они находились на уровне развития, примерно, Раннего Средневековья: умели ковать железные орудия и оружие, имели письменность (правда, примитивную – в духе германских рун, а потом, как и германцы после знакомства с римлянами, от нее отказались и перешли на латиницу) и т.д. – их самих, судя по всему, выгнали с насиженных мест другие африканские народы. Пигмеев эти племена или выгнали, или перебили. Кстати, пигмеи и бушмены, по словам современных антропологов, образуют отдельные расы. Не знаю, так ли это реально или нет, но африканские негры в их отношении очень по-расистски настроены и презирают даже больше, чем белые расисты презирают самих негров, – во многих странах их, в свое время, вырезали под ноль.
А потом приплыли европейцы и колонизировали данную территорию, поработив, в свою очередь, банту, а некоторые племена и вовсе перебили, – такой вот кармический удар. Впрочем, племя буби активно сопротивлялось и даже полностью вырезало, в свое время, испанский контингент в колонии, и их, в итоге, завоевать так и не удалось – вновь прибывшие испанские части просто оттеснили в горы.
Первым Экваториальную Гвинею открыл португалец Фернандо По, который и начал колонизацию страны, затем она перешла к Испании, потом на короткий период ее захватывали англичане, но позже испанцы, все же, снова вернули ее себе.
Миграция банту по Африке. На Экваториальной Гвинее они не остановились.
Банту в национальном костюме (и в кедах) и с палкой – такой у них тут вид спорта, - махачи на палках. Гейропейцы прекратили заниматься этим еще в начале 20 века (а в наших широтах всегда предпочитали кулачные бои без «аргументов»), а тут занимаются до сих пор.
Воины банту глазами местных уличных художников. Интересно то, что тут соблюдена историческая достоверность: в фильмах всяких воинов, гладиаторов и прочих Конанов-варваров изображают этакими качками с рельефным прессом и вообще фитоняшками, но источники указывают на то, что они, скорее всего, были, наоборот, «с жирком».
В 60-х в Африке началась массовая деколонизация и бывшие колонии, одна за другой, начали обретать независимость. Не оказалась здесь исключением и Экваториальная Гвинея, правда, здесь была небольшая особенность: если в большинстве африканских стран деколонизация сопровождалась местными майданами, лозунгами в духе «Европеяку – на гиляку!» и «Кто не скачет – тот белый!», то здесь все прошло более-менее тихо и мирно, - испанцы апартеидов не устраивали и мало-помалу интегрировали местное население в свою культуру, потому, несмотря на то, что испанский контингент был в стране всегда небольшой и в колонию данную Испания, толком, средства не вкладывала, особых эксцессов не возникло, - городское население, в большинстве своем, состояло из уже более-менее испанизированных негров, от белых ничем кроме цвета не отличающихся. В 1963 году Экваториальная Гвинея получила внутреннюю автономию, оставаясь колонией лишь формально, а в 1968 получила независимость. Был проведен всенародный референдум, на котором была принята конституция новой страны, а также демократические выборы, в результате которых президентское кресло получил Франсиско Масиас Нгема Бийого. Была создана партия «Единая национальная партия трудящихся», в которую было записано все взрослое население страны. Сначала ничего не предвещало беды, - Экваториальная Гвинея была одним из наиболее стабильных и состоятельных государств в регионе, многие жители соседних африканских стран хотели туда переселиться, но, внезапно, господин президент начал чудить. Причины этого неизвестны: либо он изначально замышлял все это безумие, но умело притворялся, либо у него была вялотекущая шизофрения, также, по некоторым данным, Масиас пристрастился к снадобью из ибоги – произрастающего в Африке растения, которое содержит психотропные вещества, - в частности, ибогаин.
Ибога. Африканские шаманы использовали ее в своих ритуалах, впадая в транс и наблюдая всякие видения. Также, вы, быть может, слышали о «порошке зомби», применяемом в вуду – вот его ингредиент: концентрированная доза может сплющить человеку мозг так, что он натурально станет зомби.
А, может быть, он просто решил не отрываться от коллектива, так как Африку тех лет можно было назвать регионом безумных диктаторов: в Уганде сидел Иди Амин, в Центральной Африканской Республике – Бокасса, и Масиас решил, что он ничуть не хуже. Примерно через год после избрания президентом, Масиас, якобы, в связи с попыткой переворота (неизвестно, была ли это действительно попытка переворота или Масиас сам все подстроил), расширил свои полномочия, а затем и вовсе объявил себя пожизненным диктатором. Потом, правда, решил, что быть диктатором для него недостаточно круто, потому объявил себя богом и намеревался сменить девиз страны на «Нет иного бога, кроме Франсиско Масиаса Нгема Бийого», затем он выгнал из страны всех иностранцев, причем, как белых, так и гастарбайтеров из других африканских стран, которых тут было предостаточно, так как Экваториальная Гвинея была одной из самых богатых стран в Африке. Будучи выходцем из племени фангов, он устроил геноцид буби, а также добил оставшихся в стране пигмеев. Также Масиас принялся менять топонимы в стране, заменяя испанские названия на африканские: столица Санта-Исабель была переименована в Малабо, остров Фернандо По, названный в честь его первооткрывателя, Масиас переименовал в честь себя любимого. Затем он взялся за медицину, - он посчитал, что современная медицина – это обман, и что она не лечит, а калечит, и призвал врачей пользоваться народной медициной, а когда те отказались, начал их преследование, в связи с чем врачи начали массово бежать из страны, а больницы – закрываться. Также Масиас начал массово закрывать школы, сжигать библиотеки, устроил гонения на церковь после того, как священнослужители отказались признавать его богом. Все средства страны стали направляться на внутреннюю безопасность, а на все остальное был положен большой и толстый. Дороги, линии электропередачи – все пришло в запустение. Поскольку границы страны были закрыты и вся связь с внешним миром обрезана, никаких закупок не осуществлялось, инженеры электростанции Малабо сообщили Масиасу, что работу станции необходимо приостановить, так как смазочных материалов катастрофически не хватает, а продолжать работу станции без них – опасно. Масиас пригрозил персоналу станции смертной казнью, если они ее остановят, после чего те, в то время как станция работала как ни в чем не бывало, свалили из страны, так как понимали, что их убьют что так, что так – или за то, что они остановят станцию, или из-за того, что станция рванет. Потому, к моменту, когда произошел взрыв, никого на станции уже не было. Вообще, образованных людей Масиас всячески преследовал, в результате, всех их либо перебил, либо они бежали из страны – к концу его правления, в 1979 году, только 15% населения страны были грамотными.
С СССР, кстати, Масиас дружил, не смотря на то, что называл марксизм разновидностью неоколониализма: СССР поставлял в Экваториальную Гвинею рыболовные суда, планировал построить крупный рыболовный док, также поставил партию самолетов, правда, вроде, ни один из них ни разу не взлетел, так как все, кто мог на них летать или обслуживать их были или убиты Масиасом, или бежали из страны. Часть из них, кстати, была затем снова продана в Россию, - помните, в 2000-х произошло несколько авиакатастроф подряд, в результате чего ряд авиакомпаний был закрыт?
В общем, Масиас отжигал так мог, в итоге, достал не только свое собственное окружение, но даже свою собственную семью, потому его родной племянник Теодоро Обианг Нгема Мбасого задумал свергнуть своего дядю. В 1979 году отряд марокканских наемников, нанятых Обиангом, вместе с бойцами национальной гвардии, командующим которой Обианг являлся, занял президентский дворец. Масиас был объявлен врагом народа, над ним прошел суд, в результате которого он был приговорен к смертной казни и расстрелян. Семью Масиаса приняла Корейская Народная Демократическая Республика, - его младшая дочь Моник до сих пор там живет, и даже пишет книги.
А Обианг стал президентом, а по факту – следующим диктатором, на коем посту он остается и по сей день, являясь диктатором с самым долгим сроком правления в истории. Формально, выборы в стране проводятся, - как правило, Обианг набирает на них 96-97%, оставляя оппозицию далеко позади (а на выборах в 1996 году в бюллетене вообще была только одна графа: «Обианг»). Правда ли Обианг столь популярен у народа и принес ли он ему благо? Разберемся с этим вопросом.
С одной стороны, есть много информации о том, что Обианг использует бюджет страны в целях личного обогащения, а его сын Теодор Нгема Обианг Мангу (по совместительству – второй человек в стране) был недавно арестован в Париже за нецелевое использование средств и вообще является известным любителем декаденса и житься на широкую ногу: приобретал в свою коллекцию всемирно известные произведения искусства, имеет одну из самых дорогих вилл в Малибу (вроде, сейчас арестована, а вырученные за нее деньги пойдут на специальную программу развития страны), затевал с популярными певицами и топ-моделями, - сейчас он, по-моему, находится под домашним арестом. В общем, и папа, и сын демонстрируют поведение типичных диктаторов «банановой республики».
С другой стороны, Обианг реально много сделал и для страны и это нельзя не заметить: прежде всего, он начал открывать школы, университеты, начал звать преподавателей из-за рубежа и реально озаботился образованием населения: если при Масиасе только каждый 10-й житель был грамотным, то при Обианге количество грамотного населения выросло на 93% - безусловный вин. Обианг провел массовую электрификацию, и сейчас, вроде как, электричество есть даже в самой глуши, он восстановил дороги, которые при Масиасе пришли в запустенье, так как ими никто не занимался и построил новые. Привнес цивилизацию в разрушенную и измотанную страну – этакий африканский Пиночет. Кстати, истории прихода к власти у них тоже похожи: оба, в свое время, втерлись в доверие к правящему режиму, оба подавляли волнения против него, а потом сами ударили и свергли. Оба, при всех эксцессах, навели порядок в стране.
В 1990-х в стране были обнаружены крупные залежи нефти, что привело к быстрому экономическому росту, в результате чего Экваториальная Гвинея, на данный момент, является одной из самых развитых и богатых африканских стран.
Франсиско Масиаса Нгема Бийого. Можно просто «Бог».
Дети Масиаса в Северной Корее.
Эффективный менеджер Обианг.
С супругой Констанцией, - кстати, известной активисткой за права женщин в Африке.
Обианг-младший. Миллиардер, плейбой, вынужденный филантроп.
Семейное право в Экваториальной Гвинее выглядит следующим образом: что касается имущества, то при разводе, как правило каждый остается с тем, c чем пришел, а в отношении приобретенного в браке уже разбирается суд. При этом, многие в, собственно, ЗАГСе (местном аналоге, который называется Oficina de Registro Civil -Управление государственной регистрации) брак не регистрируют – местная церковь тут венчает и без штампика, а имущественные споры решают по отдельному договору – вернее, даже не договору, а договоренности «по понятиям», хотя местные власти и пытаются эту практику изжить (по случаю, правда, сами ей активному пользуясь). Ребенок при разводе, если ему меньше 7 лет, остается с матерью, но затем его, как правило, отдают отцу, если старше 7 лет, то, как правило, остается с отцом.
Общественности прогрессивной подобное не нравится и она периодически возмущается, а с учетом того, что Первая леди – Констанция Обианг, правами женщин (в стране, кстати, с ними все в порядке и патриархата давно нет, - бабы и работают, причем это стимулируется всячески через пропаганду: мол, быть на кухне – не круто, круто в офисе сидеть или гайки крутить, - я, кстати, такую пропаганду всячески поддерживаю, если в ней нет унижения мужчин и она не идет под руку с гендерными квотами и прочими моментами, дискриминирующими мужчин) очень интересуется и даже приглашала в страну феминистких лекторш, которым оплачивала билеты и проживание. Видимо, малина скоро закончится.
Кстати, одна из причин, почему африканцы предпочитают работать с китайцами, а не с европейцами – это то, что европейцы начинают задавать вопросы про гендерное равенство, а китайцев вопрос гендерного равенства в стране интересует меньше всего – у них просьбы, обычно, более практичные: не признавать суверенитет Тайваня, например.
Китайцев здесь довольно много, часть приезжает с семьями, а часть затевает с местными бабами (а также с приезжими, так как тут полно мигрантов из более бедных стран Африки). Кстати, очень интересно, что китайским экспатам, которые женились на аборигенках, приплачивают, чтобы они регулярно «отчитывались» о совместной жизни, - снимали видео, например.
Аборты тут нелегальны – за них дают 3-5 лет тюрьмы и/или наказывают денежным штрафом. Исключение составляют случаи, когда, по медицинским показаниям, рождение ребенка грозит опасностью для здоровья и жизни женщины.
Проституция, в принципе, легальна, но бордели и сутенерство – нет. Также запрещена детская проституция (и проституция несовершеннолетних), причем карается тут клиент проститутки – за это полагается тюремное заключение. В Экваториальной Гвинее конкретно я про такое не слышал, но вот в других странах подкладывать несовершеннолетнюю, а потом шантажировать, вытягивая деньги – любимое занятие местных полицаев. Особенно, с учетом того, что африканки в 14 могут выглядеть на все 18.
А бабы какие-то некрасивые – как правило, глазу не за что зацепиться, когда идешь по улице. Процент красивых примерно такой же, как и в Русском Мире.
Потому местные мужчины сами предпочитают затевать, например, с нигерийками, которых здесь полно. Собственно, большинство проституток именно из Нигерии, - вообще, по моим наблюдениям, в каждом регионе есть какая-то страна-основной поставщик проституток: в Европе ранее этот был Русский Мир, сейчас это Румыния, в Азии – Камбоджа, в Америке – Колумбия, а в Африке это Нигерия. Я их понимаю: среди нигериек встречаются и правда красивые бабы, с пухлыми губами, как у негритянок, но без больших приплюснутых носов, резко выдающихся белков глаз и т.д. Возможно, это связано с тем, что эта страна – одна из стран, на территории которого живут йоруба – по-моему, единственный африканский народ с гаплогруппой R1 (нет такого народа «африканцы», как нет такого народа «европейцы», и если среди европейцев есть славяне, германцы, кельт-иберы и т.д., то среди африканцев – банту, йоруба, нилоты и т.д.). Проститутки пристают у отелей или обитают в специальных районах, где они снимают комнаты, в которых и принимают клиентов. Цена – около 15-30 баксов. Можно снять и «полставочницу» в баре (которая типа не профессиональная проститутка, но с каким-нибудь иностранцем не прочь попроституировать), - в принципе, качество даже выше будет. Проституток-аборигенок довольно мало, - в основном, приезжие. А бабы местные предпочитают иностранцев – желательно, европейцев, но сойдет, на крайняк, и китаец или араб.
Бабы.
Раньше, как и во многих африканских странах, в Экваториальной Гвинее остро стояла проблема ВИЧ, которую усугубляли мигранты, которые толпами сюда валили. Но сейчас эпидемию удалось остановить и процент ВИЧ-инфицированных составляет, примерно, 1,2% населения (для примера, в РФ на Урале – 1,4%). Победить удалось проверенным способом – нет, не пропагандой духовности и ограничением свобод, а секс-просветом (это когда в школу приходит врач, объясняет, что такое венерические заболевания, что если неизлечимые, а также объясняет, что надо делать, чтобы ими не заразиться) и раздачей презервативов. Сторонникам т.н. «возрождения нравственности» этот метод, может быть, и не нравится, но он работает.
А менталитет африканцев вообще (где-то это выражено слабее, где-то – сильнее) очень похож на менталитет Русского Мира, только в каком-то гротеском виде у них это все:
Во-первых, демократию они отвергают всем естеством – демократичность у правителя они воспринимают как слабость, как и всякие либеральничения. Если человек начинает с ними либеральничать – сядут на шею и будут наглеть, ну и работать не будут – прямо как у нас. То есть, демократия у них не проканает – по крайней мере, на данный момент. Боб Денар, известный «солдат удачи», основатель известного отряда наемников «Дикие гуси» удивлялся, - мол, не может он понять африканцев: он свергает им диктатора, проводятся демократические выборы, а на них выбирают другого диктатора! Такой уж менталитет. А у нас, разве, по-другому: наиболее популярные в народе правители – наименее либеральны (Иван IV, Петр I, Сталин, в конце концов, про которого вообще таких небылиц насочиняли, что он сам бы обалдел, думаю).
При работе все усугубляется тем, что СССР, увы, вел себя перед разными развивающимися странами примерно как бабораб перед бабами – в Экваториальной Гвинее, правда, это не так заметно, т.к. людей, которые застали те славные времени, практически не осталось: или в отставку ушли, или бежали из страны, или Обианг перебил.
Во-вторых, авторитет у них стоит выше закона, и «понятия» над законом главенствуют. Грубо говоря, все перед законом равны, но некоторые равнее. Единственное, наши «понятия» отдают приоритет бабам, а у них – мужчинам. Но обольщаться не стоит – к мужчинам жестокости там, все равно, гораздо больше.
Некоторые считают, что к иностранцам африканцы относятся как к «белым богами», но, на самом деле, куда больше подходит эпитет «белый дурак с деньгами». Крайне потребительское отношение: они считают, что если иностранец приехал из страны, где живут лучше, чем в их стране, то значит этот иностранец им априори должен. В странах, где уровень жизни более-менее подрос (а последнее десятилетие для Африки вообще ознаменовано экономическим ростом), это уже гораздо меньше выражено, но, в целом, отголоски до сих пор присутствуют.
Присутствует и черный расизм (правда, в Экваториальной Гвинее практически нет: как-никак, испанская колония). Причем, черный расизм сам по себе очень похож на антисемитизм: так, наши национально ушибленные всяких негров, таджиков и прочих кавказцев презирают «сверху вниз», - мол, они дикие, глупые и т.д., а вот евреев – «снизу вверх», - мол, такие они нехорошие, всех захватили, нас поработили, а потом начинают городить огород про то, что не такие уж эти евреи и умные, а даже наоборот, ущербные какие-то. Возникает резонный вопрос: «Если эти «ущербные» вас смогли захватить, то кто тогда вы?!». Примерно такой же глупостью является и черный расизм. Правда, больше популярен-таки другой вид черного расизма: белый – это денежный дурачок, которого от денег надо освободить, потому ценники на рынках они, как только видят белую рожу, резко поднимают.
А вот к русским в Африке относятся, в принципе, хорошо: если в Экваториальной Гвинее русских, в принципе, не выделяют, то в той же Анголе продавщицы, узнав, что я русский, сразу продавали мне все по цене для местных, а не для иностранцев.
Еще я думал купить себе что-нибудь из местного этнического холодного оружия в коллекцию. Чтобы пацаны оценили: европейским уже никого не удивишь, азиатским тоже, а вот африканское что-нибудь не у каждого в коллекции есть.
Например, что-то типа этого:
Африканские метательные ножи «кхпинга» или «пинга». На самом деле, использовались довольно редко – археологи их находят немного. Большинство сковано уже в 19-20 веках, чисто для продажи белым в качестве сувениров. Вообще, «пинга» на кубинском испанском это хер, потому можно назвать данное оружие метательной херней. В принципе, подобная штука существовала и в средневековой Европе и называлась Wurfkreuz.
Вот как-то так.
Африканский меч шотель. Именно с него срисовали сабли дотракийцев из сериала «Игра престолов», правда, шотель – это ни разу не сабля, а серп, а режущая кромки у него – на внутреннем изгибе. И вообще, не понятно, почему типа монгольских степных кочевников вооружили африканскими мечами.
Или, например, такого:
Африканские боевые тесаки. Нигры вообще любили серпообразные клинки – видимо, чтобы щит огибать (а другой защиты у нигр практически и не было) - типа как фракийцы со своими сиками.
Но, к сожалению, не судьба – если в других африканских странах такого продавалось в избытке, но я ходил мимо, то тут, когда-таки приспичило, в Экваториальной Гвинее, ничего такого не продается. Закон Мерфи, что сказать.
Вот такая вот она – маленькая страна Экваториальная Гвинея. Сейчас страна является одной из самых богатых и стабильных в Черной Африке, но экономика у нее, во многом, сырьевая, и ей еще много что предстоит сделать, также неизвестно, что случится со страной после ухода Обианга, который, по слухам, болен раком. Но пожелаем ей удачи.
Источник vk.com
|